Виды юридических лиц в зависимости от целей их деятельности

Рис. 1

Правовые основы осуществления экономической деятельности на территории Российской Федерации

Вопрос 1.

Лицо, несущее уголовную ответственность за совершение экономического преступления, при осуществлении экономической деятельности юридическим лицом

Правовые основы осуществления экономической деятельности на территории российской федерации

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ДАННОЙ СФЕРЕ

Лекция 1.

Учебные вопросы:

3. Статистические данные о преступлениях в сфере экономической деятельности на территории Российской Федерации, Санкт-Петербурга и Ленинградской области

В соответствие с ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации (Конституция РФ) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Исходя из ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими такую деятельность, или с их участием.

Участниками предпринимательской или иной экономической деятельности могут быть физические лица (граждане) и юридические лица (организации). Исходя из учебной направленности данного издания, изложим информацию, содержащуюся в ст. 50 ГК РФ, устанавливающей виды юридических лиц и цели их деятельности, в графическом виде на рисунке № 1.

В соответствие с нормами ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Сведения о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). К предпринимательской деятельности таких лиц применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Иное правило регулирования предпринимательской деятельности граждан может быть установлено другими законами, нормативными правовыми актами. Если гражданин, осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствие с нормами ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в соответствующих государственных органах в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В соответствие со ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Государственную регистрацию юридических лиц (коммерческих организаций), а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС России)[1]. Помимо этого, ФНС России в соответствие с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе так же осуществляет:

а) функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;

б) представление в делах о банкротстве.

 

Решение о государственной регистрации кредитных организаций, в соответствие с п. 8 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» принимает Банк России[2]. В соответствие со ст. 12 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций осуществляется ФНС России на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации[3].

Решение о государственной регистрации некоммерческих организаций в соответствие с п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации возлагается на Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)[4]. В соответствие с ч. 3 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций осуществляется ФНС России на основании решения Минюста России или его территориального органа о соответствующей государственной регистрации[5].

При регистрации организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган, в соответствие с п. 3 ст. 83 НК РФ осуществляет их постановку на налоговый учет в качестве налогоплательщиков по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, соответственно.

На основании п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган, осуществивший постановку на налоговый учет, обязан выдать организации и индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, и индивидуальному предпринимателю, дополнительно, уведомление о постановке на учет в налоговом органе. С момента постановки на налоговый учет, данные налогоплательщики, обязаны уплачивать налоги и исполнять иные обязанности, закрепленные в ст. 23 НК РФ.

В соответствие с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган. При регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ЕГРЮЛ и ЕГРИП вносятся сведения, предусмотренные ст. 5 указанного Федерального закона. Для правоохранительных органов практический интерес могут иметь значение следующие сведения, содержащиеся в государственных реестрах:

1) фамилия, имя и отчество; дата и место рождения; место жительства в Российской Федерации; вид и данные документа, удостоверяющего личность физического лица; дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя);

2) полное и сокращенное наименование для коммерческих организаций на русском языке и организационно-правовая форма юридического лица;

3) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;

4) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью – сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам;

5) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

6) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

7) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих его личность;

8) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем);

9) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

10) идентификационный номер налогоплательщика, код причины (для организации) и дата постановки на учет лица в налоговом органе

11) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемой лицом;

12) стоимость чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на дату окончания последнего завершенного отчетного периода.

В ЕГРЮЛ и ЕГРИП содержаться и иные сведения об организации и индивидуальном предпринимателе, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для получения данных сведений сотрудник правоохранительного органа должен направить соответствующий запрос в налоговый орган. В соответствие с ч. 2 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона налоговый орган бесплатно предоставляет содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведения и документы правоохранительным органам по находящимся в производстве делам. Исходя из ч. 2 ст. 6 данного нормативно-правового акта, сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:

1) выписки из соответствующего государственного реестра;

2) копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре.

Таким образом, сотруднику правоохранительного органа необходимо указывать в запросе о том, какие сведения из государственных реестров необходимо предоставить в виде выписки, а какие в виде копий документов. Данные сведения, исходя из ч. 3 этой же нормы, представляются в течение пяти дней со дня получения налоговым органом соответствующего запроса.

После регистрации в налоговом органе и постановке на налоговый учет, организации или индивидуальные предприниматели открывают счета в банках, для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. После их открытия, организации и индивидуальные предприниматели, на основании пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ обязаны сообщить об этом в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации и месту жительства индивидуального предпринимателя, в течение семи дней со дня открытия, а также закрытия таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности. На банки, в соответствие с п. 1 ст. 86 НК РФ так же в возлагается обязанность сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета. Таким образом, налоговый орган так же располагает сведениями сведения о банковских счетах юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Если организация или индивидуальный предприниматель желает осуществлять какой-либо лицензируемый вид деятельности, то ему необходимо получить соответствующую лицензию. Порядок ее получения регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а так же иными законами, регулирующими конкретные виды деятельности. В соответствие с ч. 2 ст. 1 Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», положения данного нормативного акта не применяются к отдельным отношениям, связанным с осуществлением лицензирования, таких как производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность кредитных организаций, страховая деятельность и другие, указанные в приведенной норме. Лицензирование таких видов деятельности осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по лицензированию в соответствующих сферах деятельности.

Кроме того, ч. 4 ст. 1 указанного Федерального закона предусматривается, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:

1) оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;

2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;

3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

Исходя из учебных целей данного пособия, изложим основные положения, касающиеся лицензирования в соответствие с приведенным Федеральным законом.

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3 Федерального закона).

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию (п. 6 ст. 3 Федерального закона).

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, приведен в ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствие со ст. 14 данного нормативного акта лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствие со ст. 9 вышеуказанного Федерального закона, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. При этом, лицензия действует бессрочно.

Исходя из частей 8 и 9 ст. 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом заявителю бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений.

Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 (ред. от 23.06.2011 г.) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утверждает:

1) перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование с приведением видов лицензируемой ими деятельности;

2) перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Правительство Российской Федерации, в соответствие со ст. 5 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

Получив лицензию, а в случаях, не требующих ее наличия, юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют разнообразные виды экономической деятельности, число которых является значительным. Для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них, которые заявляются хозяйствующими субъектами при регистрации, на территории Российской Федерации действуют два Общероссийских классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД):

1) ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1). Он введен Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 г. № 454-ст;

2) ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Он введен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 г. № 329-ст. для дополнения ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) и действует лишь в период с 1 января 2008 г. до 1 января 2013 г.

Исходя из позиции ФНС России, для целей государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей используется ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1)[6]. Этот классификатор использует ФНС России когда регистрирует юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указывая в ЕГРЮЛ или ЕГРИН виды экономической деятельности, которыми будут заниматься данные лица.

ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания (приложение А).

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух - шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:

XX. - класс;

ХХ.Х - подкласс;

ХХ.ХХ - группа;

ХХ.ХХ.Х - подгруппа;

ХХ.ХХ.ХХ - вид.

В классификатор введены разделы и подразделы. Например:

Раздел D Обрабатывающие производства

Подраздел DA Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

15 Производство пищевых продуктов, включая напитки

15.1 Производство мяса и мясопродуктов

15.11 Производство мяса

15.11.1 Производство мяса и пищевых субпродуктов крупного

рогатого скота, свиней, овец, коз, животных семейства

лошадиных

15.11.2 Производство щипаной шерсти, сырых шкур и кож

крупного рогатого скота, животных семейства

лошадиных, овец, коз и свиней

15.11.3 Производство пищевых животных жиров

15.11.4 Производство непищевых субпродуктов

Регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя, дает указанным лицам право на осуществление предпринимательской или иной экономической деятельности. Правовое регулировании их осуществления хозяйствующими субъектами, регламентируется ГК РФ и иными нормативными правовыми актами. Нарушение требований законодательства, регулирующего осуществление экономической деятельности, влечет за собой юридическую ответственность, в том числе и уголовную. Нормы, охраняющие сферу экономической деятельности от преступных посягательств содержаться в главе 22 УК РФ. Вместе с тем, обучающиеся должны знать, что в КоАП РФ, так же содержится ряд охранительных норм, предусматривающих административную ответственность за правонарушения в сфере экономической деятельности. Данные нормы содержаться в главе 14 (административные правонарушения в области предпринимательской деятельности), 15 (административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг) и 16 (административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) КоАП РФ.

Приведенные кодифицированные акты в ряде случаев описывают одно и то же противоправное деяние в сфере экономической деятельности. Например, незаконное использование товарного знака, которое предусмотрено ст. 180 УК РФ и ст. 14.10 КоАП РФ, либо неправомерные действия при банкротстве, предусмотренные ст. 195 УК РФ и 14.13 КоАП РФ. В связи с этим, для эффективного расследования экономических преступлений и правильной квалификации действий лица, преступившего охранительную норму, необходимо еще знать содержание диспозиций соответствующих статей КоАП РФ и уметь квалифицированно отграничивать преступные деяния от правонарушений, исходя из фактических обстоятельств дела.