МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ
ТЕМА 5. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
Бюджетное регулирование– это комплекс мероприятий, осуществляемых государством в бюджетном процессе с целью решения важнейших задач: обеспечения бюджета запланированными налоговыми и неналоговыми доходами и рационального распределения бюджетных средств.
В процессе исполнения бюджетов особое значение имеют межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
• распределения и закрепления расходов бюджетов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также в местные бюджеты путем включения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс. При этом некоторые доходы распределяются по уровням бюджетной системы (регулирующие доходы). В течение финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение (выпадение) доходов.
Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта Российской Федерации, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.
Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета, определяются по единой методике с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов Российской Федерации и согласовываются с субъектами Российской Федерации до принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Порядок согласования с субъектами Российской Федерации нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности устанавливается Правительством Российской Федерации. Соглашения между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации и другие положения, установленные настоящим Кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными и исполнению не подлежат.
В Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 г. № 584, устаиовлено, что система финансовой помощи бюджетам других уровней должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, предоставление гражданам ш ic зависимости от места их проживания доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровнях рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов.
В соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в нескольких формах.
1. Предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации(при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации через Федеральное казначейство Российской Федерации). Субъект Российской Федерации – получатель финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:
• ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);
• предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета;
• предоставлять государственные гарантии субъектам Российской Федерации в размере, превышающем 5% расходов бюджета.
Муниципальное образование – получатель финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:
• ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств местного бюджета, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов Российской Федерации (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);
• предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов местного бюджета;
• предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов местного бюджета.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты, которые устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.
Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы (при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.04 г. № 404 утверждены Правила распределения дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов.
Отбор субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций производится на основании показателей, характеризующих сбалансированность их консолидированных бюджетов. Сумма планируемой дотации субъекту РФ определяется с учетом размеров доходов и расходов, а также уровня расчетной бюджетной обеспеченности корректирующих показателей. Дотации в размере, утвержденном Правительством Российской Федерации, зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах Федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
2. Предоставление субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов,а именно:
• расходов по федеральным целевым программам;
• капитальных расходов;
• расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
• иных целевых расходов.
Порядок предоставления и расчет субвенций и субсидий определяются специальным федеральным законом либо федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.04 г. № 409 утверждены Правила перераспределения дотаций и субвенций из федерального бюджета бюджетам ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования) в 2004 г. При рассмотрении вопроса о перераспределении дотаций и субвенций учитываются плановые показатели доходов бюджета каждого 'ЗАТО, предусмотренные в протоколе согласования взаимоотношений федерального бюджета с бюджетом ЗАТО при определении размера финансовой помощи из федерального бюджета. Перераспределение дотаций и субвенций осуществляется по результатам исполнения доходной части бюджетов ЗАТО за первое полугодие и за 9 месяцев 2004 г.
Минфин определяет размер сокращения дотаций и субвенций бюджету ЗАТО исходя из суммы, превышающей 115% плановых показателей доходов бюджета, в пределах объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета на третий и четвертый кварталы 2004 г. Высвобождающиеся средства направляются на оказание дополнительной финансовой помощи ЗАТО, не выполняющим плановые показатели доходов бюджета, в размере, обеспечивающем единый уровень доходов. Дополнительные дотации и субвенции выделяются бюджетам ЗАТО при условии соблюдения налогового и бюджетного законодательства, а также федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг.
С 1 января 2005 г. вступили в силу Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.04 г. № 652. Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке главному распорядителю средств федерального бюджета. Формы предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а учет операций осуществляется на лицевом счете получателя средств регионального бюджета, открытого в органе Федерального казначейства.
3. Предоставление бюджетных кредитов на возвратной и возмездной основепроизводится из федерального бюджета региональным бюджетам, сельскохозяйственным организациям всех форм собственности и другим организациям агропромышленного комплекса, организациям потребительской кооперации и организациям, осуществляющим завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 гг. Эти кредиты предоставляются под гарантии субъектов Федерации.
4.Предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов,возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, которые обусловлены сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если такая помощь не оказана, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.04 г. № 83 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов. Обращение о предоставлении бюджетной ссуды должно содержать обоснование необходимости выделения средств, сведения о поступивших доходах и произведенных расходах за истекший период текущего финансового года, прогноз по доходам и расходам консолидированного бюджета субъекта РФ и источникам финансирования дефицита бюджета на период заимствования, источники и сроки погашения бюджетной ссуды в течение финансового года. Одновременно с обращением представляется утвержденная сводная бюджетная роспись бюджета субъекта РФ, в которой предусмотрен возврат бюджетных ссуд, ранее полученных из федерального бюджета.
Бюджетная ссуда может предоставляться бюджету субъекта РФ: если расходы консолидированного бюджета субъекта РФ (за исключением расходов капитального характера и расходов на поддержку организаций производственной сферы) в месяце, в котором предполагается выдача ссуды, превышают доходы консолидированного бюджета в этом месяце, увеличенные на сумму налоговых льгот, предоставленных органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, и средств, поступивших из источников финансирования дефицита бюджета; • при необходимости осуществления расходов в связи с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации. Решение о предоставлении бюджетных ссуд с указанием сроков их возврата и объемов предоставляемых бюджетных ссуд принимает министр финансов РФ. Бюджетная ссуда не предоставляется бюджету субъекта РФ, имеющему просроченную задолженность по ранее полученным бюджетным ссудам.
Предоставление бюджетной ссуды оформляется соглашением между Минфином и органом исполнительной власти субъекта РФ, предусматривающим обязательство органа исполнительной власти субъекта РФ полностью ликвидировать задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и оплате коммунальных услуг, оказываемых учреждениям, финансируемым за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Минфин устанавливает требования к содержанию соглашения о предоставлении бюджетной ссуды, условия ее предоставления, отвечающие задачам рационального использования бюджетных средств и укрепления финансовой дисциплины, а также меры ответственности в соответствии с законодательством РФ за нецелевое использование и несвоевременный возврат бюджетных ссуд. Объемы бюджетных ссуд определяются возможностями федерального бюджета и величиной временного кассового разрыва, возникающего при исполнении консолидированного бюджета субъектов РФ. Контроль за своевременным возвратом бюджетных ссуд в федеральный бюджет осуществляет Минфин в соответствии с законодательством.
В таблице 3 перечислены фонды, сформированные в федеральном бюджете на 2004 г., из которых оказывается финансовая помощь в процессе межбюджетных отношений, в соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.
Кроме того, в 2004 г. в федеральном бюджете был сформирован Фонд реформирования региональных финансов за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития в сумме 1215,6 млн. руб. Основные цели, на которые направляются субсидии, следующие: реформа бюджетного процесса в управлении расходами; бюджетирование, ориентированное на результат; административная реформа; реформирование системы финансирования отраслей государственного и муниципального сектора экономики; совершенствование системы управления инвестициями; развитие системы бюджетных закупок; создание условий для развития доходной базы; повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества и долговой политики; межбюджетные отношения; среднесрочное финансовое планирование; повышение открытости управления региональными и муниципальными финансами. В 2005 г. Фонд утвержден в сумме 600 млн. руб.
Таблица 3 – Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ
Характеристики | Фонд финансовой поддержки субъектов РФ | Фонд компенсаций | Фонд софинансирования социальных расходов | Фонд регионального развития |
Цель | Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам | Финансирование федеральных законов (социальных пособий и льгот населению) | Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере | Поддержка развития региональной инфраструктуры |
Принцип распределения | Формула на основе оценки налогового потенциала и нормативных расходов | Формула на основе численности лиц, имеющих право на получение социальной помощи (льгот) | Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ) | На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов |
Тип финансовой помощи | Дотация (с выделением средств с особыми условиями перечисления и/ или использования) | Субвенция на финансирование федеральных законов (федеральных мандатов) | Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль) | Субсидия (как правило, долевая) на финансирование инвестиционных программ |
Условия предоставления | Для высокодотационных регионов – кассовое обслуживание бюджетов ФК | Целевое использование средств | Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ | Софинансирование |
Порядок перечисления (использования) | Финансовым органам | Гражданам и организациям через территориальные органы ФК | Финансовым органам при подтверждении проведенных расходов на соответствующую статью | Организациям через органы ФК |
Статус | Действует с 1994 г., но механизм расчета не постоянен | Действует с 2001 г. | Действует с 2003 г. | Действует с 2000 г., новый механизм введен в 2003 г. |
Объем финансовой помощи в 2004 г., млн. руб. | 175810,866 | 49910,240 | 3300,0 | 25112,01 |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.05 г. № 2 утверждено Положение о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, в котором определены порядок отбора регионов и муниципальных образований для предоставления субсидий из Фонда, условия предоставления субсидий, порядок их расчета и расходования. Субсидии предоставляются двумя частями в течение 2 финансовых лет: 50% – пропорционально объему расходов бюджета (регионального или местного) и 50% – пропорционально итоговым показателям оценки поданных заявок.
Из Фонда софинансирования социальных расходов в 2004 г. предусмотрены дотации в сумме 3300,0 млн. руб. на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в зоне наблюдения действующих атомных электростанций, в связи с льготной оплатой электроэнергии, поступающей со станций. В 2005 г. объем Фонда в составе федерального бюджета составил 22 997,732 млн. руб.
В таблице 4 раскрыты состав и структура Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2004 г., в таблице 5 – Фонда компенсаций в 2004 г., в таблице 6 – Фонда компенсаций и 2005 г.
Среди направлений расходования средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ основным является предоставление дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ (удельный вес – 93,93%, 175 810 866 тыс. руб.). Это связано с тем, что в 2004 г. 31 регион являлся высокодотационным, а всего из Фонда получают дотации около 80% субъектов РФ. В 2005 г. удельный вес данной статьи составил 100% (189 875 736 тыс. руб.).
При этом проблематично определение оптимального соотношения между средствами, которые передаются в федеральный бюджет, и средствами, остающимися в распоряжении региона.
Методика распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2005 г. утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.04 г. № 670. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций определяется исходя из индекса налогового потенциала региона и индекса бюджетных расходов региона. Дотации предоставляются тем субъектам РФ, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. При этом объем дотаций рассчитывается в два этапа.
Таблица 4 – Структура Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2004 г.
№ п/п | Статья расходов | Выделено из федерального бюджета | |
тыс. руб. | % к итогу | ||
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов | 165 135 868 | 93,93 | |
Субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтпродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства | 8 074 998 | 4,59 | |
Субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области | 2 600 000 | 1,48 | |
Итого | 175 810 866 |
Таблица 5 – Структура Фонда компенсаций в 2004 г.
№ п/п | Статья расходов | Выделено из федерального бюджета | |
тыс. руб. | % к итогу | ||
Субсидии и субвенции, направляемые на финансирование расходов, предусмотренных: - Законом РФ от 18.10.91 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»; - Законом РФ от 15.01.93 г. №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы» и ФЗ от 09.01.97 г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» | 3,28 0,40 | ||
Субсидии, направляемые на финансирование расходов, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 18.06.92 г. № 3061-1), федеральными законами от 26.11.98 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и от 10.01.02 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», на возмещение расходов на предоставление гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк», а также ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения | 2,42 | ||
Субсидии и субвенции, направляемые на финансирование расходов, предусмотренных: – ФЗ от 24.11.95 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», кроме льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; – ФЗ от 19.05.95 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; – ФЗ от 06.05.03 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» | 14,61 43,21 30,46 | ||
Субвенции бюджетам субъектов РФ на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных ст. 11 Закона РФ от 09.06.93 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» | 2,23 | ||
Прочие мероприятия | 3,39 | ||
Итого |
Таблица 6 – Структура Фонда компенсаций в 2005 г.
№ п/п | Статья расходов | Выделено из федерального бюджета | |
тыс. руб. | % к итогу | ||
Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии: • с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 18.06.92 г. №3061-1), федеральными законами: • от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; • от 26.11.98 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; • от 10.01.02 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; • от 10.01.02 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; • «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 г.) В том числе: – субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации; – субвенции бюджетам закрытых администрагивно-территориальных образований | 79,88 1,42 | ||
Субвенции бюджетам субъектов РФ на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния | 8,32 | ||
Субвенции бюджетам субъектов РФ на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных т. 11 Закона РФ от 09.06.93 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» | 10,38 | ||
Итого |
Финансовая помощь, направляемая через Фонд компенсаций, и большей степени направляется на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей (в 2004 г. – 43,21%), и на выплаты, связанные с компенсацией расходов, возникающих в процессе жилищно-коммунальной реформы (в 2004 г. – 30,46%). Значительный удельный вес этих статей расходов, тем не менее, не отражает реальной потребности указанных категорий граждан в денежных средствах, требуется повышение размера компенсаций. В 2005 г. финансовая помощь на указанные цели обеспечивается путем выделения субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ из Федерального фонда софинансирования социальных расходов. Например, субсидии на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, предоставляются в размере 4000 млн. руб., что составляет 17% расходов Фонда. Также из Федерального фонда софинансирования социальных расходов в 2005 г. предусмотрена социальная поддержка реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, кроме выплат, которые осуществляются в соответствии сост. 15 и 16.1 Закона РФ от 18.10.91 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в сумме 1 697 732 тыс. руб. (на 4% больше, чем в 2004 г.).
Методика распределения субвенций из Федерального фонда компенсаций между субъектами РФ на 2005 г. утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.04 г. № 705. Предусматриваются субвенции на обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния (8,32% общего объема) и на реализацию Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» (10,38%).
Уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации вправе провести проверку бюджета субъекта РФ – получателя финансовой помощи из федерального бюджета. При получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, проверка его бюджета проводится в обязательном порядке. Такую проверку могут проводить контрольный орган Минфина, Счетная палата РФ.
Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными целевыми программами либо федеральными законами. Органы государственной власти Российской Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из федерального бюджета.
Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:
• предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов РФ, образуемых в бюджетах субъектов РФ, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований для финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;
• предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
• иные формы, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ.
Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета. Порядок предоставления и расчет финансовой помощи определяются законом субъекта РФ либо законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.
Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ вправе провести проверку местного бюджета – получателя финансовой помощи из бюджета субъекта РФ. Проверку бюджета муниципального образования может проводить орган финансового контроля исполнительной власти или контрольный орган субъекта РФ. Заключение последнего оглашается при рассмотрении законодательным (представительным) органом субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ. Органы государственной власти субъектов РФ контролируют расходование средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.