Индексация.

Все краны обозначают индексами, состоящими из буквенной и цифровой части. Буквенная часть обозначает группу кранов или особенности его конструкции, например: КБ — кран башенный; АК — автомобильный кран; МКГ, МКП или МКА — монтажный кран гусеничный, пневмоколесный или автомобильный; СКГ — специальный кран гусеничный; СМК — специальный монтажный кран. В цифровых обозначениях указывается грузоподъемность, например: МКГ-20 — кран монтажный гусеничный, грузоподъемность 20 т. Однако для более полной характеристики стреловых самоходных кранов введена следующая индексация кранов по схеме (рис.6.43). Эта индексация состоит из двух букв КС (кран самоходный) и четырех цифр. Цифровая часть после букв обозначает основные данные о кране в следующем порядке: первая цифра — размерная группа, характеризующая грузоподъемность крана в т (составлена в соответствии с типо-размерными рядами); вторая — тип ходового устройства: 1 — гусеничное, 2 — гусеничное уширенное, 3 — пневмоколесное; 4 — на специальном шасси; 5 — автомобильном шасси; 6 — тракторе; 7 — прицепе; третья — характер подвески: канатная, жесткая и др.; четвертая _ порядковый номер модели крана. Так как конструкции кранов все время совершенствуются, производится их модернизация, то кроме указанных после перечисленной индексации может указываться очередная модернизация (А, Б, В), а также указывают специфические данные крана, например климатическое исполнение (северное ХЛ, тропическое Т или для работы во влажных тропиках ТВ).

Башенные краны, выпускаемые различными ведомствами, имели различную индексацию, не всегда характеризующую основные параметры. В 1971 г. для башенных кранов была принята индексация.. Она состоит из двух букв КБ и трех цифр. Первая цифра обозначает размерную группу по грузовому моменту, так как для башенных кранов размерная группа строится по грузовому моменту, а не по грузоподъемности, как у стреловых кранов. Две следующие цифры являются номерами по регистрации.

Номера от 00 до 69 дают краном с поворотной башней, а с 70 до 99—с неповоротной башней. Например, кран КБ-674.5 относится к шестому типоразмеру (т. е. имеет грузовой момент 40 тс-м), выполнен с неповоротной башней и является пятым по регистрации. Краны состоят из рабочих органов остова, ходовой рамы, поворотной части, башни, стрелы, механизма подъема и опускания груза, механизма подъема и поворота стрелы, механизма перемещения крана, рабочих органов, аппаратуры управления и контроля грузоподъемности и высоты подъема. Основными параметрами в зависимости от типа и значения кран может иметь все перечисленные составные части или о некоторые из них.

Основными параметрамикранов являются: грузоподъемность G, т; грузовой момент Mr тс-м (кН-м), равный произведению массы поднимаемого груза G на плечо L от центра тяжести поднимаемого груза до оси крана; вылет стрелы Lc, м; высота подъема груза R, м; скорость подъема и опускания груза v% и v0, м/с; скорость передвижения крана vK, и/мин; для стреловых кранов кроме этих параметров также вылет стрелы, а следовательно, радиус действия R, м, для кабельных и козловых кранов длина пролета Ln, м.

Диапазон изменения скоростей vk, v0 и vk также является параметром, характеризующим краны. Величины Mv и G задаются минимальными и максимальными в зависимости от величины вылета стрелы.

Крановые механизмымогут приводиться в движение каждый отдельным двигателем (многомоторный или индивидуальный привод) или один привод сообщает движение всем механизмам или группе механизмов (одномоторный или групповой привод). На рис. 6.44 приводятся схемы основных механизмов кранов с многомоторным приводом. Все они построены на одном принципе: электродвигатель через зубчатую передачу (редуктор) сообщает вращение исполнительным элементам.

Механизм подъема (рис. 6.44, а). Электродвигатель 1 через несколько зубчатых передач 3 приводит во вращательное движение барабан 4, на который наматывается канат 5, идущий от неподвижной обоймы 6 полиспаста. Груз подвешен на крюке 7. На валу, соединенном с валом электродвигателя, установлен тормоз 2, применяемый для удержания поднятого груза.

Механизм передвижения рельсо-колесного крана (рис. 6.44, б). Электродвигатель 1 через несколько зубчатых передач 3 приводит во вращение колесо 4. Так же, как и в механизме подъема, установлен тормоз 2, предназначенный для удержания крана на месте при нахождении его на уклоне и при действии на него ветрового давления.

Механизм вращения поворотной части крана (рис. 6.44, г) Электродвигатель 1, установленный на поворотной части крана, через несколько зубчатых передач 3 и конической передачи 8 приводит во вращательное движение шестерню 9, которая обкатывается по неподвижному зубчатому ободу 10, укрепленному на неповоротной части крана. Таким образом, вся поворотная часть крана обкатывается вокруг обода. На валу электродвигателя 1 помещен тормоз 2. Групповой привод (рис. 6.44, в). Двигатель 1 через ременную или цепную передачу 11 приводит во вращательное движение шестерню 12. Последняя приводит во вращение вал со стрелоподъемным барабаном 13 и грейферными барабанами 14 и 15. На всех валах с барабанами установлены муфты 16, которыми барабаны могут независимо включаться.

Механизм изменения вылета крюка в одних кранах изменяет наклон стрелы, а в других передвигает каретку с несущими блоками. На рис.6.44, д показана схема механизма передвижения каретки с крюком. К каретке 17, установленной на рельсах, прикреплены концы тягового каната 5, огибающего барабан 4 лебедки. При вращении барабана по часовой стрелке канат наматывается с нижней ветви А барабана и сматывается с верхней ветви Б. Каретка движется вправо, при вращении против часовой стрелки — влево.

В каждом из этих механизмов имеется тормозной шкив (тормоз), который устанавливают обычно на валу, находящемся на одной оси с валом электродвигателя. В зависимости от типа и назначения кранов они могут иметь различные механизмы. Например, неподвижные краны имеют механизмы подъема и опускания груза, поворота мачты, поворота стрелы, наклона стрелы. В таких кранах нет механизма передвижения крана, который имеется в передвижных кранах.

 

 

6.4.2 Лёгкие переносные краны.

 

Легкие переносные краны применяют при выполнении сравнительно малых объемов работ и при необходимости поднимать и перемещать грузы массой до 1 т на расстояние до 4 м. Большим преимуществом этих кранов является возможность их установки не только на земле, но и на зданиях. Один из таких кранов КЛ-la показан на (рис. '6.45, а.) Он состоит из основания 1 и поворотной платформы 2, на которой смонтированы лебедка 5, стрела 7 и плиты противовеса 3. Масса этого крана без противовеса составляет 0,9 т, а с противовесом — 1,65 т. Мощность двигателей 3 кВт. Поворот крана осуществляется вручную рычагом 8 усилием не более 12 кгс (120 Н). Для стопорения на кране установлено тормозное устройство, управляемое ручкой 4. Изменение вылета стрелы осуществляется стреловым канатом 6. Скорость подъема груза 0,2 м/с.

Консольно-балочные краны (рис. 6.45, б) применяют для подачи материалов внутрь здания через оконные проемы при отделочных, ремонтных и сантехнических работах. Грузоподъемность их до 100 кг, вылет стрелы до 3 м, высота подъема 60—70 м, средняя скорость подъема грузов 0,25 м/с. Такой кран состоит из вертикальной стойки 2, устанавливающейся внутри помещения, и стрелы, по которой1 движется тележка 4 с крюком. Груз поднимается электрической лебедкой. Грузовая тележка перемещается вдоль стрелы при помощи ручной лебедки.

 

6.4.3 Мачтовые краны.

 

Мачтовые краны наиболее просты по конструкции. Их особенностью является независимое выполнение металлоконструкций и механизмов. Эти краны в строительстве применяют редко. Одним из видов мачтовых кранов являются кран-мачты. Они состоят из мачты / и стрелы 2, прикрепленной к мачте в верхней или средней ее части (рис. 6.46)Стрела может выполняться поворотной и неповоротной. В обоих случаях мачта раскрепляется вантами 3, которые удерживаются якорями. Грузоподъемность таких кранов до 100 т, высота подъема грузов — до 60 м.

Мачтово-стреловой вантовый кран показан на рис. 6.47, а.- На пяте 1 установлена мачта 2 с вантами 3, которые кренятся к оголовку 4 мачты. Установка крана на пяте и оголовок позволяют поворачивать мачту. К основанию мачты шарнирно прикреплена стрела 6, верхний конец которой подвешен на стрелоподъемном полиспасте 5.

В вантовых кранах стрела короче мачты на 20—40%, и при угле наклона стрелы 30° стрелу можно поворачивать на 360'. В этих кранах стрела часто оборудуется гуськом, что позволяет увеличить высоту подъема груза, но при этом снижается грузоподъемность. На рие.6.47, а кроме того, приводятся кривые изменения высоты подъема крюка и изменения грузоподъемности в зависимости от наклона стрелы и положения гуська.

Мачтово-стреловые (вантовые) краны применяют для монтажа тяжелого оборудования. Грузоподъемность их до 40 т. На рис.6.47, б, в показана конструкция опор мачтово-стреловых кранов. Верхняя опора (рис. 6.47, б) представляет собой ось, жестко закрепленную в верхнем конце мачты. На ось свободно надевается головка в виде диска, к которой прикреплены верхние концы вант. Нижние концы вант крепятся к якорям. Нижняя опора (рис. 6.47, в) состоит из стальной чаши с шаровой головкой. Внутренняя полость головки представляет собой цилиндрический подшипник, в который входит цапфа на конце мачты. Верхняя часть головки включает в себя кольцевой подпятник, в который упирается торец мачты. При такой конструкции перекосы мачты не вызывают дополнительных сил трения в цилиндрическом подшипнике и его заклинивания. При эксплуатации мачтово-стреловых кранов приходится определять диаметр вант и расстояние от оси мачты до точки закрепления вант на якоре, отчего зависит угол наклона вант к горизонту. Мачта раскрепляется несколькими вантами, распределение усилий в которых зависит от жесткости конструкции, положения стрелы с грузом, величины предварительного натяжения вант и других условий. Поэтому расчет вант ведут заведомо с некоторым запасом, считая, что все усилия как бы передаются на одну ванту и стрела крана находится в плоскости ванты.

Из уравнения моментов относительно точки О (рис. 6.47, г) может быть определено усилие в ванте Sb:

 

 

где (Зобщ - общая нагрузка на оголовке стрелы, т;

 

 

Gгр — вес полезного груза, т(Gз— вес грузозахватного приспособления (крюка, траверсы и т.д.), т; Gr.п — вес грузового полиспаста, включающий вес верхней и нижней обоймы и каната, т; Gh о — вес нижней обоймы, закрепленной на стреле, т; Gст — вес стрелы, т; Wb — сила давления ветра, т. Величина га равна Н cos p. Следовательно, чем больше р, тем больше усилие в вантах. Угол р следует делать не больше 30°.

Если мачта поддерживается четырьмя вантами, то возможно такое положение, когда усилие передается только на одну ванту.

 

 

В этом случае каждую ванту рассчитывают на полное усилие. При большем количестве вант их можно рассчитать на меньшую нагрузку, тс (Н):

Sп=Sв.maxk

Значение к при разном количестве вант п:

 

Ванты подбирают по полученным усилиям с запасом прочности 3,5. Обычно усилие получается небольшим, однако диаметр вант должен быть не менее 19,5мм для мачт высотой до 20м и не меньше 23мм для мачт высотой до 30м.

Мачтово-стреловые краны просты по конструкции и имеют большую грузоподъемность. Однако то что они устанавливаются стационарно, значительно ограничивает область их применения. Их используют главным образом на складах строительных материалов и изделий, а также при монтаже технологического оборудования крупных объектов. У жестконогих мачтово-стреловых кранов(рис. 6.48) мачта 4 поддерживается жесткими подкосами 3; опирающимися на балки-лежни 2. Для придания крану устойчивости балки-лежни пригружают балластом или заанкеривают. В остальном эти краны сходны по устройству с Байтовыми кранами с тем, однако, отличием, что стрела 5 жестконогого крана может быть значительно удлинена (в 1,5 ... 2 раза по сравнению со стрелами вантовых кранов), а из-за наличия жестких подкосов угол поворота поворотного круга 1 не превышает 270°. Грузоподъемность жестконогих мачтово-стреловых кранов составляет от 0,75 до 35 т.

 

 

6.4.4 Кабельные краны.

 

Кабельные краны (рис. 6.49) применяют при строительстве плотин, мостов, промышленные Зданий и на крупных складах. Кран состоит из двух опор, обычно башенных. Между опорами натягивается канат, по которому движется тележка с полиспастом. Канат может закрепляться неподвижно или натягиваться весом контргруза. Натяжение каната может осуществляться дополнительно наклоном одной из опор.

Опоры бывают неподвижными, тогда они закрепляются на фундаменте и раскрепляются расчалками. При такой конструкции кран обслуживает только узкую зону. У подвижных крановые опоры передвигаются по рельсовым путям, причем могут двигаться обе опоры параллельно или одна опора закреплена неподвижно, а другая передвигайся по рельсу, представляющему собой дугу окружности.

Грузоподъемность и длина пролета кабельных кранов различны в зависимости от их назначения. Для погрузочно-разгрузочных работ на складах применяют краны грузоподъемностью 1,5 - 25т с пролетом до 250м. Для гидротехнического строительства пролеты кранов достигаю 1000м, а грузоподъемность до 150т.

 

6.4.5 Башенные краны.

 

Башенными называют строительные краны со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально установленной башни, и выполняющие работу по перемещению грузов и монтажу строительных конструкций за счет сочетания рабочих движений: подъема и опускания груза, изменения вылета, поворота стрелы с грузом и передвижения самого крана (для передвижных кранов). Башенные краны используют как основные грузоподъемные машины для выполнения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в гражданском, промышленном и энергетическом строительстве. Грузоподъемность кранов, используемых в жилищном строительстве, обычно составляет от 5 до 25т, а кранов для монтажа конструкций и тяжелого промышленного оборудования - до 50т и даже до 250т. Широкое распространение башенных кранов в строительстве предопределяется их высокой маневренностью, большой зоной обслуживания и подстреловым пространством.

Классификация:(Рис. 6.50)

Башенные краны применяют в качестве одного из основных грузоподъемных устройств в жилищном и промышленном строительстве. Эти краны делятся на передвижные (рис. 6.50, а), передвигающиеся по прямолинейным наземным или криволинейным рельсовым путям; стационарные приставные, прикрепляемые к возводимому объекту (рис. 6.50, б) вертикальные подвижные самоподъемные (рис.6.50, в).

Башенные краны различают по типу башен — на краны с поворотной башней (рис. 6,50 г) и неповоротной с поворотным оголовком (рие.6,50 д), а также по типу конструкции стрелы — на краны с подъемной стрелой (рис.6,50, е) и балочной стрелой (рис. 6,50, ж). Передвижные башенные краны различают по типу ходового оборудования — на рельсовые, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные. Наиболее широко применяют краны на рельсовом ходу; они просты в эксплуатации и обеспечивают высокую безопасность работы крана.

Башенные краны имеют высокую маневренность, большое подкрановое пространство и высокое расположение стрелы, что позволяет ей проходить над монтируемыми конструкциями.

Наземные рельсо-колесные краны изготовляют по ГОСТ 13655—68, а приставные и самоподъемные — по ГОСТ 14274—69. Краны, применяемые в жилищном и гражданском строительстве, имеют грузоподъемность 3,0—8,0 т, наибольший вылет стрелы 25м, высоту подъема груза 30 - 50м, скорость подъема груза 0,3 - 1 м/с, скорость передвижения крана 0,33 - 0,5 м/с; частоту вращения поворотной части 0,5—0,7 об/мин.

Краны для промышленного строительства выпускают грузоподъемностью 20,0 т и более с вылетом стрелы 25 - 45 м и высотой подъема 50 - 80 м. У этих кранов скорость подъема груза 0,16-1,0 м/с, скорость передвижения крана в 2—2,5 раза ниже скорости передвижения кранов для гражданского строительства, т. е. 0,16 - 0,20 м/с, частота вращения поворотной части 0,2 - 0,4

Приставные краны (рис.6,50, б) выпускают грузоподъемностью 6,3; 8; 10; 12,5 тс вылетом стрелы до 45м и высотой подъема до 150м; скоростью подъема груза 0,33 -г- 1,5 м/с; скоростью изменения вылета 0,5 м/с; частотой вращения поворотной части 0,5 - 0,7 об/мин. Наиболее часто применяют краны с поворотной башней. У них центр тяжести находится ниже, чем у кранов с поворотным оголовком, так как большинство узлов расположено у основания крана. Благодаря этой особенности масса кранов с поворотной башней меньше, чем с неповоротной. Эти краны проще монтировать, демонтировать, транспортировать; башня при нагрузке меньше деформируется, что приводит к меньшей раскачке груза.

 

 

Индексация:

Согласно действующей системе индексации в технической документации и деловой переписке башенные краны обозначают индексом типа КБ-0000. Для конкретной модели крана нули заменяют цифрами. Первая цифра обозначает размерную группу крана (от 1 до 9 соответственно грузовым моментам до 300, до 750, до 1000, до 1750, до 3000, до 5500, до 8000, до 12000 и более 12000 кН). Следующие две цифры обозначают порядковый номер базовой модели: краны с поворотной башней нумеруют цифрами от 01 до 69, а краны с неповоротной башней - от 71 до 99. Четвертой цифрой обозначают порядковый номер исполнения, отличающегося от базовой модели, например, длиной стрелы, высотой подъема, грузоподъемностью. Модели кранов, прошедшие первую модернизацию, помечают буквой А, помещаемой после цифровой части индекса, прошедшие вторую модернизацию - буквой Бит. д. в порядке русского алфавита. Также буквами русского алфавита обозначают специальное климатическое исполнение крана - для холодного (ХЛ), тропического (Т) и тропического влажного (ТВ) климата.

Большинство моделей башенных кранов выполнены по конструктивной единой схеме с максимальным использованием унифицированных узлов и механизмов, а также устройствами плавного пуска и торможения механизмов и посадки грузов с малой скоростью. Все механизмы башенных кранов оборудованы нормально замкнутыми тормозами, автоматически размыкающимися при включении привода. Иногда в поворотных механизмах устанавливают также нормально разомкнутые тормоза с устройством (на рычагах или педалях управления тормозом) для фиксации в замкнутом состоянии.

Башенный кран с поворотнойбашней (Рис. 6,51) состоит из неповоротной рамы с ходовым устройством 5 и его приводом и поворотной части. Последняя включает поворотную платформу 4 с противовесом 7, механизмом вращения 3, грузовой 5 и стреловой 9 лебедками, башню 2, стрелу 7, грузовой 13 и стреловой 10 полиспасты. Все механизмы крана имеют индивидуальный электрический привод. Поворотная часть опирается на неповоротную через опорно-поворотный шариковый или роликовый круг б закрытого типа. Башня решетчатой или трубчатой конструкции закреплена на поворотной платформе, а стрела закреплена шарнирно в верхней части башни. Стрела удерживается растяжками 12, огибающими направляющие блоки и закрепленными своими концами на верхней обойме стрелового полиспаста, с помощью которого, а также стрелоподъемной лебедки она может подниматься и опускаться, изменяя при этом высоту подъема и вылет груза. Поднимают и опускают груз грузовой лебедкой с полиспастом 13 и крюковой подвеской.

В кранах этого типа реализована оригинальная схема канатоведения, в которой свободный конец каната грузового полиспаста закреплен на барабане 8 стрелоподъемной лебедки. При подъеме стрелы, набегающей на этот барабан, будет ветвь стрелового, а сбегающей -ветвь грузового полиспаста; при опускании стрелы - наоборот. Таким образом, при не-вращающемся барабане 9 грузовой лебедки подъем ' стрелы сопровождается удлинением грузового полиспаста, а опускание стрелы - его укорочением. Благодаря соответствующему подбору диаметров барабанов 8 и 9 в любом случае груз будет оставаться примерно на одной и той же высоте. Обычно грузовые полиспасты бывают четырех или двукратными. Первые используют для подъема больших грузов на малой скорости, а вторые -для подъема малых грузов на повышенной скорости. Устройство нижней и верхней обойм полиспаста допускает его переналадку.

Стрела может быть оборудована грузовой кареткой f5, перемещающейся по направляющим вдоль горизонтально или наклонно установленной стрелы с помощью тяговой электрореверсивной лебедки 14, расположенной на стреле или на поворотной платформе. На каретке установлены блоки грузового полиспаста. При перемещении каретки они обкатываются по грузовому канату, и груз перемещается вдоль стрелы в горизонтальной плоскости. При необходимости подъема стрелы грузовую каретку фиксируют на стреле. В случае перемещения грузовой каретки по наклонной стреле с углом наклона до 30° грузовой и тяговый канаты затасовывают по схеме, при которой обеспечивается горизонтальное перемещение груза. Для увеличения высоты подъема (при сопутствующем этому уменьшении вылета груза) стрелы некоторых кранов выполняют из двух частей, соединенных между собой шарнирно. Корневую часть устанавливают вертикально, а удлиняющую - наклонно. Грузовая каретка в этом случае может быть зафиксирована на наклонной части стрелы или перемещаться по ней. Обычно нижнюю (грузовую) обойму выполняют с разнесенными блоками (два блока вместо одного с углом обхвата 90° каждый, благодаря чему предотвращается закручивание канатов грузового полиспаста. В кранах с грузовой кареткой для изменения вылета груза требуются меньшие затраты энергии, чем в случае подъемной стрелы, однако конструкция крана при этом получается более сложной. Управляют краном из кабины 11.

 

Опорная часть башенных кранов с поворотной башней (рис. 6.52,, а) включает нижнюю ходовую раму 4, шарнирные кронштейны 2 и четыре ходовые тележки 1. В рабочем положении, при передвижении крана по прямолинейному рельсовому пути, кронштейны фиксированы тягами 7. Для движения на закруглениях тяги снимают. В транспортном положении ходовые тележки устанавливают вдоль продольной оси, уменьшая этим габаритную ширину неповоротной части крана. Обычно ходовые тележки выполняют многоколесными, соединяя колеса балансирами, как показано на рис.6,52,6. Такая схема обеспечивает автоматическую установку колес в нужное положение вне зависимости от неровностей рельсового пути, а также их равномерную загрузку. Приводными обычно являются две тележки из четырех. Их располагают либо диагонально, либо, при передвижениях крана на закруглениях, на стороне большего радиуса последних. Ходовые колеса 5 (рис. 6,52) приводятся электродвигателем б обычно через червячный редуктор 12 и открытую зубчатую передачу //. Трансмиссию оборудуют нормально замкнутым колодочным тормозом 13, автоматически размыкаемым при включении электродвигателя.

Для передачи нагрузок от верхней, поворотной, части крана на нижнюю раму служит опорный круг 3 (рис. 6.52, а) Он представляет собой упорный подшипник большого диаметра, состоящий из наружного 10 и внутреннего 8 колец, и шариковых или роликовых тел качения 9 между ними. Внутреннее кольцо закреплено болтами на неподвижной нижней раме, а внешнее соединено с поворотной платформой. Тела качения загружаются неодинаково: более нагружена зона, расположенная со стороны рабочего оборудования. Наоборот, противоположная зона опорного круга испытывает меньшее нагружение. Для выравнивания нагрузок в указанных зонах и обеспечения устойчивости крана служит противовес 7 (см. рис. 6.51, а).

 

Внутреннее кольцо опорного крута является одновременно зубчатым венцом с зубьями внутреннего зацепления, в постоянном зацеплении с которым находится шестерня 4 (рис. 6.53), механизма вращения, состоящего из электродвигателя 2 с тормозом 3 и цилиндрического или планетарного 1 редуктора, Механизм вращения установлен на поворотной платформе эксцентрично относительно оси ее вращения / - / (рис. 6.52, а). При вращении шестерни 4 (рис. 6.53) она обегает вокруг зубчатого венца, заставляя платформу вращаться относительно указанной оси. Механизм вращения вместе с опорным крутом образуют опорно-поворотное устройство крана.

 

 

На рис. 6,54 показана кинематическая схема отдельных механизмов башенного крана с подъемной стрелой и схема запасовки канатов. Стрела поднимается лебедкой и стреловым полиспастом на подвижной обойме (траверсе) 2 несущей два блока. Полиспаст подъема стрелы четырехкратный. Три блока полиспаста находятся на неподвижной обойме 6 жестко прикрепленной к поворотной платформе 7. Один конец каната подъема стрелы жестко закреплен на той же неподвижной обойме и перекинут через неподвижный блок /, другой конец каната закреплен на стреловой лебедке.

Механизм подъема стрелы одновременно служит и механизмом опускания груза в процессе подъема стрелы, что обеспечивает движение груза по горизонтали во время ее подъема. Для этой цели один из концов подъемного каната закреплен на барабане лебедки подъема стрелы так, что во время наматывания каната подъема стрелы на барабан канат подъема груза сматывается с барабана. Груз и стрела поднимаются при помощи крановых лебедок.

 

 

Лебедки состоят из кранового фланцевого электродвигателя, двухступенчатого редуктора тормоза, барабана, выносной опоры и двух сферических опор редуктора. Для плавной посадки груза лебедка снабжена тормозным генератором, обеспечивающим снижение скорости в 5—6 раз и двух колодочным тормозом с гидротолкателем. Механизм поворота включает фланцевый вертикально расположенный электродвигатель и планетарный зубчатый редуктор с вертикальными валами. На ведомом валу редуктора снизу располагается шестерня,

сцепляющаяся с зубчатым венцом опорно-поворотного круга. Тормоз располагается на втором конце вала электродвигателя в горизонтальном положении. Смазка шестерен и подшипников редуктора принудительная. Редуктор имеет две проушины, которыми он крепится к поворотной платформе.

Кран опирается на четыре двухколесные балансирные тележки. Две тележки являются ведомыми (неприводнымн), две — ведущими. Привод тележки осуществляется от фланцевого двигателя через червячный редуктор. Тележки снабжены центральным захватом для закрепления крана за рельсы в нерабочем состоянии. Для восприятия грузового момента и вертикальных нагрузок поворотная часть крана соединяется двухрядным шариковым опорно-поворотным кругом с неповоротной частью. На внутреннем кольце круга предусмотрен зубчатый венец, с которым связана ведущая шестерня механизма поворота. На рис. 6,54, б показана схема крана с балочной стрелой.

Краны с неповоротной башнейотличаются от рассмотренных выше кранов с поворотной башней тем, что вместе нижней рамой 2 и ходовыми тележками 3, конструктивно сходными с таковыми г кранов с поворотной башней, к неповоротной части относится также башня / с пор лом и балластом 4 в нижней части. Балласт обеспечивает крану требуемую устойчивость против опрокидывания как под нагрузкой так и в ненагруженном состоянии. Поворотная же часть крана включает поворотную головку, опирающуюся на верхнюю часть башни через опорно-поворотное устройство 6, обычно горизонтально расположенную стрелу 14 с грузовой кареткой 15 и лебедкой для ее передвижения противовесную консоль с передвижным противовесом 8, грузовой лебедкой 9 и лебедкой передвижения противовеса. Стрела и противовесная консоль поддерживаются растяжками 10. Как и в случае кранов с поворотной башней, противовес служит для выравнивания нагрузок на тела качения опорно-поворотного круга. Его положение на противовесной консоли зависит от положения грузовой каретки на стреле и массы поднимаемого груза. Схемы канатоведения механизмов передвижения противовеса и грузовой каретки представлены соответственно на рис. 6.55. б и в, а грузоподъемного механизма - на рис. 6.55, г, д, соответственно с четырех- и двукратным полиспастами. По мере возведения здания башню удлиняют с помощью монтажной стойки 5 (см. рис. 6.55, а). Для этого, предварительно уравновесив поворотную часть соответствующим расположением грузовой каретки и противовеса, с помощью монтажной стойки и специальной лебедки поднимают башню вместе с поворотной частью и в образовавшийся зазор вводят дополнительную секцию, которую пристыковывают к нижней части поднятой башни, после чего на нее опускают верхнюю часть.

 

В кранах с поворотной башней масса высокорасположенных элементов меньше, чем в кранах с неповоротной башней, а следовательно, общий центр масс расположен ниже, что способствует уменьшению общей массы крана, повышению его динамической устойчивости и удобства его транспортирования и монтажа. Однако при большой грузоподъемности и большой высоте подъема груза у этих кранов значительно увеличивается их общая масса, из-за чего при грузоподъемности более Ют целесообразно использовать краны с неповоротной башней.

При строительстве высотных сооружений (150 м и более применяют приставные (стационарные) башенные краны(рис. 6.56, а) с поворотной головкой и горизонтальной стрелой < перемещающейся по ней грузовой кареткой. Эти краны устанавливают на специальном фундаменте или являющемся частью фундамента здания. Башня крана крепят к зданию с помощью закладных рам 1, монтируемых между двумя секциями (рис. 6.576). По мере возведения здания башню удлиняют описанным выше для кранов с неповоротной башней методом подращивания снизу или методом наращивания сверху промежуточными секциями длиной 2,5 ... 7 м.

 

На строительстве высотных зданий с жестким и прочным металлическим каркасом применяют переставные краны,отличающиеся от обычных башенных кранов короткой башней / (рис. 6.57) без портала и наличием охватывающей башню обоймы 2. Башня опирается на опорную балку с откидными упорами 3 (рис. 6.57, а). Обойма также снабжена откидными упорами 4 в перпендикулярной прежней плоскости. Для вертикального перемещения крана вверх обойму снимают с упоров и специальной лебедкой 5 поднимают на высоту двух этажей, где ее снова устанавливают на упоры (рис. 6.57, б). Далее башню снимают с упоров и подтягивают лебедкой к обойме, где ее устанавливают упорами на каркас здания (рис. 6.57, в). Демонтируют кран в обратной последовательности. Грузоподъемность переставных кранов достигает 15 т, а грузовой момент -3300 кН-м.