Распределение.

Грузопереработка.

• Грузооборот характеризует объем грузов различных наимено­ваний, прошедших через склад за определенный промежуток времени. Возможно исчисление грузооборота по прибытию или по выбытию со склада, но чаще — по прибытию, это — аб­солютный показатель.

• Число операций грузопереработки включает число перегрузок по ходу перемещения груза. Оборачиваемость запасов характе­ризует число оборотов, т.е. частоту обновления содержимого на складе за определенный промежуток времени.

Длительность оборота — величина, обратная оборачиваемости, показывает, какой период времени пройдет до того, как запас на складе будет полностью исчерпан.

В данном показателе в качестве грузовой единицы может вы­ступать паллета, поддон, упаковка и даже единица объема.

• Величина товарного кредита (дни, руб.) - размер дебиторской задолженности, возникающей у поставщика товаров или услуг при продаже с отсрочкой платежа. Размер кредита зависит от: объема закупки; скорости погашения задолженности.

• Превышение товарного кредита (дни, руб., %) измеряется в тех же показателях, что и товарный кредит.

Данный показатель является одним из центральных показате­лей логистики и может интерпретироваться либо как готовность к удовлетворению заказов потребителя, либо как готовность к поставке на склад производственных и сборочных цехов.

• Частота повреждения продуктов, число претензий (возврата) стоимость возвращенных товаров характеризуют абсолютную или относительную величину случаев неисполнения заказа. Для повышения положительных составляющих логистической активностипредприятия могут быть использованы различные механизмы, начиная с отдельных эффективных приемов органи­зации работы и технологий и кончая существенными функцио­нально-структурными преобразованиями. Они могут касаться определенных функций и структур (например, изменения структуры организации логистических работ на предприятии).

Более сложный вариант имеет место тогда, когда вводятся но­вые организационно-экономические формы взаимодействия не­скольких предприятий в цепи поставок, позволяющие им не только выжить в условиях конкуренции, но и обеспечить темпы экономического развития и эффективность.

В зарубежной и отечественной практике существуют разнооб­разные подходы к оценке эффективности ЛС. Некоторые непо­средственно связаны с понятием цепочек ценностей (см. гл. 3), другие с комплексным рассмотрением локальных и глобальных критериев эффективности ЛС (см. п. 6.1).

Так, для локальной оценки эффективности логистических опе­раций фирмы [18] Ассоциация логистических систем (The Logistics executions Systems Association, LESA, США) разработала систему

 

критериев, включающуютри группы показателей: 1)удовлетворение спроса (доставка заказанного товара в требуемый срок, коэффици­ент удовлетворения спроса, полнота и точность выполнения заказа и т.д.); 2) управление запасами (достоверность учета запасов, уро­вень подготовительного запаса в сутках, «прозрачность» и простота учетных операций на складе и др.); 3) производительность работников склада (число подобранных заказов в час, стоимость под­борки одного заказа, доля расходов на комплектацию, определя­емая по отношению к объему реализации продукции со склада и др.). Совет по проблемам управления логистическими цепями поставок (Supply Chain Council), членами которого являются около 800 предприятий и организаций США, предложил для комплексной оценки эффективности функционирования логистических цепей (ЛЦ) усовершенствованный вариант компьютерной модели (вер­сия 6.0), разработанный с учетом потребностей электронной ком­мерции. Первоначальный вариант модели Supply Chain Operations Reference (SCOR) был предложен в 1996 г., усовершенствованный ва­риант (версия 5.0) — в 2001 г.. а версия 6.0 - в апреле 2002 г. В этой модели оптимизации подлежат пять функций (табл. 6.11), которые определяются 13 показателями эффективности.

Таблица 6.11

Показатели эффективности логистических цепей (ЛЦ)

Оптимизируемая функция ЛЦ Определение функций Показатели эффективности
Надежность поставок Способность ЛЦ обеспечить своевременную доставку нужного потребителю товара (упаковка, ассорти­мент, качество, комплект­ность, сопроводительная документация соответ­ствуют стандартам) Выполнение обяза­тельств по срокам
        Коэффициент удовлетворения спроса
        Точность выполнения заказа
Оперативность функциониро­вания Быстрота реагирования ЛЦ на изменение спроса Длительность периода выполнения заказа
Гибкость Оперативность перестройки структуры ЛЦ при измене­нии ситуации на рынке Интервал запаздыва­ния реакции ЛЦ на изменение спроса
        Уровень гибкости производства
Издержки функциониро­вания Расходы, связанные с эксплуатацией ЛЦ Размер товарообо­рота
        Административно-управленческие расходы
        Стоимость, добав­ленная в ЛЦ
        Расходы на гарантий­ное обслуживание и расходы, связанные с возвратом товаров потребителям
Эффективность управления активами Эффективность использо­вания основных фондов и оборотных средств в ЛЦ Скорость оборота денежных средств вЛЦ
        Размер запаса (в сутках)
        Оборачиваемость оборотных средств
       

Одним из перспективных способов воздействия на показатели эффективности ЛС может стать подход, основанный на оптими­зации запаздывания потоков в ЛС . Исходя их того, что каждому материальному потоку в любой логистической системе всегда со­ответствует свой финансовый поток, оба потока должны быть тесно связаны во времени и пространстве информационным по­током. Несогласованность этих триединых потоков может обер­нуться для предприятия замедлением движения оборотных средств и значительными издержками.

В качестве критерия согласованности (соответствия) рассмат­риваемых потоков может быть принято оптимальное время Запаз­дывания финансового и информационного потоков по отноше­нию к материальному.

Сам факт такого запаздывания означает, что полного соот­ветствия быть не может. Более того, оно экономически нецеле­сообразно из-за значительных затрат на его обеспечение. Иными словами, задача оптимизации потоковых процессов сводится к определению оптимального времени запаздывания. Отклонение фактического времени запаздывания от оптимального позволяет найти размер экономических потерь и задействовать внутрен­ние и внешние резервы для их ликвидации. Суммарное запаздывание между отпуском готовой продукции и ее оплатой состоит из двух локальных запаздываний: (1) запаздывания между зака­зом потребителя и отпуском продукции; (2) запаздывания между отпуском продукции и ее оплатой.

Суммарное запаздывание можно рассматривать в двух аспек­тах: с одной стороны, как производственное запаздывание и запаз­дывание оплаты счетов дебиторов, когда готовая продукция реа­лизуется с отсрочкой платежа. В этом случае финансовый поток запаздывает относительно материального. С другой стороны — имеет место производственное запаздывание, когда продукция реализуется по предварительной оплате и материальной поток за­паздывает относительно финансового.

В условиях устойчивого и определенного спроса на готовую продукцию при наличии достаточного оперативного запаса про­дукции спрос удовлетворяется оперативно и полностью. Это по­зволяет свести задачу оптимизации суммарного запаздывания к оптимизации интервала времени между отпуском продукции и ее оплатой. Данное запаздывание двояко влияет на финансовое по­ложение анализируемого предприятия-кредитора. С одной сто­роны, «мягкая» кредитная политика способствует увеличению объема реализации. Однако она вынуждает предприятие привле­кать заемные средства для компенсации задержек в оплате за про­дукцию. Требование немедленной оплаты снижает затраты, но нередко приводит к «уходу» покупателя. Поэтому возникает за­дача определения оптимального запаздывания между отгрузкой готовой продукции потребителю и ее оплатой. В этой связи опти­мальное запаздывание будет объективно необходимым, а откло­нение в любую сторону можно считать рассогласованием (несо­ответствием) потоков.

Фундаментальная причина запаздывания необходимость удовлетворения рыночных потребностей. По влиянию на эффек­тивность работы предприятия оптимальное запаздывание явля­ется объективно необходимым фактором. Причина же «рассогла­сования» — действие факторов вариабельности внешней и внут­ренней среды. Рассогласование приводит к образованию «узких звеньев» и рассогласующихся потоков. Это замедляет их движе­ние и требует дополнительных затрат.

Критерием оптимизации запаздываниямогут быть интеграль­ные издержки. Они складываются из затрат на согласование пото­ков и потерь в потоковой системе, обусловленных рассогласова­нием. Затраты на согласование потоков включают затраты на

поддержание вложений в запасы, дебиторскую задолженность, связанные затраты, затраты на списание безнадежных долгов и на организацию торговых скидок.

Потери от рассогласования потоков составляют потери от «ухода» покупателя. В их основе лежит размер недополученной прибыли из-за неудовлетворения требований покупателя, кото­рого не устраивает предложенная предприятием система оплаты, включающая взаимосвязанные величины запаздывания оплаты и скидок. Очевидно, что при сокращении срока запаздывания число ушедших покупателей будет расти. Такую зависимость должна отслеживать маркетинговая служба логистического цен­тра предприятия.

Увеличение объема аналитических работ в ЛС в связи с этим приводит к усилению значимости информационных систем и технологий [32, 331.

Среди этих систем можно назвать систему DDS для поддержки принятия решений в логистике (на примере DDS—Toolset), кото­рая позволяет выполнять разнообразные функции:

• Планирование месторасположения и районов охвата (логис­тическими услугами).

• Планирование сетей дистрибьюции и их оценку.

• Планирование и опенку транспортных сетей (many-to-many, hub-and-spoke networks).

• Планирование европейских транспортных систем (network and schedule planning).

* Планирование структуры районов (management of service areas). Стратегическое планирование оборотов транспортных средств (vehicle routing).

В зависимости от видов и места выполнения логистических функций с помощью данной системы удается удовлетворить ти­пичные потребности поддержки принятия решений, в частности, ооеспечивать решение таких проблем, как:

1. Сетевая интеграция для предприятия, оказывающего транспортные услуги

2. Сетевая конфигурация для отгрузчика, в том числе:

3. Логистическое программное обеспечение клиентов:

 

Наряду с перечисленными задачами и чисто логистическими методами их решения на практике требуются комплексные ре­шения потоковых процессов (материальных, финансовых и ин­формационных), важное значение в которых приобретают маркетинговые подходы, в частности, использование технологий бенчмаркинга для различных областей логистики (складирова­ния, закупок, организации экспедиторских компаний и других провайдеров).

Объединение производственных цепочек создания стоимости предприятий поставщика и заказчика стало производиться при помощи организации электронного обмена данными через сеть Интернет; организации он-лайнового снабжения материальными ресурсами; сотрудничества на он-лайновых (виртуальных) рын­ках реализации.

Опыт показывает, что на сегодняшнем уровне развития ин­формационных систем сумма сделок между предприятиями (по товарам производственного назначения) более чем в 4 раза превосходит сумму сделок с потребителями (по потребительским товарам). Так, например, в Европе (включая страны Восточной Европы) в 2003 г. объем оборота электронной коммерции по сделкам между предприятиями составили 334 млрд долл., а по сделкам с потребителями - только 82 млрд долл.

Хотя в ближайшем будущем большая часть мирового оборота в сфере электронной коммерции, как и прежде, будет приходиться на США и Канаду, однако страны азиатского региона и Восточной Европы демонстрируют тенденцию значительного роста этого показателя. Предполагается, что доля Европы в мировом объеме электронных сделок по товарам производственного назначения

составит около 29%.

Если сравнивать прогнозы оценки доли электронной коммер­ции в различных отраслях промышленности, то на первом месте здесь стоит электроника, в которой на 2007 г. прогнозируется около 40% всех сделок между предприятиями по товарам произ­водственного назначения через Интернет. Второе место - зани­мает химическая промышленность и производство искусствен­ных материалов, а также транспортная логистика, где доля таких сделок составит около 30%. Сравнительно меньшее влияние бу­дет оказывать электронная коммерция в строительстве, лесной и бумажной промышленности (ее доля составит около 14—15%).

Сделки по законченным продуктам заключаются на поставку сравнительно простых стандартизованных компонентов и узлов, которые производятся для анонимного рынка, т.е. без учета требо­ваний конкретных потребителей. Поскольку такие сделки не под­разумевают индивидуального сервисного обслуживания и не тре­буют интенсивных личных контактов, то они в наибольшей степени подходят для электронной коммерции. По сравнению с ними то­варные предложения, которые присущи другим типам сделок, ха­рактеризуются более высокой сложностью. Например, сделки по поставке комплектующих предусматривают оказание ряда допол­нительных сервисных услуг (в том числе в области логистики). Наряду с этим вследствие особой специфики товарного предложе­ния (например в сделках по крупному специальному оборудова­нию) или привязки потребителя к конкретному поставщику (на­пример в сделках по комплексным системам) могут потребоваться интенсивные личные контакты с заказчиком. Поэтому такие товар­ные предложения меньше подходят для организации продаж через Интернет, хотя коммуникативная поддержка этого процесса может происходить при помощи электронных медиа-средств. В каждом таком варианте использование современных информационных тех­нологий способствует повышению эффективности логистики на основе тесной кооперации между заказчиком и поставщиком.