Лекция 7. Некорректная аргументация
Вкус
Аргументация к вкусу – это обращение к чувству вкуса, имеющемуся у аудитории и способному склонить ее к принятию выдвинутого положения.
Понятие вкуса первоначально было моральным, и лишь впоследствии его употребление сузилось до эстетической сферы. Идея человека, обладающего вкусом, пришла в XVII веке на смену христианскому идеалу придворного и была идеалом, так называемого, образованного человека с «хорошим вкусом».
Хороший вкус не является субъективным, он предполагает способность дистанцироваться от себя самого и групповых предпочтений. Понятию хорошего вкуса противостоит понятие отсутствия вкуса (отсюда - понятие безвкусица), а не понятие плохого вкуса.
Широко распространено мнение о том, что о вкусах не спорят: приговор вкуса обладает своеобразной непререкаемостью. Безусловно, с этим можно поспорить и, что самое главное, сделать одной из козырных карт аргументации в практике специалиста по рекламе. Это связано с тем, что вкус претендует на общую значимость. Особенно наглядно это проявляется в феномене моды, тесно связанном со вкусом.
Мода касается быстро меняющихся идей, нравов, вещей и воплощает в себе не только особенности вкуса, но и определенный способ поведения. Будучи формой общественной деятельности, мода создает общественную зависимость, от которой трудно уклониться. Вспомним известное выражение А. С. Пушкина: «Быть можно умным человеком и думать о красе ногтей. К чему бесплодно спорить с веком? Обычай – деспот средь людей».
Аргумент к моде является частным случаем аргумента к вкусу и представляет собой ссылку на согласие выдвинутого положения с господствующей в данное время модой.
Следует отметить, что вкус не сводится к правилам и понятиям и не является системой образцов, на основе которых выносится оценочное суждение (вспомним авторскую телепередачу «Модный приговор»). Вкус присущ не каждому и предполагает не совпадение с суждениями других по любому конкретному поводу, а одобрение суждений вкуса некоторой «идеальной» общностью. Вкус несет на себе отпечаток общественной жизни и изменяется вместе с ее изменением. Суждения вкуса, относящиеся к разным эпохам или к разным обществам, обычно оказываются несовместимыми друг с другом.
Все вышесказанное позволяет рассматривать вкус в качестве не менее важной аргументации, чем например аргумент к традиции, в деятельности специалиста по рекламе.
Итак, мы вкратце рассмотрели способы контекстуальной аргументации: традицию, авторитет, интуицию, веру, здравый смысл, вкус и выявили их значение для деятельности специалиста по рекламе.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Каковы основные области применения аргумента к традиции? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.
2. Каковы основные области применения аргумента к авторитету? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.
3. Какова роль образцов в нашей жизни? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.
4. Какова роль антиобразцов в нашей жизни? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.
5. Каковы основные области применения аргумента к интуиции? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.
6. Каковы основные области применения аргумента к вере? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.
7. Каковы основные области применения аргумента к здравому смыслу? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.
8. Каковы основные области применения аргумента к вкусу? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.
9. Каковы основные области применения аргумента к моде? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.
7.1. Корректная и некорректная аргументация
7.2. Некорректные доказательства
7.3. Стандартные некорректные аргументы