Потребность как основополагающая категория маркетинга

 

Концепция маркетинга содержит в себе четыре основных экономических понятия: потребность, спрос, производство и потребление.

 


 

 

 

Рис.1.Взаимодействие основных экономических категорий маркетинга.

 

В схеме (Рис.1) центральное место принадлежит потребности, как исходному и в то же время конечному пункту всей маркетинговой деятельности предприятия. Приступая к изучению потребностей, следует в первую очередь дать им четкое определение. Как правило, различают нужду человека в чем-то и потребность.

Нужда - это чувство, испытываемое человеком при отсутствии или недостатке того, что ему хотелось бы иметь. Нужды людей разнообразны и многочисленны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Если нужда не удовлетворена, человек ощущает дискомфорт, напряжение. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Это состояние напряженности подталкивает человека или фирму к действиям с целью найти предмет удовлетворения нужды.

Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Например, одна и та же нужда в одежде приобретает форму различных потребностей у жителей Африки и Крайнего Севера.

Многообразие потребностей предполагает необходимость их систематизации. При рассмотрении потребности и ее значения в рыночных отношениях необходимо различать абсолютные, действительные и удовлетворяемые потребности.

Каждому уровню развития производительных сил соответствует система абсолютных потребностей.

Абсолютные потребности –абстрактны по отношению к конкретным потребительным стоимостям и выражают потенциальную потребительную силу общества. Абсолютные потребности представляют собой совокупность всех имеющихся общественных потребностей, которые объективно возможны при данном уровне жизни общества, но существуют только как теоретическая возможность. Потребности в пище, жилище, духовном развитии существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом производства.

Действительные потребности имеют относительный характер и отражают потребности в реальных предметах, которыми общество располагает или может располагать в обозримой перспективе. Они всегда имеют вещественное содержание, реализуемое в конкретных продуктах материального производства (построенные дома, квартиры, проекты домов), и рассматриваются как реальная потребительная сила общества.

Платежеспособные потребности ограничены не только имеющейся товарной массой, но также и уровнем денежных доходов, и ценами на товары. Поэтому они отражают фактически реализуемую потребительную силу общества, то есть достигнутый уровень удовлетворения абсолютных и действительных потребностей теми благами и возможностями, которые существуют в данный момент как результат общественного развития.

Абсолютные потребности стимулируют развитие производства и определяют его направление. Одновременно в результате обратного воздействия со стороны производства потребности меняются, совершенствуются их количественные и качественные характеристики.

Постоянный рост, развитие и совершенствование потребностей независимо от воли и сознания людей называют законом возвышения потребностей. Согласно данному закону в ходе развития общественного производства происходят рост и видоизменения потребностей, исчезновение одних и возникновение других, новых, в результате чего круг потребностей расширяется, их структура качественно меняется, что составляет основу самодвижения, саморазвития производства и общества в целом.