Транспорт Украины, торговля, финансы, денежное обращение, кредит

Сельское хозяйство в условиях долговременного кризиса

Развитие промышленности (структура, особенности эволюции отдельных отраслей, внутриотраслевые противоречия)

 

Анализ следует начинать с характеристики энергетического комплекса Украины. В данный период его структура характеризовалась преимуществом теплостанций. Были построены Запорожская, Криворожская, Приднепровская ТЕС. Вступили в действие Хмельницкая, Ровенская, Южно-Бугская, Запорожская атомные станции. Было построено 13 новых и реконструировано больше 20-и старых шахт.

Металлургическая промышленность продолжала развиваться путем наращивания производственных мощностей. Вместе с тем изношенность основного оборудования достигла 61 %. Себестоимость металла росла, качество ухудшалось.

В машиностроении Украины количественное направление роста исчерпалось. Были построены всего два новых предприятия. Усилилось моральное и физическое старение основного капитала. Неудовлетворительным было качество машин. Только 16 % из них отвечали технико-экономическим востребованиям. Больше 70-и предприятий было построено в легкой и пищевой промышленности.

 

В зерновом хозяйстве Украины с 1975 года по 1990 год урожайность с одного гектара не изменялась и сохранялась на уровне 25 – 35 центнеров. В то же время основные фонды сельскохозяйственных предприятий существенно выросли. Увеличилось количество малокачественной техники. Государственные заготовительные цены на зерно были мизерными. Существенно изменилось количество рабочей силы. С 1965 по 1985 гг. сельское население уменьшилось на 4,9 млн. чел. Высоким оставался удельный вес ручного труда. В растениеводстве он составлял 10 %, а в животноводстве 40 %. Гарантирована оплата труда сосуществовала со сравнительными тенденциями. Распространялось пьянство и разворовывание произведенной продукции и имущества сельскохозяйственных предприятий. Внедрение новых форм организации труда (коллективного подряда и др.) осуществлялось с помощью устаревших, неэффективных командно-административных методов. Производительность труда в хозяйствах резко падала. Концентрированным показателем состояния колхозно-совхозной системы данного периода стал уровень рентабельности: 70 % сельхозпредприятий были убыточными.

 

В структуре транспорта Украины первое место принадлежало железным дорогам (38 % грузов). Удельный вес морских перевозок составлял 10,9 %, автотранспорта 8,2 %, газопроводов 5 %, речного транспорта – 1,6 %. В 1971 – 1985 гг. в отрасль было вложено 3 млрд. руб.

Имела место модернизация железнодорожного транспорта. На смену паровой тяге приходили тепловозы и электровозы, были полностью электрифицированы такие важные магистрали, как Донбасс-Криворожье, Донбасс-Сызрань, Донбасс-Москва, Донбасс-Киев-Львов и другие.

Совершенствовалась структура морского торгового флота. Усилилась его внутренняя специализация. Начали использоваться суда с горизонтальной нагрузкой, лихтеровозы, танкеры-гиганты. На Юге Украины возникли новые морские порты Ильичевск и Южный. В то же время реконструировались порты в Одессе, Николаеве, Мариуполе, Рени, Измаиле.

В автотранспорте выросла доля тяжелогрузных автомобилей. Для горнорудной промышленности были созданы специальные автопоезда самосвалов грузоподъемностью 75 т. Вступили в эксплуатацию карьерные машины мощностью 120 т. Существенные изменения имели место в газопроводном транспорте, -ч Введений в строй газопровод Уренгой-Помари-Ужгород дал возможность газифицировать 428 украинских городов и сел. Через территорию Украины прошел нефтепровод «Дружба», который дал возможность сэкономить средства на автомобильных и железнодорожных перевозках нефти.

Строились республиканские нефтепроводы: Снегирьовка-Одесса, Лисичанск-Кременчуг, Лисичанск-Нижнеднепровск, Лисичанск-Луганск и другие. Введение в действие этих магистралей высвободило значительное количество традиционного транспорта и в известной мере уменьшило себестоимость нефтепродуктов.

В торговли структура включала государственный, кооперативный и колхозный секторы. Главной составляющей оставалось государственная торговля, на нее приходилось 70 % товарообороту. С 1960 по 1985 гг. её оборот вырос с 13 до 55 млн. руб. На основе интеграции предприятий государственной торговли и промышленности возникла новая организационная форма – фирменные магазины в виде агропромышленных торговых объединений.

Сердцевиной финансовой системы республики был бюджет. Его прибыльная часть формировалась за счет платежей из прибыли государственных предприятий, колхозов, совхозов,— кооперативных организаций и государственных налогов из населения.

В период 1970 – 1985 гг. последние выросли с 1,1 млрд. руб. до 2,4 млрд. руб. Основная часть бюджетных расходов шла в промышленность. Об эффективности их использования свидетельствует такой кардинальный факт: 70% промышленных предприятий были убыточными. Кредитная система Украины включала разветвленную структуру филиалов Госбанка, Стройбанка, Банка внешней торговли и сберегательных касс. Ведущая роль принадлежала Госбанку. Ежегодно он кредитовал предприятия, организации, колхозы, совхозы на сумму 245 млрд. руб. Задолженность колхозов Госбанку постоянно росла.