Для древних греков славное имя было нетленным, непреходящим, ценное само по себе, оно не покупается и не продается, славное имя превосходит всякую материальную награду.

Формирование этих представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Этот дух пронизывал почти все стороны жизни и деятельности древних греков, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры, театральные постановки или судебные тяжбы. У древних греков сами боги состязаются. Более того, согласно греческой мифологии, наблюдаемый миропорядок возник в результате победы Зевса над Кроном, а затем над титанами. В честь этой славной победы и были устроены состязания смертных людей на Олимпии.

Невозможность существования человека вне коллектива ставит благополучие человека в зависимость от благополучия полиса. Частный интерес неотделим от общего, постоянное их взаимодействие было обеспечено властью народного собрания и строгими законами.

Для полисного мировоззрения было характерно представление об особой связи города с богами. Полис, так же как и семейная община, находился под покровительством бога, соответственно и гражданин находился под покровительством бога, т. е. жизнь гражданина была не только защищена законами и установлениями полиса, но и охраняема богами. Поэтому жизнь вне рамок полиса была просто невозможна.

Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.

Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. Поэтому высшая доблесть гражданина заключалась в защите своего полиса. С экономической жизнью полиса связана еще одна особенность. Экономика базировалась на земледелии, скотоводстве, виноградарстве. Основным принципом хозяйства была идея самообеспеченности, которую можно рассматривать как экономическую основу свободы.

Человек, являясь членом гражданской общины, жизнь которой регулировалась нормами, основанными на идее справедливости, был защищен от произвола.

Таким образом, люди, связанные общественными и культурными узами, составляли замкнутую общность, т. е. нельзя быть гражданином вне рамок коллектива, человек мог чувствовать себя полноценным только являясь частью общего. В то же время коллектив этот существовал не как подавляющее человека огромное государственное целое, а как интимное, близкое его окружение, как нечто свое, привычное.

Полис приходит на смену родовому строю в VII веке до н. э. после крушения власти родовой земельной аристократии как новая общественная, политическая и экономическая структура. Полис или город-государство состоял из собственно города, который являлся центром государства, и примыкающей к городу территории, являющейся собственностью свободных граждан.

Но место полиса не ограничивалось столь узким пониманием как города с его территориальной, административной структурой, в греческом сознании это понятие имело более глубокое содержание.

Основным средством производства Греции была земля. И только владелец земли считался полноправным гражданином. Кровные родственники (владельца земли) составляли ядро семьи, но были и люди, зависящие от главы семьи, – периферия. Но не только это определяло автономию семьи. Это объединение несло и сакральное значение. У каждой общины было свое божество, покровитель и, следовательно, культ, что также обособляло ее в самостоятельное целое. Именно из таких групп, взаимодействующих друг с другом, и состоял полис.

Опираясь на вышесказанное, можно определить основные черты полиса: земля как основа собственности; тяготение к натуральному хозяйству, возделываемому трудом «фамилии» и кормящему ее; община, семья, род – вообще принадлежность к целому как условие человеческой полноценности; гражданская община как наиболее естественная и совершенная форма такой целостности; острое ощущение различия между собственно общиной и не-общиной, гражданами и негражданами.

В соответствии с основными принципами полиса формируется полисная система ценностей. Полис воспринимался «как единственно естественная организация жизни, обусловленная самой структурой бытия». Полис – это та модель, которая лежит в основе представлений о мироздании, о космосе. Поэтому его изменение представлялось как упадок и гибель мироздания.

Мерило ценности человека – его служение государству, главное в человеке то, что объединяет его с согражданами, т. е. общественная личность, а не его неповторимая индивидуальность.

Полисный строй воспитал у греков особое мировоззрение. Он научил их ценить реальные способности и возможности человека – гражданина. Главное в жизни древних греков – ориентация на успех, что было равнозначно счастью. Счастлив тот, кто сильнее, умнее, красноречивее. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе (агональность).

Погоня греков за славой и обретением бессмертия в памяти поколений была одним из ярких проявлений их острого чувства «скоротечности» человеческой жизни и неуемного желания преодолеть смерть.