I. Введение в экономическую теорию

ЛИТЕРАТУРА

СЛОВАРЬ

Разработка мероприятий по снижению влияния инновационных рисков

При осуществлении инновационной деятельности наиболее вероятными рисками являются:

· риски отторжения инновации рынком;

· риски неполучения запланированной прибыли от внедрения инновации;

· риски несоответствия фактических параметров новшества плановым показателям;

· риски неполучения результатов инновационной деятельности к определенному в договоре сроку;

· риски нарушения патентных прав иных патентообладателей;

· риски потери ноу-хау компании.

Для снижения влияния негативных факторов, определяющих риски, используются различные методы управления: страхование, диверсификация, лимитирование, хеджирование.

Наиболее распространенным способом минимизации рисков является страхование. При страховании ответственность за неблагоприятное событие и обязательства по компенсации убытков берет на себя страховая компания (страховщик), а фирма-страхователь перечисляет страховые взносы. При наступлении страхового случая страховщик выплачивает страховое вознаграждение (так могут быть минимизированы, например, риски несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, риски потери ноу-хау компании).

Лимитирование — снижение уровня риска путем установления предельных размеров по предоставляемым кредитам, расходуемым финансовым ресурсам, объемам реализации. Метод может использоваться банком-инвестором инновационных проектов (минимизация финансово-кредитных рисков).

Хеджирование — способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных контрактов на фондовом рынке (минимизация коммерческих рисков).

Диверсификация — минимизация величины кредитного риска за счет инвестирования разнонаправленных инновационных проектов. Суммарный риск диверсифицированного портфеля будет ниже, чем риски по каждому отдельному проекту.

 

 

Базисные инновации — принципиально новые решения, формирующие новую отрасль экономики.

Бенчмаркетинг — изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии.

Бизнес — инкубатор — организация, создаваемая для поддержки становления и развития новой фирмы.

Венчурные фирмы (риско-фирмы) — предприятия, осуществляющие реализацию высокорисковых инновационных проектов.

Виоленты — крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой.

Внутренняя норма доходности — показатель экономической эффективности инновационного проекта. Представляет собой минимальный ожидаемый прирост капитала, инвестированного в инновационный проект.

Дисконт — процентная ставка по предоставляемому кредиту. Включает величину инфляции, рыночную премию за риск и пр.

Дисконтирование — процедура приведения разновременных денежных потоков к единому моменту времени.

Диффузия инновации — процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.

Жизненный цикл инновации — совокупность этапов инновационной деятельности от зарождения инновационной идеи до масштабного распространения инновации.

Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в различных отраслях экономики.

Инноватор — участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.

Инновационная стратегия — комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.

Инновационный лаг — временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).

Инновационный менеджмент — управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный потенциал организации — совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

Инновация (нововведение) — существенное изменение в различных областях общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.

Инфраструктура инновационной деятельности — компании, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, но не принимающие в ней непосредственного участия (кредитные организации, консалтинговые фирмы, информационные и патентные службы и пр.).

Исключительные права патентообладателя — монопольные права владельца охранного документа, на основании которых иное лицо может использовать охраняемый объект промышленной собственности с целью получения прибыли только с согласия патентообладателя.

Коммерциализация новшества — превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта.

Коммутанты — фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции.

Критерии охраноспособности (патентоспособности) — критерии, наличие которых выявляет эксперт при проведении экспертизы объекта по заявке о выдаче охранного документа. Для изобретения критериями охраноспособности являются: новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость.

Лицензиар — лицо, предоставляющее лицензию на объект промышленной собственности; владелец исключительных прав.

Лицензиат — лицо, которому передаются права на использование объекта промышленной собственности.

Лицензионный договор — документ, на основании которого патентообладатель (лицензиар) предоставляет определенные права на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу (лицензиату), принимающему на себя обязательства по внесению платежей лицензиару.

Лицензия на объект промышленной собственности — разрешение на коммерческое использование объекта промышленной собственности, предоставляемое лицензиаром.

Метод сетевого планирования и управления — метод планирования, при котором комплекс работ, необходимых для реализации проекта, представляется в логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ.

Модифицирующие инновации — решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений.

Новатор — участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.

Новация — новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность.

Ноу-хау — конфиденциальные сведения финансового, технического, управленческого характера, предоставляющие дополнительные преимущества владеющему ими лицу.

Патент на изобретение — государственный документ, удостоверяющий авторство, устанавливающий приоритет и закрепляющий исключительные права патентообладателя на запатентованный объект.

Патиенты — компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок.

Паушальные платежи — лицензионное вознаграждение в виде твердофиксированных сумм, выплачиваемых целиком или в несколько приемов.

Полезная модель — конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления.

Промышленный образец — художественно-конструкторское решение объекта, определяющее его внешний вид.

Процедура патентования — установленный нормативными документами страны порядок подачи заявки на выдачу охранного документа, экспертизы на соответствие объекта патентования критериям охраноспособности, выдачи охранного документа и поддержания его в силе.

Псевдоинновации — решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений.

Реактивная инновация — инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента.

Реинжиниринг — осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы.

Роялти — процентные отчисления с определенной суммы (определенного объема), причитающиеся продавцу объекта лицензионного соглашения.

Стратегическая инновация — инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.

СВОТ-анализ — метод анализа факторов внешней и внутренней сред, учитываемых при разработке направления развития компании.

Сублицензия — лицензия, которая предоставляется лицензиатом (покупателем первичной лицензии) третьим лицам.

Технопарки — гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции.

Технополис — более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города — наукограды.

Товарный знак — обозначение, используемое для отличия однородных товаров (услуг) различных юридических (физических) фирм.

Трансфер инноваций — передача новшеств посредством коммерческого и некоммерческого технологического обмена.

Финансовый лизинг — процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.

Форфейтинг — операция по трансформации коммерческого кредита в банковский.

Франчайзинг — процедура предоставления товарного знака (фирменного наименования), ноу-хау, сбытовых каналов и клиентуры известной компании для реализации продукции малоизвестной фирмы.

Эксплеренты — компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.

 

1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. пособие. — М.:

Анкил, 2003.

2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2001.

3. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Вирсема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего процветания. — М., 2000.

5. Виханский О.С. Менеджмент. — М.: 2002.

6. ВодачекЛ., Водачекова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. — М.: Экономика, 1989.

7. Воробьев В.П. Инновационный менеджмент: финансовый аспект. —СПб., 1996.

8. Глазьев С.Ю., Микерин Р.И. и др. Длинные волны НТП и социально-экономическое развитие. — Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1991.

9. Глухов В.В. Менеджмент. — М., 1999.

10. Гунин В.Н., Баранчеев В.П. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. — М.: ИНФРА-М, 2000.

11. Завлин П.И. Оценка эффективности инноваций. — СПб., 1998.

12. Завлин П.И., Ипатов А.А. и др. Инновационная активность в условиях рынка. — СПб., 1994.

13. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование, — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2000.

14. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. проф. Л.Н. Оголевой. — М.: ИНФРА-М, 2001.

15. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник /Под ред. А.Д. Корчагина. М.: ИНФРА-М, 1995.

16. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.

17. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание /Санкт-Петербург. Гос. инж.-экон. акад. — СПб., 1995.

18. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. — М.:

ИКЦ «ДИС», 1997.

19. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционного проекта и их отбору для финансирования. — М.,1997.

Предмет экономической теории (ЭТ)

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. Существует реальная и теневая (как правило, с целью уход от налогов) экономика. На долю теневой экономики по данным ГКС приходится 25%, по другим источникам - 40-45%.

Предметом экономической теории являются, в первую очередь, экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Английский экономист Л. Роббинс дал следующее определение предмета экономикс, которое широко используется в западной литературе: "Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование".

П. Самуэльсон считает предметом экономической теории изучение способов использования людьми и обществом дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, с целью производства разнообразных товаров и распределения их сейчас или в будущем для потребления. Таким образом, предметом экономической теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Существуют несколько функций экономической теории:

познавательная функция; практическая функция (обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику); прогностическая; методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках; идеологическая.

На современном этапе анализ проблем теоретической и прикладной экономики обычно ведется по следующим разделам:

1.Макроэкономика – изучает функционирование экономики страны в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, государственное регулирование экономики.

2. Микроэкономика – изучает деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими экономических решений; функционирование отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций.

Подобное разделение носит условный характер, так как многие разделы и темы входят в оба вышеназванных раздела.

Экономическая наука может иметь нормативный и позитивный характер. Позитивная экономическая наука имеет дело с фактами уже отобранными и перешедшими на уровень теории. Она свободна от субъективных оценочных суждений и отвечает на вопрос «что есть?». (например, позитивным утверждением является следующее «Инфляция за текущий год составляет 12%»). Нормативная теория олицетворяет оценочные суждения людей относительно того, какой должна быть экономика, или какую конкретную политическую акции следует предпринять, чтобы сгладить или устранить ту или иную нежелательную экономическую проблему. Т.о. она выражает представление о том «что должно быть» (например, «Инфляцию следует сократить, применяя меры регулирования денежного обращения»).

Экономическая наука, как и всякая другая, выполняет познавательную функцию, она призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Задача науки заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать, обобщить факты хозяйственной жизни. Теория без фактов – пуста, а факты без теории – бессмысленны. Необходимо постоянно сверять существующие теории с изменяющейся реальной практикой. Экономическая политика – это комплекс мер и решений государства, обеспечивающих эффективное развитие общественного производства, рост уровня жизни людей. Для того, чтобы экономическая политика была научной, давала положительные результаты, ее необходимо теоретически обосновывать.

В результате производственной деятельности людей возникают и действуют экономические законы (ЭЗ). Они действуют объективно (независимо от воли и сознания людей) и выражают существенные и необходимые связи в общественном производстве, постоянно повторяющиеся взаимоотношения, взаимодействия между людьми. Они отражают наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта или явления. Различают: экономические законы, законы природы. Законы природы– это законы естественные. ЭЗ – это законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей. Естественные законы вечны, экономические – носят исторический характер. ЭЗ сами по себе не действуют. Для этого необходимы действия людей, которые напрямую зависят от потребностей и интересов.

Потребность – это нужда человека в каких-либо благах (товарах и услугах), необходимых для выживания, поддержания жизнедеятельности и развития человека, фирмы и общества. Потребности порождают ожидания, а ожидания побуждают к действиям. Ожидание – надежда на что–либо, предположение. Интересы – осознанные потребности. Следовательно, интерес – это форма проявления экономических потребностей. Поскольку существует система потребностей, то можно говорить и о существовании системы интересов (личностных, семейных, корпоративных, национально – государственных и общечеловеческих).

В обществе действует система ЭЗ, взаимосвязанных между собой. Различают следующие:

1. Всеобщие - законы, которые действуют на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях (закон возвышающихся потребностей; общественного разделения труда; повышения производительности труда и др.)

2. Общие ЭЗ - действуют при наличии общих социально-экономических условий (товарно-денежные отношения). К ним относятся законы стоимости; спроса и предложения; денежного обращения и т.д.

3. Особые (специфические) ЭЗ - выражают внутреннюю природу каждого общественного способа производства. Определяются собственностью на СП и свойственные ей социально-экономические отношения. ЭЗ познаваемы. Их необходимо использовать в практике хозяйствования.