Формирование и развитие рыночных отношений в Украине во второй половине ХIХ ст.
После реформы крестьяне потеряли часть пахотной земли, пастбищ и леса. Это значительно ухудшило их экономическое положение, но в то же время укрепило экономические позиции помещиков. Крупными землевладельцами были преимущественно польские, румынские, венгерские, немецкие помещики. Значительная часть крестьянства остались без земли.
При ликвидации феодальных крестьянских повинностей помещики в 1851 году получили значительную сумму пятипроцентными облигациями, которые начали погашаться в 1859 году. Крестьяне же, за освобождение от этих повинностей, должны были в течение второй половины ХIХ ст. платить огромный выкуп, причём крестьяне Галиции платили в три раза больше, чем чешские, в пять раз больше, чем немецкие. По этому поводу И. Франко отмечал, что австрийское государство «торговалось с краем до последней нити».
В 50 – 60-е годы XIX ст. в Западной Европе наблюдалось экономическое оживление, вызванное процессом промышленного переворота. В начале 70-х годов в основном он завершился и в Австро-Венгерской империи. Однако если в ее западных и центральных частях имел место промышленный подъем, то промышленность Восточной Галиции. Северной Буковины и Закарпатья развивалась очень медленно.
Помещики, которые оставались главной политической силой, не были заинтересованы в оттоке рабочей силы из сельского хозяйства. Галицкое правительство которое находилось в подчинении польской шляхты, в первые десятилетия после реформы ничего не делало для развития местной фабричной промышленности. Такая их позиция отвечала интересам империи, которая считала украинские земли своим рынком сбыта и источником сырья.
Не случайно целый ряд отраслей промышленности, не выдерживав конкуренции более дешевых изделий развитых провинций Австро-Венгрии-, приходили в упадок. К ним можно отнести сахарную, текстильную, кожевенную. машиностроительную, бумажную. Развивались отрасли по добычи и первичной переработки сырья — нефтяная. деревообрабатывающая, табачная, спиртоводочная, мукомольная, добывающаяся и др.
В 70 – 90-е г.г. ХIХ в. возникали средние и большие предприятия, однако их роль в промышленном производстве была незначительной. Промышленность имела преимущественно мелкий, кустарно-ремесленный характер, слабо механизированная.
Крупных капиталистических предприятий на западно-украинских землях было около 220, и на которых сосредоточилось 25% рабочих.. Наиболее интенсивно развивалась нефтяная промышленность в Бориславо-Дрогобыческом бассейне. Если в 1870 г. здесь ежегодно добывали 20 тыс. т нефти, то в конце века – 330 тыс. т. Добыча нефти велась также в селах Прикарпатья.
Благодаря развитию нефтяной промышленности, Борислав уже в начале 70-х годов стал крупнейшим рабочим центром на западно-украинских землях. В конце века на трех крупнейших в лесохимических предприятиях Закарпатья работало 300-600 рабочих. Действовали три мебельных фабрики – в Ужгороде (400 раб.), Хусте(160) и Львове (80). На каждом из трех рудников Мармаронщины работало по 300 – 500 рабочих. Львов становится крупным промышленным, торговым, финансово-кредитным центром. В городе открыли свои филиалы Австрийский национальный банк. Австрийское кредитное общество для торговли и промышленности, Англо-австрийский банк, работали Галицкий ипотечный банк. Крестьянский и Краевой банки.
В нефтедобывающую, лесную и другие отрасли промышленности вкладывали свои капиталы австрийские, немецкие, французские, американские банкиры и предприниматели. Разворачивали свою деятельность украинские финансовые учреждения и торгово-промышленные объединения: страховые общества «Днестр» и «Карпатия», Краевой союз кредиторов, Украинский ипотечный банк, крестьянские кассы, краевые кооперативные союзы.
В 60-х и в начале 70-х годов западноукраинские земли были соединены с Западом железнодорожным строительством, которое велось не только из экономических, но и с военно-стратегических соображений. В 1864 году железнодорожные линии были протянуты с запада через Краков и Перемышль во Львов, через 5 лет – в Черновцы, а в 80-е годы – через Стрий на Закарпатье: впоследствии Львов был соединен с украинскими землями, которые входили в состав России. Строительство железных дорог в Галиции повлияло на развитие ряда отраслей по добыче и первичной обработке сырья и пищевой промышленности. Усилился товарообмен между западно-украинскими землями и Наднепрянщиной, возросла роль этих земель в транзитной торговле между странами Запада и Россией.
Как и в первой половине ХІХ ст., основную массу населения Галиции составляло крестьянство. Под воздействием глубоких социально-экономических преобразований в пореформенный период происходили значительные изменения в его структуре. Развитие капитализма ускорило процесс расслоения крестьянства. В течение полвека при общем росте численности хозяйств Галичины на четверть, количество мельчайших хозяйств, которые имели до 5 га земли, выросли более чем в 1,5 раза. На рубеже XX ст. около 25 – 30 % сельского населения края были безземельными. При этом несколько процентов зажиточных крестьян владели четвертью всей крестьянской земли. Вместе с помещиками они держали в своих руках большую часть сельскохозяйственных угодий.
Переплетение капиталистической и полуфеодальной эксплуатации тяжело отражалось на положении крестьян и сельскохозяйственных рабочих, рабочий день которых длился 14 – 16, а иногда и больше часов. Денежную зарплату помещики и арендаторы повсеместно заменяли частично или полностью натуральной, за которой всегда скрывалась неоплаченная часть работы. Такое положение крестьян, особенно в неурожайные годы, использовали ростовщики. Среди наиболее распространенных форм ростовщичества преобладал денежный кредит. Кредит предоставлялся под здания, скот, землю, хлеб, полотно и др.
Одной из главных причин разорения крестьянства были налоги, за несвоевременную оплату которых продавались тысячи крестьянских хозяйств. Кроме государственных, крестьяне платилиещё краевые, местные и общественные налоги. Слаборазвитая промышленность не могла полностью обеспечить своей работой сельское и городское население Галиции. Это вызывало в конце XIX и в начале XX ст. массовую эмиграцию, предопределенную всей совокупностью общественно-экономических отношений, социального и национального гнета. Среди основных причин эмиграции И. Франко называл перенаселение, пролетаризацию и пауперизацию большинства крестьян, минимальные заработки. Мигрировали крестьяне в США, Канаду, Бразилию, Аргентину, Австралию. Позже западные украинцы поселились вПарагвай, Уругвай, Венесуэлу, Перу, Чили и другие государства.
Тема 2. Промышленный переворот и развитие капитализма в Украине (80-е годы ХІХст. – 1917 г.)
План.
1. Формирование и развитие рыночных отношений в Украине во второй половине Х1Х ст.
2. Экономическое развитие Украины в период монополистического капитализма (конец ХІХ ст. – 1917г).
3. Столыпинская аграрная реформа и особенности её осуществления в Украине.
4. Экономика Украины в годы Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.).
В странах Западной Европы переход к буржуазному строю проходил при наличии класса буржуазии, которая от имени народа поднималась на борьбу с феодально-абсолютистским строем. К моменту осуществления буржуазной революции в Англии и Франции крестьянство сформировалось как класс свободных мелких собственников. Когда же Россия подошла к ликвидации феодальных отношений, у нее не было сильной, к тому же революционно настроенной буржуазии, прослойка мелких собственников (преимущественно в городах) была незначительна. Еще более слабой экономически была буржуазия на Украине, в тоже время здесь были активная демократическая интеллигенция, крестьянские протесты, способные вылиться в крестьянскую революцию.
Особенности проявлялись и в экономическом положении страны.
Россия – преимущественно аграрная страна. Наличие огромной территории создавало условия для развития капитализма вширь, что в тоже время задерживало его развитие вглубь. Эти черты были присущи и Украине, хотя развитие капитализма в промышленности здесь шло белее ускоренными темпами в связи с притоком иностранного капитала. Это способствовало превращению Украины, особенно ее Юга, в один из наиболее промышленно развитого района страны.
Разложение натурального хозяйства в пореформенный период способствовало созданию рынка сбыта для капиталистического производства. Уже со второй половины 60-х г.г. начинается быстрый рост фабрично-заводской промышленности, которая поглощает мелкотоварное и мануфактурное производство.
«Россия-сохи и цепи, водяной мельницы и ручного ткацкого станка стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка» (В. И. Ленин., с. 565).
Крестьянская реформа подорвала феодальные основы (монополию помещиков на землю и на труд крепостных-крестьян) и тем самым расчистила путь к быстрому развитию капитализма во всех сферах общественного производства, но она не ликвидировала основу экономического могущества помещиков – собственность на землю, сохранила многочисленные пережитки феодализма.
В экономической политике царизм и в пореформенный период продолжал защищать интересы помещиков. В частности, разнообразными видами правительственной поддержки (высокие запретные пошлины, ссуды и т.д.), как и раньше, пользовались те отрасли промышленности, которые в значительной мере находились в руках дворян (винокуренная, сахарная). В то же время царизм не мог игнорировать необходимость развития производительных сил страны, в т.ч. крупной машинной индустрии. Учитывая то, что многочисленные пережитки феодализма резко сокращали емкость внутреннего рынка для промышленности, правительство осуществляло политику протекционизма относительно нее: внедрение налоговых тарифов, государственные заказы, кредитование промышленности государственным банком и т. д.
Начало капиталистической индустриализации характеризовалось прямым вмешательством государства в экономику, в частности в форме финансирования железнодорожного строительства, прямой поддержки отраслей, которые имели общероссийское значение (металлургия, машиностроение). Интенсивное железнодорожное строительство 70-80-х годов способствовало расширению внутреннего рынка для фабричной промышленности, развитию новых отраслей — рельсопрокатного производства, транспортного машиностроения.
Крестьянская реформа создала источник дешевой рабочей силы, который привел к чрезвычайно высокой норме ее эксплуатации. Это привлекло в страну иностранные капиталы, к тому же царизм распространял разные формы государственной поддержки и на заграничных предпринимателей. Иностранный капитал принимал участие в развитии крупной машинной индустрии путем скупки акций российских компаний, финансирования отечественных предприятий и т. д.
Все это предопределило достаточно высокие темпы промышленного развития в России и Украине.
Своеобразием экономического развития Украины в пореформенный период было двустороннее развитие капитализма – вширь и вглубь, при условиях осуществления так называемой «внутренней колонизации», т.е. быстрого роста населения степной полосы за счет иммиграции, вызванной развитием тяжелой промышленности на Юге и капитализацией сельского хозяйства.
Характерным для первых пореформенных десятилетий было существование наряду с большими фабриками, заводами, рудниками, мелких заведений и мануфактуры, в частности в пищевой и отделочной промышленности.
Уже в 60-х и в начале 80-х годов произошли изменения в структуре промышленности Украины. Спиртово-водочная, суконная и другие когда-то высокоразвитые отрасли помещичьей промышленности занимают второстепенные позиции или приходят в упадок и ликвидируются, однако растет вес добывающей промышленности (каменноугольной), усиленно развиваются металлургия, машиностроение. Относительно металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности, то крупнейшими районами ее развития в Украине были Херсонская; Екатеринославская, Киевская и Харьковская губернии.
Мощными на то время предприятиями были Луганский казенный завод, «Арсенал» в Киеве, завод Бобринских в Смелых, завод Яхненкив и Симиренка в Городище, завод Российского общества пароходства и торговли в Одессе. В начале 70-х годов английский предприниматель Дж. Хьюз (Юз) построил в Донецком бассейне большой металлургический завод (Юзовка).
С конца 60-х годов начался интенсивный подъем промышленности Донбасса. В связи с быстрым развитием металлургии и строительства железных дорог в Донецком районе произошла настоящая предпринимательская лихорадка. Отечественные и иностранные капиталисты пытались захватить месторождения угля и строить шахты. Особенный размах капиталистическое предпринимательство приобрело в связи со строительством железных дорог, которые пересекали Юг Украины: Курско-Харьково-Азовской, Лозово-Севастопольской и Донецкой.
В 60 – 80-е годы Украина становится главным центром пищевой промышленности России. Особенно технически развитыми были сахарная, спиртоводочная и мукомольная. Районами сахароварения всероссийского значения были Киевщина и Подолье.
Следовательно, развиваясь в тесной связи со всероссийским рынком, многоотраслевая промышленность Украины, в частности отделочная и пищевая, играли важную роль в промышленном производстве всей страны.
В 80-х и в начале 90-х годов завершился технический переворот в традиционных отраслях промышленности Украины — пищевой и легкой. На гнхарных заводах были внедрены системы машин, резко выросла средняя производительность сахарного завода и общее производство сахара. В начале 90-х годов на Правобережье и Харьковщине действовало свыше 150 сахарных заводов, которые производили 21 млн. пудов сахара (85% общероссийского производства).
Главным районом капиталистической мукомольной промышленности был Юг Украины. На Правобережье и Левобережье центрами мукомольной промышленности становятся Киев, Кременчуг, Харьков. Сахарное, мукомольное, 1 спиртоводочное производства Украины превращались в отрасли крупной капиталистической промышленности всероссийского значения. Быстро развивается кожевенная промышленность.
Относительно производства сукна, то через неблагоприятную рыночную конъюнктуру отрасль находилась в кризисном состоянии и сосредоточилась лишь в немногих центрах (Клинцы, Дунайцы). Продолжала быстро развиваться каменноугольная промышленность Донбасса. Добыча угля здесь выросло с 6 млн. пудов в 1868 г. до 250 млн. к середине 90-х годов, то есть больше чем в 40 раз.
Донецкий бассейн стал главной угольной базой страны, на него приходилось около 70% общероссийской угледобычи. Важное значение для развития металлургической промышленности имело создание в Украине собственной железорудной базы. В середине 80-х г.г. основным районом добычи руды становится Криворожье. Здесь начали действовать ряд мощных рудников, добыча железной руды выросла с 6,9 млн. пудов в 1885 году до 66 млн. в 1895 году.
Во второй половине 80-х и начала 90-х годов в Украине было построено 4 крупных металлургических завода: Александровский Брянского общества в 1жатеринославле, Днепровский завод в Каменском, Гданивский завод в Кривом Роге и завод Донецкого общества в Дружковцах.
Юг Украины превращается в самый крупный район производства металла: в 1895 году железо и сталь, которые были произведены на его заводах, составляли 28,6% общего производства в стране. Тем самым, опережая Урал, Юг Украины превратился в основную угольно-металлургическую базу страны.
Быстрый подъем Юга осуществлялся благодаря интенсивному притоку капиталов (в частности иностранного), созданию густой транспортной сети, близости моря, отсутствия здесь феодальных пережитков, что обеспечивало развитие сугубо капиталистических отраслей промышленности.
На протяжении 80-х и начала 90-х годов происходит быстрый рост в Украине капиталистической машиностроительной промышленности. К середине 90-х годов действовало 109 заводов (79 из которых построено именно в эти годы). Значительная часть заводов была крупными предприятиями. В начале 90-х годов в Украине сосредоточивалось почти 32% всех машиностроительных заводов России, которые давали 16% общероссийской продукции машиностроения. Украина превратилась в главный район сельскохозяйственного машиностроения. Наибольшими центрами машиностроения были Харьков, Екатеринослав, Киев, Одесса, Александровский. В то же время его развитие тормозилось узостью собственной технической базы. Продолжалось интенсивное железнодорожное строительство. Железные дороги в Украине создавались как составляющая общероссийской сети. Часть железных дорог была построена казной, остальные — большими акционерными обществами при поддержке государственного кредита. В начале 90-х годов в Украине действовало 9 железнодорожных (казенных и частных) магистралей, общая длина их составляла 7,6 тыс. километров. Возникли большие транспортные узлы — Харьков, Киев, Катеринослав, Кременчуг и др.
К середине 90-х годов на Украине возникли промышленные районы всероссийского значения: Правобережье – с развитыми сахарной и другими отраслями пищевой промышленности, машиностроением; Юг, который разделялся на Криворожско-Приднепровский район – с развитой железорудной и марганцевой промышленностью, металлургией и машиностроением, и Донбасс – с развитой угольной, химической промышленностью.
Необходимо выделить Харьковский район (машиностроение, сахарная промышленность) и Одесско-Николаевский (машиностроение, судостроение, пищевая промышленность).
2. Экономическое развитие Украины в период монополистического капитализма (конец Х1Х ст.–1917 г.)
В результате промышленного переворота и подъема 90-х годов Россия и Украина вступили в новый этап развития — империализм — одновременно с основными развитыми капиталистическими странами, но монополизация здесь имела свои особенности:
а) Пережитки феодальных отношений: крупное помещичье землевладение, система отработок, эксплуатация крестьян и др., а в политике — самодержавная власть царя, сословная система, привилегированное положение дворянства.
б) Узость внутреннего рынка, обусловленная пережитками феодализма в стране, толкала российский капитал на завоевание внешнего рынка, но будучи слабым в технико-экономическом отношении, чтобы завоевать рынки путем вывоза товаров или капитала, российский империализм рассчитывал лишь на военную мощь царизма.
в) Экономическая (финансовая) зависимость российского империализма от иностранного капитала. Россия вывозила капитал, в основном, в Китай, Маньчжурию, Персию, Афганистан, Монголию, Турцию, Балканские страны. Сама она являлась объектом приложения капиталов западно-европейских стран. При этом в Россию ввозилось капитала значительно больше, чем вывозилось из нее. В 1900 г. иностранные вклады составляли 45% всего акционерного капитала в стране. Больше половины — 54,7% всех иностранных вкладов, которые составляли до 1917 г. около 2,2 млрд. руб., было размещено в горной и металлургической промышленности. Значительному росту концентрации и централизации производства и капитала способствовал экономический кризис 1900-1903 гг. — синдикатная форма монополий. Это объясняется тем, что в России в отличие от стран Запада торговая прибыль значительно превышала предпринимательскую.
Основной задачей этих объединений было освобождение от посредничества торгового капитала.
В отличие от синдикатов в других странах они неравномерно охватывали разные отрасли промышленного производства, и в каждой отрасли синдицирование распространялось не на всю номенклатуру изделий, а лишь на те, которые играли ведущую роль в деле получения монополиями сверхприбыли.
В начале века были основаны крупнейшие в России синдикаты: «Продамет» (1902), «Гвоздь» (1903), «Продуголь» (1904), «Продвагон» (1906) и др. Синдикат «Продамет» объединял металлургическую промышленность Юга, часть заводов Польши, Прибалтики и Урала, контролируя 60% всей металлургической продукции России. Добыча угля в Донбассе на 75% объединялась синдикатом «Продуголь». Всего в России перед революцией 1905 – 1907 гг. насчитывалось больше 30 официально узаконенных монополий.
Концентрация охватила не только промышленность, но и банковский капитал. Создаются гигантские банковские монополии, отдельные мелкие банки превращаются в местные филиалы огромных банков. В 1901 – 1903 гг. из Петербуржско-Азовского, Минского и Киевского коммерческих банков был организован один — Азово-Донской банк. В 1908 г. создался Объединенный банк из Московского международного, Орловского коммерческого и Южно-Русского промышленного.
Банковские монополии подчиняли себе финансовую жизнь государства, они постепенно становились владельцами основного капитала – проходит сращивание промышленных и банковских монополистических капиталов и на этой основе возникает финансовый капитал и финансовые группы. Его представителями были Путилов – глава правления Путиловского завода, руководитель «Продамета» и нефтяного треста «Ойл», а также Российского банка., а затем Российско-Азиатского банка; Авдаков — угольный король, Ясюкович – олигарх южной металлургии, сахарозаводчики Бродский, Бобринский, Терещенко и др.
После промышленного подъема 90-х годов в России в 1900 – 1903 гг. был экономический кризис, предвестником которого был денежный кризис, 1899 г. В результате обанкротилось ряд банков.
В результате промышленного кризиса началось резкое падение цен, перепроизводство. Наиболее уязвимыми для кризиса стали отрасли, которые развивались в 90-е годы наиболее высокими темпами, это черная металлургия, топливная промышленность. За 3 кризисных года закрылось около 3 тыс. промышленных предприятий.
На смену кризису пришла экономическая депрессия, которая была достаточно длительной в связи с российско-японской войной 1903 – 1905 гг. Война показала отсталость России, непосредственные военные расходы составили 2617 млн. руб.
Для финансирования военных расходов царизм использовал эмиссию и займы, что способствовало увеличению кредитных билетов 2 раза и росту внутреннего и внешнего долга.
Война закончилась полным поражением царской армии, гибелью флота и подписания позорного для России мира, убытки составили 5 млрд. руб. и 120 тыс. человеческих жизней.
В канун революции (1905 – 1907 гг.) промышленность находилась в состоянии депрессии. Предпринимательская активность резко сократилась. Осенью 1905 года банки, оптовая биржа не производили никаких операций. Курс русских акций на иностранных биржах упал. Финансовая система России пришла в упадок. Золотой запас Государственного банка сократился, курс кредитных билетов снизился. Французские финансисты пришли на помощь российскому царизму, предоставив огромный заем в 2,25 млрд. франков и этим спасли царизм от краха.
В 1906 – 1907 гг. в промышленности наступило кратковременное оживление, обусловленное в некоторой степени расширением внутреннего рынка в связи с повышением социальной мобильности крестьянства и быстрым обогащением кулачества. Однако уже в 1908 г. появились симптомы нового кризиса. Они были вызваны тем, что финансы страны были истощены российско-японской войной; правительства резко сократило промышленные и железнодорожные заказы; кулаки достаточно быстро удовлетворили свои потребности в технике.
Кризис, хотя и не отличался особенной остротой, нанес серьезный удар ряду отраслей промышленности таким как металлургия и металлообработка. В 1909 г. не действовало больше половины доменных печей, а машиностроительные заводы работали с недогрузкой. Выросла безработица, многие высококвалифицированные металлурги превратились в чернорабочих. Кризис затронул и легкую промышленность.
Промышленный подъем 1910 – 1913 гг. С конца 1909 г. в промышленности России началось оживление, а затем наступил новый подъем, который продолжался до 1913 – 1914 гг.
Предприниматели, стремясь снизить себестоимость продукции и повысить конкурентоспособность своих предприятий, начали обновлять основной капитал. Это привело к росту спроса на машины, станки, оборудование и тем самым стимулировало производство металла, добычу угля и т.д. Промышленному подъему способствовало и проведение правительством перевооружения армии. Несколько урожайных лет с 1910 по 1913 гг. также способствовали повышению спроса на промышленные товары со стороны помещиков и кулаков. После завершения революции 1905 г. усилился приток иностранного капитала. С 1906 по 1913 годы в России было основано 88 иностранных компаний с капиталом 168,6 млн. руб. Всего до 1913 г. в Российскую промышленность было вложено 1343 млн. руб. иностранного капитала. Особенно активно проникал иностранный капитал в горную и металлургическую промышленность — удельный вес его в этих отраслях составил 54,7%.
Промышленный подъем был значительным. По темпам роста промышленность России шла на уровне США. Общий прирост промышленной продукции в 1906-1913 гг. составлял 50,3%. Подъем затронул прежде всего добывающую и металлургическую промышленности. За 1908 – 1913 гг. выплавка чугуна выросла в 1,6 р., изделия из железа и стали — почти в 1,7 р., добычи угля – в 1,4 р. Удельный вес добывающей промышленности в 1913 г. составил 43%. Машиностроение развивалось намного медленнее; его удельный вес в 1913 г. составил 7%. Еще более вяло проходил подъем в легкой промышленности, особенно в хлопчатобумажной, где уже в 1911 г. появились черты перепроизводства.
В связи с быстрым развитием промышленности в период монополистического капитализма идет быстрый рост внутренней торговли, которая увеличилась в 1,5 раз. В первом десятилетии XX ст. при активной роли иностранного, особенно французского капитала создаются крупные торговые монополистические объединения, которые пытаются сосредоточить в своих руках торговлю хлебом, мясом и другими промышленными товарами. Возникают новые капиталистические формы торговли — биржи, стационарные торговые предприятия. Продолжали развиваться старые формы торговли — ярмарки.
Интенсивно развивается и внешняя торговля. В экспорт 90% занимали продовольственные товары и сырье (ткани, нефть, сахар, метал).
Для завоевания внешнего рынка капиталисты часто использовали демпинговые цены. В Лондоне украинский сахар продавался в 3 раза дешевле, чем на рынках Российской империи. Рельсовый синдикат продавал свою продукцию на внешних рынках на 30% дешевле, чем в России. Российские рельсы экспортировались в Румынию, Италию, Данию, Южную Америку, Японию, в Англию.
Российский рынок играл значительную роль для развитых стран Западной Европы, особенно для Германии. В начале XX ст. возрос импорт товаров из Германии (машины, станки, оборудование) из Англии и др. стран.
Во внешней торговле Российская империя использовала политику протекционизма (предоставляя предпринимателям специальные премии, иозвращая им пошлины на экспортные товары и т.д.). царское правительство часто использовало активный торговый баланс как источник платежей по иностранным кредитам.
С помощью государства русские внешнеторговые фирмы успешно вытесняли западноевропейских конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импорта приходилось на Россию. Сильные позиции России были в Китае, Монголии, Афганистане, Турции.