Распределение.
Грузопереработка.
• Грузооборот характеризует объем грузов различных наименований, прошедших через склад за определенный промежуток времени. Возможно исчисление грузооборота по прибытию или по выбытию со склада, но чаще — по прибытию, это — абсолютный показатель.
• Число операций грузопереработки включает число перегрузок по ходу перемещения груза. Оборачиваемость запасов характеризует число оборотов, т.е. частоту обновления содержимого на складе за определенный промежуток времени.
Длительность оборота — величина, обратная оборачиваемости, показывает, какой период времени пройдет до того, как запас на складе будет полностью исчерпан.
В данном показателе в качестве грузовой единицы может выступать паллета, поддон, упаковка и даже единица объема.
• Величина товарного кредита (дни, руб.) - размер дебиторской задолженности, возникающей у поставщика товаров или услуг при продаже с отсрочкой платежа. Размер кредита зависит от: объема закупки; скорости погашения задолженности.
• Превышение товарного кредита (дни, руб., %) измеряется в тех же показателях, что и товарный кредит.
Данный показатель является одним из центральных показателей логистики и может интерпретироваться либо как готовность к удовлетворению заказов потребителя, либо как готовность к поставке на склад производственных и сборочных цехов.
• Частота повреждения продуктов, число претензий (возврата) стоимость возвращенных товаров характеризуют абсолютную или относительную величину случаев неисполнения заказа. Для повышения положительных составляющих логистической активностипредприятия могут быть использованы различные механизмы, начиная с отдельных эффективных приемов организации работы и технологий и кончая существенными функционально-структурными преобразованиями. Они могут касаться определенных функций и структур (например, изменения структуры организации логистических работ на предприятии).
Более сложный вариант имеет место тогда, когда вводятся новые организационно-экономические формы взаимодействия нескольких предприятий в цепи поставок, позволяющие им не только выжить в условиях конкуренции, но и обеспечить темпы экономического развития и эффективность.
В зарубежной и отечественной практике существуют разнообразные подходы к оценке эффективности ЛС. Некоторые непосредственно связаны с понятием цепочек ценностей (см. гл. 3), другие с комплексным рассмотрением локальных и глобальных критериев эффективности ЛС (см. п. 6.1).
Так, для локальной оценки эффективности логистических операций фирмы [18] Ассоциация логистических систем (The Logistics executions Systems Association, LESA, США) разработала систему
критериев, включающуютри группы показателей: 1)удовлетворение спроса (доставка заказанного товара в требуемый срок, коэффициент удовлетворения спроса, полнота и точность выполнения заказа и т.д.); 2) управление запасами (достоверность учета запасов, уровень подготовительного запаса в сутках, «прозрачность» и простота учетных операций на складе и др.); 3) производительность работников склада (число подобранных заказов в час, стоимость подборки одного заказа, доля расходов на комплектацию, определяемая по отношению к объему реализации продукции со склада и др.). Совет по проблемам управления логистическими цепями поставок (Supply Chain Council), членами которого являются около 800 предприятий и организаций США, предложил для комплексной оценки эффективности функционирования логистических цепей (ЛЦ) усовершенствованный вариант компьютерной модели (версия 6.0), разработанный с учетом потребностей электронной коммерции. Первоначальный вариант модели Supply Chain Operations Reference (SCOR) был предложен в 1996 г., усовершенствованный вариант (версия 5.0) — в 2001 г.. а версия 6.0 - в апреле 2002 г. В этой модели оптимизации подлежат пять функций (табл. 6.11), которые определяются 13 показателями эффективности.
Таблица 6.11
Показатели эффективности логистических цепей (ЛЦ)
Оптимизируемая функция ЛЦ | Определение функций | Показатели эффективности | |
Надежность поставок | Способность ЛЦ обеспечить своевременную доставку нужного потребителю товара (упаковка, ассортимент, качество, комплектность, сопроводительная документация соответствуют стандартам) | Выполнение обязательств по срокам | |
Коэффициент удовлетворения спроса | |||
Точность выполнения заказа | |||
Оперативность функционирования | Быстрота реагирования ЛЦ на изменение спроса | Длительность периода выполнения заказа | |
Гибкость | Оперативность перестройки структуры ЛЦ при изменении ситуации на рынке | Интервал запаздывания реакции ЛЦ на изменение спроса | |
Уровень гибкости производства | |||
Издержки функционирования | Расходы, связанные с эксплуатацией ЛЦ | Размер товарооборота | |
Административно-управленческие расходы | |||
Стоимость, добавленная в ЛЦ | |||
Расходы на гарантийное обслуживание и расходы, связанные с возвратом товаров потребителям | |||
Эффективность управления активами | Эффективность использования основных фондов и оборотных средств в ЛЦ | Скорость оборота денежных средств вЛЦ | |
Размер запаса (в сутках) | |||
Оборачиваемость оборотных средств | |||
Одним из перспективных способов воздействия на показатели эффективности ЛС может стать подход, основанный на оптимизации запаздывания потоков в ЛС . Исходя их того, что каждому материальному потоку в любой логистической системе всегда соответствует свой финансовый поток, оба потока должны быть тесно связаны во времени и пространстве информационным потоком. Несогласованность этих триединых потоков может обернуться для предприятия замедлением движения оборотных средств и значительными издержками.
В качестве критерия согласованности (соответствия) рассматриваемых потоков может быть принято оптимальное время Запаздывания финансового и информационного потоков по отношению к материальному.
Сам факт такого запаздывания означает, что полного соответствия быть не может. Более того, оно экономически нецелесообразно из-за значительных затрат на его обеспечение. Иными словами, задача оптимизации потоковых процессов сводится к определению оптимального времени запаздывания. Отклонение фактического времени запаздывания от оптимального позволяет найти размер экономических потерь и задействовать внутренние и внешние резервы для их ликвидации. Суммарное запаздывание между отпуском готовой продукции и ее оплатой состоит из двух локальных запаздываний: (1) запаздывания между заказом потребителя и отпуском продукции; (2) запаздывания между отпуском продукции и ее оплатой.
Суммарное запаздывание можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как производственное запаздывание и запаздывание оплаты счетов дебиторов, когда готовая продукция реализуется с отсрочкой платежа. В этом случае финансовый поток запаздывает относительно материального. С другой стороны — имеет место производственное запаздывание, когда продукция реализуется по предварительной оплате и материальной поток запаздывает относительно финансового.
В условиях устойчивого и определенного спроса на готовую продукцию при наличии достаточного оперативного запаса продукции спрос удовлетворяется оперативно и полностью. Это позволяет свести задачу оптимизации суммарного запаздывания к оптимизации интервала времени между отпуском продукции и ее оплатой. Данное запаздывание двояко влияет на финансовое положение анализируемого предприятия-кредитора. С одной стороны, «мягкая» кредитная политика способствует увеличению объема реализации. Однако она вынуждает предприятие привлекать заемные средства для компенсации задержек в оплате за продукцию. Требование немедленной оплаты снижает затраты, но нередко приводит к «уходу» покупателя. Поэтому возникает задача определения оптимального запаздывания между отгрузкой готовой продукции потребителю и ее оплатой. В этой связи оптимальное запаздывание будет объективно необходимым, а отклонение в любую сторону можно считать рассогласованием (несоответствием) потоков.
Фундаментальная причина запаздывания необходимость удовлетворения рыночных потребностей. По влиянию на эффективность работы предприятия оптимальное запаздывание является объективно необходимым фактором. Причина же «рассогласования» — действие факторов вариабельности внешней и внутренней среды. Рассогласование приводит к образованию «узких звеньев» и рассогласующихся потоков. Это замедляет их движение и требует дополнительных затрат.
Критерием оптимизации запаздываниямогут быть интегральные издержки. Они складываются из затрат на согласование потоков и потерь в потоковой системе, обусловленных рассогласованием. Затраты на согласование потоков включают затраты на
поддержание вложений в запасы, дебиторскую задолженность, связанные затраты, затраты на списание безнадежных долгов и на организацию торговых скидок.
Потери от рассогласования потоков составляют потери от «ухода» покупателя. В их основе лежит размер недополученной прибыли из-за неудовлетворения требований покупателя, которого не устраивает предложенная предприятием система оплаты, включающая взаимосвязанные величины запаздывания оплаты и скидок. Очевидно, что при сокращении срока запаздывания число ушедших покупателей будет расти. Такую зависимость должна отслеживать маркетинговая служба логистического центра предприятия.
Увеличение объема аналитических работ в ЛС в связи с этим приводит к усилению значимости информационных систем и технологий [32, 331.
Среди этих систем можно назвать систему DDS для поддержки принятия решений в логистике (на примере DDS—Toolset), которая позволяет выполнять разнообразные функции:
• Планирование месторасположения и районов охвата (логистическими услугами).
• Планирование сетей дистрибьюции и их оценку.
• Планирование и опенку транспортных сетей (many-to-many, hub-and-spoke networks).
• Планирование европейских транспортных систем (network and schedule planning).
* Планирование структуры районов (management of service areas). Стратегическое планирование оборотов транспортных средств (vehicle routing).
В зависимости от видов и места выполнения логистических функций с помощью данной системы удается удовлетворить типичные потребности поддержки принятия решений, в частности, ооеспечивать решение таких проблем, как:
1. Сетевая интеграция для предприятия, оказывающего транспортные услуги
2. Сетевая конфигурация для отгрузчика, в том числе:
3. Логистическое программное обеспечение клиентов:
Наряду с перечисленными задачами и чисто логистическими методами их решения на практике требуются комплексные решения потоковых процессов (материальных, финансовых и информационных), важное значение в которых приобретают маркетинговые подходы, в частности, использование технологий бенчмаркинга для различных областей логистики (складирования, закупок, организации экспедиторских компаний и других провайдеров).
Объединение производственных цепочек создания стоимости предприятий поставщика и заказчика стало производиться при помощи организации электронного обмена данными через сеть Интернет; организации он-лайнового снабжения материальными ресурсами; сотрудничества на он-лайновых (виртуальных) рынках реализации.
Опыт показывает, что на сегодняшнем уровне развития информационных систем сумма сделок между предприятиями (по товарам производственного назначения) более чем в 4 раза превосходит сумму сделок с потребителями (по потребительским товарам). Так, например, в Европе (включая страны Восточной Европы) в 2003 г. объем оборота электронной коммерции по сделкам между предприятиями составили 334 млрд долл., а по сделкам с потребителями - только 82 млрд долл.
Хотя в ближайшем будущем большая часть мирового оборота в сфере электронной коммерции, как и прежде, будет приходиться на США и Канаду, однако страны азиатского региона и Восточной Европы демонстрируют тенденцию значительного роста этого показателя. Предполагается, что доля Европы в мировом объеме электронных сделок по товарам производственного назначения
составит около 29%.
Если сравнивать прогнозы оценки доли электронной коммерции в различных отраслях промышленности, то на первом месте здесь стоит электроника, в которой на 2007 г. прогнозируется около 40% всех сделок между предприятиями по товарам производственного назначения через Интернет. Второе место - занимает химическая промышленность и производство искусственных материалов, а также транспортная логистика, где доля таких сделок составит около 30%. Сравнительно меньшее влияние будет оказывать электронная коммерция в строительстве, лесной и бумажной промышленности (ее доля составит около 14—15%).
Сделки по законченным продуктам заключаются на поставку сравнительно простых стандартизованных компонентов и узлов, которые производятся для анонимного рынка, т.е. без учета требований конкретных потребителей. Поскольку такие сделки не подразумевают индивидуального сервисного обслуживания и не требуют интенсивных личных контактов, то они в наибольшей степени подходят для электронной коммерции. По сравнению с ними товарные предложения, которые присущи другим типам сделок, характеризуются более высокой сложностью. Например, сделки по поставке комплектующих предусматривают оказание ряда дополнительных сервисных услуг (в том числе в области логистики). Наряду с этим вследствие особой специфики товарного предложения (например в сделках по крупному специальному оборудованию) или привязки потребителя к конкретному поставщику (например в сделках по комплексным системам) могут потребоваться интенсивные личные контакты с заказчиком. Поэтому такие товарные предложения меньше подходят для организации продаж через Интернет, хотя коммуникативная поддержка этого процесса может происходить при помощи электронных медиа-средств. В каждом таком варианте использование современных информационных технологий способствует повышению эффективности логистики на основе тесной кооперации между заказчиком и поставщиком.