ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводимые радикальные реформы государственного управления обуславливают повышение роли и значения государственной и муниципальной служб как эффективного инструмента, призванного обеспечивать реализацию задач и функций государства, а также местного самоуправления. Проблемы развития и совершенствования государственной и муниципальной служб, в том числе их правового обеспечения, недостаточно исследованы, хотя внимание к ним за последние годы заметно возросло.
Государственные и муниципальные служащие представляют собой особую социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права (физических лиц), осуществляющих на возмездных началах определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи государственных органов и органов местного самоуправления. Государственные и муниципальные служащие – субъекты публичного права, а в будущем, вероятно, они станут субъектами служебного (чиновничьего) права, становление которого происходит весьма быстрыми темпами. Думается, было бы целесообразно формирование общего понятия, объединяющего такие виды служб, как «государственная» и «муниципальная» служба – публичная служба. Следовательно, публичная служба будет включать в себя профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий соответствующих субъектов публичного права: федеральных органов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и т.д.
Принципы государственной и муниципальной служб являются, по сути, основой правового положения публичных служащих. Данные принципы служат базовыми основополагающими началами деятельности элементов государственной администрации. По своему содержанию и функциональным характеристикам принципы государственной и муниципальной службы во многом совпадают.
Традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального служащего: права, обязанности, ограничения, запреты, государственные и социально-правовые гарантии и пр. Разумеется, для муниципальных служащих действуют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления. Они-то и определяют специфический уровень компетенции и должностной статус муниципальных служащих.
Организационно-правовой статус государственных и муниципальных служащих Российской Федерации представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты.
На сегодняшний день все то, что сделано наукой и практикой в сфере государственной и муниципальной служб в условиях обновляемой России, можно обозначить условно первым этапом. Второй этап предполагает глубокий анализ и обобщение складывающейся практики государственной и муниципальной службы, поиск путей ее совершенствования, дальнейшее законодательное регулирование.
Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов реформирования системы государственного управления и аппарата государства. Проведенный анализ позволяет определить следующие приоритетные направления совершенствования законодательства, регулирующего организационно-правовой статус государственных служащих Российской Федерации:
1) формирование такой нормативной системы государственной и муниципальной службы, в которой нормы организационно-правового типа, основанные на лучших достижениях мировой науки и практики, эффективно сочетались бы с нормами социально-психологического типа;
2)реорганизация системы финансирования государственной и муниципальной службы, придание ей рационального и открытого для общественного контроля характера;
3) законодательство должно быть направлено на усиление заинтересованности государственного служащего в эффективном исполнении служебных полномочий путем правового стимулирования; создание механизмов ответственности государственного служащего; взаимосвязи, в рамках его статуса, полномочий по замещаемой должности и полномочий, вытекающих из факта пребывания на государственной службе; создание гарантий стабильности правового положения государственного служащего;
4) разработка и внедрение в деятельность государственных органов, органов местного самоуправления набора показателей и критериев, по которым будет осуществляться комплексная оценка государственного и муниципального служащего, его профессиональных и личных качеств, уровня квалификации, сложности выполняемых задач, результативности труда;
5) создание высокопрофессионального и обладающего необходимыми моральными качествами корпуса государственных и муниципальных служащих, независимых в своей деятельности от политической конъюнктуры и личных пристрастий и влияний. Законодательство должно обеспечивать стабильное правовое положение государственного и муниципального служащего, его способность вести дела и при возможной смене политических лидеров;
6) в условиях формирования рыночной экономики государственные и муниципальные служащие должны иметь не меньшую, если не большую, популярность, чем предприниматели, представители коммерческой, банковской, биржевой, маркетинговой сфер деятельности. Правильное использование кадрового потенциала государства следует рассматривать в качестве одной из приоритетных общенациональных задач.
Государственные и муниципальные служащие должны быть ориентированы на решение неотложных и долговременных проблем общества и государства, а не на обслуживание политических интересов правящей партии. Политики приходят и уходят, а государственная машина должна при всех обстоятельствах работать безупречно. Важно создать высокопрофессиональный управленческий аппарат, не только независимый от политических веяний и перетрясок, но и устойчивый против коррупции, так как отдельные негативные факты снижают престиж государства как гаранта обеспечения законности.