Государственно-управленческая мысль в форме административного права

С 60-х годов XIX века и до 1917 года – это период перехода науки полицейского права в науку административного права. Объективными причинами были: сужение компетенции органов полиции и передача в ведение земства значительного количества дел; изменение правового статуса личности, расширение поля административно-правовых отношений.

Носителем новых взглядов на правовые отношения администрации и граждан в пореформенной России и резким критиком полицейского права выступил автор концепции общественного права В.Н. Лешков. Он считал, что понятие «полиция», «полицейское право» узким, не охватывающим широкой управленческой деятельности. Он полагал, что оно должно быть «общественным правом».

Концепция общественного права, появившаяся в середине XIX века, была оппозиционна идеям полицейского государства и полицейского государства. Первым начал разрабатывать австрийский ученый Глейссер, но он сделал лишь первые шаги. Фундаментальная разработка этого права принадлежит В.Н. Лешкову. В работе «Русский народ и государство» (1858 г.) дал развернутую концепцию «общественного права», в которой рассматривает народ как субъект управления. В другой своей работе объясняет Положение о земской реформе, как закон, содержащий нормы общественного права.

В своей концепции общественного права В.Н. Лешков различал четыре отрасли права: гражданское, государственное, общественное и уголовное. Достаточно широко разработав теорию общественного права, он не сумел ее систематизировать. Она не была понята современниками. В наши дни возродилась как теория естественного права.

2.4. Государственно-управленческая мысль в лоне организационной науки

Следующий этап эволюции государственно-управленческой мысли связан с развитием теории организации. Основоположником организационной науки в мире признан Анри Файоль (1841-1925 гг.). Его основной труд «Общая и промышленная администрация» посвящен вопросам управления предприятиями на макроуровне. Он был одним из первых, кто теорию организации предложил применить к государственному управлению, показал сходство, которое должно существовать между государственной и частной администрацией в смысле структурной организации при сохранении различия в социальных целях. Основу «административной теории Файоля составляют 14 принципов управления:

1. разделение труда, 2. власть-ответственность, 3.дисциплина, 4. единство распорядительности, 5. единство руководства, 6. подчинение частных интересов общему, 7. вознаграждение, 8. централизация, 9.иеррахия, 10. порядок, 11. справедливость, 12. постоянство состава персонала, 13. инициатива, 14. единение персонала.

Вудро Вильсон (1856-1924 гг.), автор 10 политических и исторических исследований, по праву считается основоположником американской государственно-административной науки. Его статья «Наука государственного управления» стала отправной точкой для дальнейших концептуальных построений. Поводом для ее написания явилось принятие закона Пендлтона (1883 г.) положившей конец «системе дележа добычи» при организации федеральной государственной службы. В ней автор отмечал необходимость изучения правительственных учреждений США как аппарата управления, независимо от политики. В труде «Исследование управления» (1887 г.) Вильсон обосновал публичное управление как способ реализации публичной власти, возможность сочетания демократического правительства и эффективного публичного управления в духе менеджмента Тейлора. Все правительства несут две функции: политическую, которая должна реализовываться в рамках политической системы, и административную.