Что же такое «колористика» и «цветоведение»,знание которых столь необходимо для дизайнеров?

Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокуп­ность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними наук, изу­чающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эсте­тики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых ба­зируется цветоведение, расширяется.

«Колористика» изучает теорию применения цвета (и цветовых сочетаний) на практике в различных областях человеческой деятельности. Дизайнеры под колори­стикой понимают «раздел науки о цвете, включающий знания о природе цвета, основных, состав­ных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых кон­трастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цве­товой культуре» [49]. Как считает одна из ведущих колористов-педагогов Л. Н. Ми­ронова «… целью курса колористики является выработка «глобального цветового мышления».

Анализ ряда известных курсов цветоведения и колористики показал, что их название и содержание отражает направленность как традиционных курсов, например, «Основы архитектурного цветоведения» (МАРХИ) или «Цветоведение в оформлении карт» (Институт инженеров геодезии, аэрофотосьемки и картографии), так и новых курсов, таких как «Цветоведение для сканирования», «Цветоведение и цветовоспроизводство», которые углубляют аспекты, необходимые для практической деятельности по специальности.

Наш курс разработан специально для будущих дизайнеров. В книге «Гармония цвета: Ру­ководство по созданию цветовых комбинаций» Хидеяки Чидзиива [12], первое из 12 правил выбора цвета гласит: «Познайте свои цвета». Это значит, что дизайнерам необходимо знать характеристики цвета, представлять его место в цветовом пространстве, понимать особенности его взаимодействия с другими цветами и воздействия на человека.

Целью курса является обучение классическим основам и современным достижениям науки о цвете, способам количественного выражения цвета и цвето­вых различий, а также методам измерения цвета с помощью современных цветоизмерительных приборов. Дизайнерам необходимо знать современные цвето­вые системы, каталоги, атласы, наборы цветов, разработанные для обучения работе с цветом и спе­циально для цветового проектирования. Измерение цвета, систематизация, обозначения, стандартизация цвета тесно связаны друг с другом, переплета­ются и дополняют друг друга.

Список рекомендуемой литературы включает все ос­новные источники, необходимые для успешного освоения курса, сайты в Ин­тернете и последние издания, посвященные цвету и его применению (в основном, в интерьере). Это фактически полная библиография, содержащая информацию по цвету, необходимую для будущих дизайнеров. Дизайнерам необходимо ознакомиться с сайтами колористов и дизайнеров. На них разме­щено много интересной и полезной информации, в том числе важные для обу­чения художников, архитекторов и дизайнеров книги, например, такие как «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена [7], «Курс колористики для художников-дизайнеров» Л.Н. Мироновой и много других.

Цвет – это основной элемент дизайна, который отражает настроение и стиль. Книга «Дао цвета» Литрис Айсмен [2], основательницы и директора Айземановского Центра цве­товой информации и подготовки, а также исполнительного директора Института «Пантон Колор» дополняет приведенные в перечне литературы классические учебники Мироновой и Иттена теми аспектами прикладной науки о цвете, которые связаны с эмоциональным воздействием цвета. Как консультант по во­просам правильного вы­бора цвета для новых товаров, упаковок, интерьеров и внешнего вида зданий она знает, что будущих дизайнеров интересует магия цвета и его роль в современной жизни и что многим необходимы практические советы по решению проблем в цветовом проектиро­вании. Ее книга посвящена психологическому воздействию цвета и использованию этих знаний в оформле­нии интерьеров. В ней множество прекрасно выполненных цветных иллюстра­ций, много образцов цвета. Что важно – в ней использованы цвета PANTONE Textile System – используемого дизайнерами одежды и интерь­еров инструмента для выбора и контроля цвета. Безусловно, нельзя ограничиваться только этой книгой. Замечательное руководство для художников, дизайнеров, модельеров – это пособие по гармонии цвета Хидеяки Чидзиива [12]. Обе эти книги, представ­ляющие американскую и японскую школы колористики, дополняющие труды отечественных авторов, представляются необхо­димыми для будущих дизайнеров. Они помогут им расширить знания в области цвета, выработать свой взгляд на цвет, развить свое цветовое зрение и практически использовать полученные знания в цветовом проектировании. Много полезного можно почерпнуть в книге «Цвет. Энциклопедия» А. Стармер и в других, при­веденных в обширном списке современной литературы, изданной начиная с 2000 г.

Задача состоит в том, чтобы показать дизайнерам, насколько велик и разнообразен «мир цвета», осветить основы и современное состояние науки о цвете, продемонстрировать ее применение на практике (при цветовом проектировании и при контроле качества воспроизведении цвета материалов). Эти знания призваны помочь дизайнерам справиться с окружающим их потоком информации о цвете и его применении в проектной деятельности.