Финансирование федеральных целевых программ

Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594 «О ре­ализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"» утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударствен­ных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ. В соответствии с этим порядком финансирование целевых про­грамм осуществляется следующим образом:

1.Подготовка проекта концепции целевой программы и проек­та целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства РФ, а также проведение независимой экс­пертизы проекта целевой программы финансируются государст­венным заказчиком за счет средств федерального бюджета (раздел «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо­ты»).

2.Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъ­ектов РФ.

Решение проблем, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, осуществляется в основном за счет средств бюдже­тов последних.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансиро­вания целевых программ, относятся: взносы участников реализа­ции программ, включая предприятия и организации государствен­ного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисле­ния от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных ор­ганизаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализа­ции программ (или их отдельных мероприятий), и другие поступ­ления.

Для осуществления целевых программ могут создаваться спе­циальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фон­ды, служат: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов субъектов РФ; средства внебюд­жетных фондов федеральных органов исполнительной власти и др.

Иностранные инвесторы могут финансировать целевые про­граммы на основе долевого участия.

Источниками финансирования целевых программ могут быть инвестиционные и конверсионные кредиты.

В финансировании целевых программ можно выделить не­сколько этапов.

1-й этап.Государственные заказчики (государственные заказ­чики-координаторы) целевых программ (с учетом хода реализации этих программ, предварительной проработки с исполнителями вопроса о размещении заказов для федеральных государственных нужд) уточняют объем средств, необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют проекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, Минэкономразвития и субъектам бюджетного планирования.

2-й этап.Минэкономразвития совместно с государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ подготавливают и направляют в Минфин пред­ложения по перечню федеральных целевых программ, предлага­емых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их фи­нансирования.

3-й этап.Минфин при подготовке проекта федерального бюд­жета на очередной финансовый год доводит до Минэкономразви­тия предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ.

При подготовке перечня федеральных целевых программ, пред­лагаемых к финансированию за счет средств федерального бюдже­та в очередном финансовом году, Минэкономразвития совместно с Минфином на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых про­грамм, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых про­грамм, мер по привлечению внебюджетных источников финанси­рования, средств бюджетов субъектов РФ, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы капитальных вло­жений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструк­торские работы и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Для финансирования целевых программ за счет средств феде­рального бюджета Минэкономразвития совместно с Минфином направляют в Правительство РФ перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств феде­рального бюджета, и предложения по объемам их финансирова­ния.

4-й этап.Перечень федеральных и межгосударственных целе­вых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очеред­ной финансовый год. В федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам программ ассигнований для финан­сирования государственных капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат.

5-й этап.По утвержденным Правительством РФ федеральным и межгосударственным целевым программам государственным за­казчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год, после заключения ими государственных конт­рактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ.

В случае несоответствия результатов выполнения целевой про­граммы целевым индикаторам и показателям эффективности, пре­дусмотренным утвержденной целевой программой, Минэконом­развития организует проведение специализированной и независи­мой экспертиз этой программы, по результатам которых подготавливает с участием Минфина и вносит в Правительство РФ предложения:

а) о корректировке целей и срока реализации целевой программы, перечня программных мероприятий;

б) смене государственного заказчика (государственного заказ­чика-координатора) целевой программы, об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;

в) сокращении финансирования целевой программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год;

г) досрочном прекращении реализации целевой программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);

д) принятии в установленном порядке мер к руководителю целевой программы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кем и для чего составляется сводная бюджетная роспись?

2. Для чего нужен лицевой счет бюджетной организации и кто его ведет?

3. Как осуществляется финансирование расходов бюджетных организа­ций?

4. Какова процедура внесения изменений в сводную бюджетную роспись?

5. Как и для чего осуществляется учет бюджетных обязательств?

6. В каком случае Федеральное казначейство может приостановить прове­дение операций по лицевым счетам бюджетных организаций?

7. Какой орган осуществляет кассовое обслуживание получателей и распо­рядителей бюджетных средств?

8. Какова последовательность списания средств с лицевого счета получа­телей и распорядителей бюджетных средств?

9. В чем заключается специфика работы органов казначейства с исполни­тельными листами?

10. Назовите основные формы расходов федерального бюджета.

11. На какие цели выделяются бюджетные средства бюджетным учрежде­ниям?