Лекция 10 ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Прогнозирование - начальный этап планирования.

Прогнозирование как любая хозяйственная деятельность осуществляется на основе упорядоченных правил и концентрируется на решении целевых задач, вытекающих из цели предпринимательства. На основе предпринимательской инициативы и с учетом реальных условий деятельности предприятия определяется вероятный сектор рынка, в котром предприятие в состоянии конкурировать и развиваться. Предпринимательская целевая установка принимается в качестве первой ступени предплановых прогнозных исследований.
Прогнозные исследования необходимы, чтобы убедиться, насколько реальны и благоприятны для предприятия поставленные им цели. Разумеется, что и в процессе определения целей, особенно долгосрочных, параллельно используются приемы и средства прогнозирования. Но имеются и различия. При выборе целей и определении степени их достижения существенную роль играют субъективные факторы, в то время как прогноз опирается на объективные процессы и явления. В прогнозных исследованиях наклонности, интересы и профессия владельцев предприятий могут лишь учитываться.

Прогнозирование — это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно – технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов. Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвиденья объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, месяцы) и ресурсам, выраженным в деньгах.

 

«Однако половина сведений о цветовой гар­монии, вероятно, интересует отдельные отрасли промышленности в большей степени, чем все данные о цветовых измерениях, поскольку часто при продаже товаров цветовая гармония может сделать гораздо больше, чем то, что может предложить контроль цвета.»

Дин Джадд, Гюнтер Вышецки

 

Дизайнерам дается информация об источниках, по которым следует изучать вопросы гармонии цвета, цветовых гамм, цветовых комбинаций и основ цветового проектирования. Эти источники содержат не только общие идеи и рекомендации, а представляют иллюстрирующие их цветные репродукции, наборы цветовых комбинаций и дают возможность самостоятельно проработать эти вопросы, а, главное, видеть цвет непосредственно, а не представлять его только по наименованию.

Первой в этом ряду стоит книга Йоханнеса. Иттена [21], за ним следуют труды Л.Н. Мироновой [22-25], Хидеяки Чидзиива [33], Литрис Айсмен [32], А. Зайцева [27], Г. Цойгнера [29], Устинова [5]. Безусловно, интересных и полезных пособий по гармонии цвета много, например, [69, 71] и, по желанию, можно пользоваться тем пособием, которое больше отвечает творческим запросам дизайнера. Однако вышеперечисленные источники являются базовыми. Это те основы и тот опыт, без которых колорист не сможет состояться.

Особое место в ряду пособий по гармонии цвета занимает книга Хидеяки Чидзиива, профессора Колледжа изобразительных искусств Мусасино, «Гармония цвета: Руководство по созданию цветовых комбинаций» [33], которая содержит 1662 цветовые комбинации из двух, трех или четырех цветов, подобранные так, чтобы передать впечатление от конкретного цвета или вызвать соответствующую эмоцию с описанием получаемого эффекта.

Фотографии и цветовые комбинации показывают, как создавать цветовые гаммы разного характера: броскую, покойную, возбуждающую, природную, теплую, холодную, молодежную, женственную или вызывающую. В книге приведены фото с примерами практического использования в японском интерьере, западном интерьере, орнаментах, народном искусстве, упаковке, бытовой технике, плакатах, живописи.

Также обилием прекрасных цветных иллюстраций с примерами гамм, вызывающих разные эмоции и ассоциации, привлекает книга Литрис Айсмен [32]. В ней содержится много практических рекомендаций по проектированию интерьеров, создающих разное настроение. Практическое руководство по цветовым комбинациям для профессиональных дизайнеров [71] содержит материалы по теории цвета и психологии его восприятия. В нем подобраны в соответствии с разными темами двадцать четыре цветовых гаммы. Имеется более 1000 отрывных цветовых сочетаний со значениями CMYK для каждого цвета. Книга предназначена для профессиональных дизайнеров и художников.

Ниже изложены основные положения гармонии цвета и представлены причины, по которым систематический анализ такого весь­ма субъективного явления, как цветовая гармония, является в высшей степени трудной задачей.

Цветовая гармония по Джадду и Вышецки. О цветовой гармонии написано множество книг, од­нако мнения различных специалистов по этому вопросу доста­точно разноречивы. Джадд и Вышецки систематизировали причины несовпадения взглядов на цветовую гармонию и дали научный анализ проблем, возникающих в этой специфической области [6]. Они отмечают, что:

1. Цветовая гармония является предметом симпатий и антипа­тий: эмоциональное впечатление от сочетания цветов может быть неодинаковым не только у разных людей, но и у одного и того же человека. Мы устаем от привычных цветовых сочетаний и часто рады любым изменениям. С другой стороны, мы учимся оценивать цветовое сочетание, ко­торое первоначально оставляло нас равнодушным, неоднократно наблюдая его.

2. Цветовая гармония зависит от абсолютного углового раз­мера участков, покрытых цветом, а также от композиции и самих цветов. Прекрасно выполненная миниатюра, увеличенная в 10 раз, обычно выглядит грубо и производит неприятное впечатление. Если цветовая слепота может быть обусловлена недостаточным размером цветовых пятен, то увеличение миниатюры обычно при­водит к обратному результату, вызывая чрезмерно сильное цвето­вое ощущение.

3. Цветовая гармония зависит от относительных размеров участков, покрытых цветом, а также и от самих цветов. Неболь­шой серовато-красный образец, помещенный на ярко-красный фон, вызывает неприятное впечатление. С первого взгляда он смотрится, как серовато-красный или серый, но через несколько секунд из-за контраста он будет восприниматься серым или серовато-сине-зеленым, в за­висимости от того, какая часть цветовой композиции рассматри­вается последней. Ивенс предположил, что в большинстве случаев причиной дисгармонии цветовых сочетаний является нестабильность цветового восприятия. Однако, если два цвета композиции поменять местами, так, что ярко-красное будет рассматриваться на серовато-красном фоне, то впечатление от такого сочетания будет гораздо более приятным. Центральное пятно всегда будет восприниматься яр­ко-красным.

4. Цветовая гармония зависит от формы элементов изображе­ния в такой же степени, как и от самих цветов. Эта форма может влиять на путь точки фиксации при оценке цветового сочетания, различные элементы которого рассматриваются в неблагоприятной последовательности.

5. Цветовая гармония зависит от смысла или толкования изо­бражения так же, как и от самих цветов. Цветовая гармония с точки зрения художника-портретиста совер­шенно отлична от цветовой гармонии в абстрактной живописи.

Общепринятые прин­ципы цветовой гармонии, обобщенные в[6]. Они не обоснованы научно, однако являются лучшим руководством при отборе приятных сочетаний цветов, полученных в результате тысяч проб и ошибок, а также выборочных исследований, сделанных до сих пор.