Государственно-управленческая мысль в древние и средние века

Тема 2 ЗАРОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Методы при изучения государственного управления

ОТВЕТЫ

 

 

1-г; 2-в; 3-а; 4-д; 5-г; 6-а; 7-в; 8-д; 9-г; 10-б; 11-г; 12-б; 13-г; 14-б; 15-д; 16-г; 17-д; 18-г; 19-а; 20-а; 21-г; 22-б; 23-г; 24-г; 25-д; 25-в; 27-г; 28-б; 29-а; 30-в; 31-г; 32-в; 33-д; 34-г; 35-в; 36-а;37-в; 38-а; 39-г; 40-д; 41-д; 42-в; 43-а; 44-а; 45-а; 46-г; 47-б; 48-б; 49-д; 50-а; 51-д; 52-а; 53-б; 54-г; 55-д; 56-д; 57-в; 58-г; 59-г; 60-г; 61-д; 62-в; 63-б; 64-б; 65-в; 66-д; 67-г; 68-б;69-в;70-г; 71-д; 72-д; 73-б; 74-г; 75-а; 76-б; 77-г; 78-в;79-д;80-в; 81-д; 82-д; 83-а; 84-б; 85-а; 86-а; 87-б;88-г; 89-а; 90-г; 91-в;

 

При изучении государственного управления используются различные общенаучные и специальныеметоды. Среди научных методов большое значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.), создаются понятия государственного аппарата (в широком смысле), муниципального образования, местного самоуправления. Кроме этих существуют и другие методы.

Метод формализации(он помогает, например, создавать различные классификации), сравнительный метод(позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления), количественные методы(в том числе статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления), метод прогнозирования(например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей власти), метод экстраполяции(распространения признаков данного явления на другие сходные явления), моделирования(искусственного воссоздания тех или иных управленческих процедур), эксперимента(практической проверки деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором).

При изучении государственного управления широко используются также исторический метод(например, путем использования исторических данных выявляются тенденции государственного управления), конкретно—социологические методы и приемы(анкетирование, интервьюирование, опросы населения, государственных и муниципальных служащих), социально—качественные методы исследования(например, для выявления социальных предпочтений разных групп служащих), правовые(изучение нормативных актов, регулирующих государственное управление), сравнительно—правовые(например, сравнение с зарубежными моделями управления, контрастирующее сравнение) методы.

Важнейшую роль при изучении государственного управления играют методы наблюдения за деятельностью соответствующих органов и должностных лиц, методы имитации (например, организация соответствующих деловых игр, копирующих определенный вид деятельности органа государства, или местного самоуправления), различные частные методики, изучение документов, статистики, отчетов соответствующих органов, данных средств массовой информации.

 

История развития практики и науки государственного управления исчисляется тысячелетиями. В Египте во времена фараонов для сооружения пирамид и гигантских оросительных систем требовалось огромное количество строительных рабочих. Их использование вызывало необходимость планирования и организация целенаправленной деятельности и контроля ее результатов.

Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750гг до н. э.) разработал свод законов по управлению государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными группами населения. В этих законах, высеченных на базальтовом столбе и состоящих из 282 статей, были узаконены свидетельские показания, запрещено перекладывать должностными лицами ответственности на своих подчиненных, законодательно установлена оплата работы свободных людей.

Государственно-административное управление в древние века означало:

- сбор налогов с подданных,

- поддержание порядка в обществе,

- организацию и благоустройство городов,

- обеспечение общей безопасности.

Государственно-управленческая мысль в древние времена возникла и развивалась как политическая, политико-правовая мысль. В этот период закладывались теоретические основы понимания роли государственной власти и права, соотношения власти – общества – личности в реализации управленческих решений.

В Древнем Китае философов интересовали вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами людей, между царствами. «Одни напрягают свой ум, - рассуждал Мэн-цзы (IV-III в., - другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает ум, управляют людьми. А те, кто напрягает мускулы, - управляются. Управляемые содержат тех, кто управляет. Таков всеобщий закон в Поднебесной». Сторонниками Конфуция высказалась точка зрения, что в основе управления должен лежать ритуал, обычай, традиция.

Древняя Индия подарила человечеству своего рода учебник, практическое руководство по управлению государством – трактат «Артхашастра». Древнеиндийские мыслители признавали учение о государственном управлении «единственной наукой», ибо с ней связаны начала всех наук, оно «исследует верную и неверную политику, приносит пользу людям, укрепляя дух в бедствии и в счастье и давая умение рассуждать, говорить и действовать». Наука о государственном управлении объяснялась как средство «для обладания тем, чем не обладаем, для сохранения приобретенного, для увеличения созданного, и она распределяет среди достойных приращенное добро». Артхашастра содержит практические рекомендации правителям о методах управления людьми, о назначении министров, отборе чиновников на службу, делении чиновников на совершенных, средних, плохих на основе длинного перечня требований. Тракт свидетельствует о зарождении государственно-управленческой мысли.

Проявляется значительный интерес к управлению и в античные времена. Например, Платон в работе «Политик» называет «умение управлять людьми одним «из сложнейших и самых труднодостижимых умений».

Государственно-управленческая мысль в средние века приобрела теологический характер. Она нашла отражение в учениях Святого Августина, Фомы Аквинского.

В период Средневековья в трудах Н. Макиавелли, Ж.Бодена, Т. Гоббса намечается тенденция рассмотрения государства как юридического механизма, обеспечивающего осуществление управленческих и регулятивно-охранительных функций в борьбе с раздробленностью государств на удельные владения. Функции собственно административного управления в этот период концентрировались в границах княжеств, осуществлялись правителями, дворовыми служителями и не регулировались нормами права.