МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

ТЕМА 5. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

Бюджетное регулирование это комплекс мероприятий, осуществляемых государством в бюджетном процессе с целью решения важнейших задач: обеспечения бюджета запланированными налоговыми и неналоговыми доходами и рационального распределения бюджетных средств.

В процессе исполнения бюджетов особое значение имеют меж­бюджетные отношения – отношения между органами государ­ственной власти Российской Федерации, органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

• распределения и закрепления расходов бюджетов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничения (закрепления) на постоянной основе и распре­деления по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспечен­ности субъектов Российской Федерации, муниципальных об­разований;

• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоот­ношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюд­жетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Россий­ской Федерации.

Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также в местные бюджеты путем включения соответствующих норм (по­ложений) в федеральный закон о федеральном бюджете с одновре­менным внесением изменений в Бюджетный кодекс. При этом некоторые доходы распределяются по уровням бюджетной систе­мы (регулирующие доходы). В течение финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не вправе при­нимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изме­нений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюд­жетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение (выпаде­ние) доходов.

Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъ­екта Российской Федерации, местному бюджету в качестве обеспе­чения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных пе­речислений.

Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федера­ции во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюд­жеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета фи­нансовой помощи субъектам Российской Федерации из федераль­ного бюджета, определяются по единой методике с учетом соци­ально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов Российской Федерации и согласовывают­ся с субъектами Российской Федерации до принятия федерально­го закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Порядок согласования с субъектами Российской Федерации нормативов финансовых затрат на предоставление государствен­ных услуг и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности устанавливается Правительством Российской Федерации. Согла­шения между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации и другие положения, установ­ленные настоящим Кодексом, федеральным законом о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год, являются недействи­тельными и исполнению не подлежат.

В Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 г. № 584, устаиовлено, что система финансовой помощи бюджетам других уров­ней должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспе­ченности регионов и муниципалитетов, предоставление гражданам ш ic зависимости от места их проживания доступа к основным бюд­жетным услугам и социальным гарантиям при одновременном со­здании стимулов для проведения на региональном и местном уров­нях рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов.

В соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Фе­дерации оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осущест­влено в нескольких формах.

1. Предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации(при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъек­та Российской Федерации через Федеральное казначейство Рос­сийской Федерации). Субъект Российской Федерации – получа­тель финансовой помощи из федерального бюджета на выравни­вание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:

• ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработ­ной платы);

• предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в раз­мере, превышающем 3% расходов бюджета;

• предоставлять государственные гарантии субъектам Россий­ской Федерации в размере, превышающем 5% расходов бюд­жета.

Муниципальное образование – получатель финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание уров­ня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:

• ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств местного бюджета, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов Российской Федерации (с учетом региональных коэффициентов заработ­ной платы);

• предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в раз­мере, превышающем 3% расходов местного бюджета;

• предоставлять муниципальные гарантии в размере, превыша­ющем 5% расходов местного бюджета.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъ­екта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в це­лях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты, которые устанавливают­ся федеральным законом и определяются возможностями консо­лидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством Рос­сийской Федерации. Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, свя­занных с обеспечением минимальных государственных социаль­ных стандартов при безусловном исполнении долговых обяза­тельств.

Пока не обеспечено финансирование минимальных государ­ственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджет­ной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы (при исполнении бюджета не могут финансироваться рас­ходы), не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финан­сирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.04 г. № 404 утверждены Правила распределения дотаций бюд­жетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбаланси­рованности их бюджетов.

Отбор субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций производится на основании показателей, характеризу­ющих сбалансированность их консолидированных бюджетов. Сум­ма планируемой дотации субъекту РФ определяется с учетом раз­меров доходов и расходов, а также уровня расчетной бюджетной обеспеченности корректирующих показателей. Дотации в размере, утвержденном Правительством Российской Федерации, зачисля­ются в установленном для исполнения федерального бюджета по­рядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах Федерального казначейства, с отражением их в до­ходах соответствующих бюджетов.

2. Предоставление субвенций и субсидий на финансирование от­дельных целевых расходов,а именно:

• расходов по федеральным целевым программам;

• капитальных расходов;

• расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджет­ной системы Российской Федерации;

• иных целевых расходов.

Порядок предоставления и расчет субвенций и субсидий опре­деляются специальным федеральным законом либо федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.04 г. № 409 утверждены Правила перераспределения дотаций и субвенций из федерального бюджета бюджетам ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования) в 2004 г. При рассмотрении вопроса о перераспределении дотаций и субвенций учитываются плановые показатели доходов бюджета каждого 'ЗАТО, предусмотренные в протоколе согласования взаимоотно­шений федерального бюджета с бюджетом ЗАТО при определении размера финансовой помощи из федерального бюджета. Перерас­пределение дотаций и субвенций осуществляется по результатам исполнения доходной части бюджетов ЗАТО за первое полугодие и за 9 месяцев 2004 г.

Минфин определяет размер сокращения дотаций и субвенций бюджету ЗАТО исходя из суммы, превышающей 115% плановых показателей доходов бюджета, в пределах объемов бюджетных ас­сигнований из федерального бюджета на третий и четвертый квар­талы 2004 г. Высвобождающиеся средства направляются на оказа­ние дополнительной финансовой помощи ЗАТО, не выполня­ющим плановые показатели доходов бюджета, в размере, обеспечивающем единый уровень доходов. Дополнительные дота­ции и субвенции выделяются бюджетам ЗАТО при условии соблю­дения налогового и бюджетного законодательства, а также феде­ральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг.

С 1 января 2005 г. вступили в силу Правила расходования и уче­та средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся ра­диационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также от­дельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, ут­вержденным Постановлением Правительства Российской Федера­ции от 19.11.04 г. № 652. Субвенции предоставляются в соответ­ствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке главному распорядителю средств феде­рального бюджета. Формы предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливаются нормативными правовыми актами субъек­тов Российской Федерации, а учет операций осуществляется на лицевом счете получателя средств регионального бюджета, откры­того в органе Федерального казначейства.

3. Предоставление бюджетных кредитов на возвратной и возмезд­ной основепроизводится из федерального бюджета региональным бюджетам, сельскохозяйственным организациям всех форм собст­венности и другим организациям агропромышленного комплекса, организациям потребительской кооперации и организациям, осу­ществляющим завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 гг. Эти кре­диты предоставляются под гарантии субъектов Федерации.

4.Предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кас­совых разрывов,возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, которые обусловлены сезонным характе­ром затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финан­сового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если та­кая помощь не оказана, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.04 г. № 83 утверждены Правила предоставления из федераль­ного бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных ссуд на покры­тие временных кассовых разрывов. Обращение о предоставлении бюджетной ссуды должно содержать обоснование необходимости выделения средств, сведения о поступивших доходах и произве­денных расходах за истекший период текущего финансового года, прогноз по доходам и расходам консолидированного бюджета субъекта РФ и источникам финансирования дефицита бюджета на период заимствования, источники и сроки погашения бюджетной ссуды в течение финансового года. Одновременно с обращением представляется утвержденная сводная бюджетная роспись бюдже­та субъекта РФ, в которой предусмотрен возврат бюджетных ссуд, ранее полученных из федерального бюджета.

Бюджетная ссуда может предоставляться бюджету субъекта РФ: если расходы консолидированного бюджета субъекта РФ (за исключением расходов капитального характера и расходов на поддержку организаций производственной сферы) в месяце, в котором предполагается выдача ссуды, превышают доходы консолидированного бюджета в этом месяце, увеличенные на сумму налоговых льгот, предоставленных органами исполни­тельной власти субъекта РФ и органами местного самоуправ­ления, и средств, поступивших из источников финансирова­ния дефицита бюджета; • при необходимости осуществления расходов в связи с ликви­дацией последствий чрезвычайной ситуации. Решение о предоставлении бюджетных ссуд с указанием сроков их возврата и объемов предоставляемых бюджетных ссуд прини­мает министр финансов РФ. Бюджетная ссуда не предоставляется бюджету субъекта РФ, имеющему просроченную задолженность по ранее полученным бюджетным ссудам.

Предоставление бюджетной ссуды оформляется соглашением между Минфином и органом исполнительной власти субъекта РФ, предусматривающим обязательство органа исполнительной власти субъекта РФ полностью ликвидировать задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и оплате комму­нальных услуг, оказываемых учреждениям, финансируемым за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Минфин устанавливает требования к содержанию соглашения о предоставлении бюджетной ссуды, условия ее предоставления, отвечающие задачам рационального использования бюджетных средств и укрепления финансовой дисциплины, а также меры от­ветственности в соответствии с законодательством РФ за нецелевое использование и несвоевременный возврат бюджетных ссуд. Объ­емы бюджетных ссуд определяются возможностями федерального бюджета и величиной временного кассового разрыва, возника­ющего при исполнении консолидированного бюджета субъектов РФ. Контроль за своевременным возвратом бюджетных ссуд в федеральный бюджет осуществляет Минфин в соответствии с зако­нодательством.

В таблице 3 перечислены фонды, сформированные в федераль­ном бюджете на 2004 г., из которых оказывается финансовая по­мощь в процессе межбюджетных отношений, в соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в Российской Фе­дерации на период до 2005 г.

Кроме того, в 2004 г. в федеральном бюджете был сформирован Фонд реформирования региональных финансов за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития в сумме 1215,6 млн. руб. Основные цели, на которые направляются субси­дии, следующие: реформа бюджетного процесса в управлении рас­ходами; бюджетирование, ориентированное на результат; адми­нистративная реформа; реформирование системы финансирования отраслей государственного и муниципального сектора экономики; совершенствование системы управления инвестициями; развитие системы бюджетных закупок; создание условий для развития до­ходной базы; повышение эффективности использования госу­дарственного и муниципального имущества и долговой политики; межбюджетные отношения; среднесрочное финансовое планиро­вание; повышение открытости управления региональными и му­ниципальными финансами. В 2005 г. Фонд утвержден в сумме 600 млн. руб.


Таблица 3 ­­­­­­­– Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ

Характеристики Фонд финансовой поддержки субъектов РФ Фонд компенсаций Фонд софинансирования социальных расходов Фонд регионального развития
Цель Выравнивание бюджет­ной обеспеченности по текущим расходам Финансирование феде­ральных законов (со­циальных пособий и льгот населению) Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере Поддержка развития региональной инфраструктуры
Принцип распределения Формула на основе оценки налогового потенциала и нормативных расхо­дов Формула на основе чис­ленности лиц, имеющих право на получение социальной помощи (льгот) Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ) На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов
Тип финансовой помощи Дотация (с выделением средств с особыми усло­виями перечисления и/ или использования) Субвенция на финанси­рование федеральных законов (федеральных мандатов) Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль) Субсидия (как правило, долевая) на финансирование инвестиционных программ
Условия предоставления Для высокодотационных регионов – кассовое обслуживание бюдже­тов ФК Целевое использование средств Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ Софинансирование
Порядок перечисления (использования) Финансовым органам Гражданам и организа­циям через территори­альные органы ФК Финансовым органам при подтверждении проведенных расходов на соответствующую статью Организациям через органы ФК
Статус Действует с 1994 г., но механизм расчета не постоянен Действует с 2001 г. Действует с 2003 г. Действует с 2000 г., новый механизм введен в 2003 г.
Объем финансовой помощи в 2004 г., млн. руб. 175810,866 49910,240 3300,0 25112,01

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.05 г. № 2 утверждено Положение о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных фи­нансов, в котором определены порядок отбора регионов и муни­ципальных образований для предоставления субсидий из Фонда, условия предоставления субсидий, порядок их расчета и расходо­вания. Субсидии предоставляются двумя частями в течение 2 фи­нансовых лет: 50% – пропорционально объему расходов бюджета (регионального или местного) и 50% – пропорционально итого­вым показателям оценки поданных заявок.

Из Фонда софинансирования социальных расходов в 2004 г. предусмотрены дотации в сумме 3300,0 млн. руб. на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, про­живающим в зоне наблюдения действующих атомных электростан­ций, в связи с льготной оплатой электроэнергии, поступающей со станций. В 2005 г. объем Фонда в составе федерального бюджета составил 22 997,732 млн. руб.

В таблице 4 раскрыты состав и структура Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2004 г., в таблице 5 – Фон­да компенсаций в 2004 г., в таблице 6 – Фонда компенсаций и 2005 г.

Среди направлений расходования средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ основным является предостав­ление дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ (удельный вес – 93,93%, 175 810 866 тыс. руб.). Это связано с тем, что в 2004 г. 31 регион являлся высокодотационным, а всего из Фонда получают дотации около 80% субъектов РФ. В 2005 г. удельный вес данной статьи составил 100% (189 875 736 тыс. руб.).

При этом проблематично определение оптимального соотно­шения между средствами, которые передаются в федеральный бюджет, и средствами, остающимися в распоряжении региона.

Методика распределения дотаций из Федерального фонда фи­нансовой поддержки субъектов РФ на 2005 г. утверждена Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 22.11.04 г. № 670. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций определяется исходя из индекса на­логового потенциала региона и индекса бюджетных расходов ре­гиона. Дотации предоставляются тем субъектам РФ, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюд­жетной обеспеченности. При этом объем дотаций рассчитывается в два этапа.

Таблица 4 – Структура Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2004 г.

№ п/п Статья расходов Выделено из федерального бюджета
тыс. руб. % к итогу
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов 165 135 868 93,93
Субсидии на государственную финансовую под­держку закупки и доставки нефти, нефтпродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства 8 074 998 4,59
Субвенции на компенсацию тарифов на электро­энергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области 2 600 000 1,48
Итого 175 810 866

 

 


Таблица 5 – Структура Фонда компенсаций в 2004 г.

№ п/п Статья расходов Выделено из федерального бюджета
тыс. руб. % к итогу
Субсидии и субвенции, направляемые на финанси­рование расходов, предусмотренных: - Законом РФ от 18.10.91 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»; - Законом РФ от 15.01.93 г. №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы» и ФЗ от 09.01.97 г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»           3,28   0,40
Субсидии, направляемые на финансирование расхо­дов, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиа­ции вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 18.06.92 г. № 3061-1), федеральными законами от 26.11.98 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и от 10.01.02 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», на возмещение расхо­дов на предоставление гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ката­строфы на Чернобыльской АЭС и аварии на произ­водственном объединении «Маяк», а также ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения   2,42  
Субсидии и субвенции, направляемые на финанси­рование расходов, предусмотренных: – ФЗ от 24.11.95 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», кроме льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; – ФЗ от 19.05.95 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; – ФЗ от 06.05.03 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»             14,61   43,21   30,46
Субвенции бюджетам субъектов РФ на компенса­цию затрат по предоставлению льгот, установлен­ных ст. 11 Закона РФ от 09.06.93 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» 2,23
Прочие мероприятия 3,39
Итого

Таблица 6 – Структура Фонда компенсаций в 2005 г.

№ п/п Статья расходов Выделено из федерального бюджета
тыс. руб. % к итогу
Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответ­ствии: • с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслед­ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 18.06.92 г. №3061-1), федеральными законами: • от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; • от 26.11.98 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию ра­диации вследствие аварии в 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; • от 10.01.02 г. № 2-ФЗ «О социальных гаранти­ях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; • от 10.01.02 г. № 2-ФЗ «О социальных гаранти­ях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; • «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 г.) В том числе: – субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации; – субвенции бюджетам закрытых администрагивно-территориальных образований     79,88 1,42
Субвенции бюджетам субъектов РФ на выполне­ние федеральных полномочий по государствен­ной регистрации актов гражданского состояния 8,32
Субвенции бюджетам субъектов РФ на компен­сацию затрат по предоставлению льгот, установ­ленных т. 11 Закона РФ от 09.06.93 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» 10,38
Итого

 

Финансовая помощь, направляемая через Фонд компенсаций, и большей степени направляется на выплату государственных по­собий гражданам, имеющим детей (в 2004 г. – 43,21%), и на вы­платы, связанные с компенсацией расходов, возникающих в про­цессе жилищно-коммунальной реформы (в 2004 г. – 30,46%). Значительный удельный вес этих статей расходов, тем не менее, не отражает реальной потребности указанных категорий граждан в денежных средствах, требуется повышение размера компенсаций. В 2005 г. финансовая помощь на указанные цели обеспечивается путем выделения субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ из Федерального фонда софинансирования социальных расходов. Например, субсидии на выплату госу­дарственных пособий гражданам, имеющим детей, предоставля­ются в размере 4000 млн. руб., что составляет 17% расходов Фонда. Также из Федерального фонда софинансирования социальных рас­ходов в 2005 г. предусмотрена социальная поддержка реабилити­рованных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, кроме выплат, которые осуществляются в соответствии сост. 15 и 16.1 Закона РФ от 18.10.91 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в сумме 1 697 732 тыс. руб. (на 4% больше, чем в 2004 г.).

Методика распределения субвенций из Федерального фонда компенсаций между субъектами РФ на 2005 г. утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.04 г. № 705. Предусматриваются субвенции на обеспечение государ­ственной регистрации актов гражданского состояния (8,32% об­щего объема) и на реализацию Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» (10,38%).

Уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации вправе провести проверку бюджета субъекта РФ – по­лучателя финансовой помощи из федерального бюджета. При по­лучении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превыша­ющем 50% расходов его консолидированного бюджета, проверка его бюджета проводится в обязательном порядке. Такую проверку могут проводить контрольный орган Минфина, Счетная палата РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете может быть пре­дусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финанси­рование целевых расходов, предусмотренных федеральными целе­выми программами либо федеральными законами. Органы госу­дарственной власти Российской Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюд­жеты из федерального бюджета.

Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта РФ мест­ному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:

• предоставление из фондов финансовой поддержки муници­пальных образований субъектов РФ, образуемых в бюджетах субъектов РФ, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований для финансирования минимальных государ­ственных социальных стандартов, ответственность за финан­сирование которых возложена на органы местного самоуправ­ления;

• предоставление субвенций на финансирование отдельных це­левых расходов;

• иные формы, предусмотренные бюджетным законодатель­ством субъекта РФ.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссу­ды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассовых раз­рывов, возникающих при исполнении местного бюджета. Порядок предоставления и расчет финансовой помощи определяются зако­ном субъекта РФ либо законом субъекта РФ о бюджете на очеред­ной финансовый год.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ вправе провести проверку местного бюджета – получателя финан­совой помощи из бюджета субъекта РФ. Проверку бюджета муни­ципального образования может проводить орган финансового контроля исполнительной власти или контрольный орган субъек­та РФ. Заключение последнего оглашается при рассмотрении за­конодательным (представительным) органом субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ. Органы государственной власти субъектов РФ контролируют расходование средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.