Лекция 5. Универсальная аргументация
Классификация способов аргументации
Проблема систематизации разнообразных, а во многом разнородных способов аргументации остается пока мало исследованной.
В качестве основания классификации обычно используется характер аудитории, на которую распространяется воздействие аргументации. В этом случае все способы аргументации можно разделить на универсальные и контекстуальные.
Универсальная аргументация применима в любой аудитории. К универсальным способам относят эмпирическую аргументацию: прямое (эмпирическое) подтверждение, косвенное эмпирическое подтверждение (в частности, подтверждение следствий), а также многообразные способы теоретической аргументации: дедуктивное обоснование, системная аргументация, методологическая аргументация и т. д., необходимые специалисту по рекламе при разработке и планировании рекламных кампаний, формировании бюджета и т. д.
Контекстуальная аргументация эффективна лишь в определенной аудитории. Контекстуальные способы аргументации охватывают аргументы к традиции и авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу, а потому важны при создании рекламной стратегии, рекламной идеи, рекламного сообщения и т. д.
Граница между универсальной и контекстуальной аргументацией относительна. Способы аргументации, на первый взгляд, универсально приложимые, могут оказаться неэффективными в конкретной аудитории. И наоборот, некоторые контекстуальные аргументы, подобные аргументам к традиции или интуиции, могут оказаться убедительными едва ли не в любой аудитории. Это приводит к тому, что в практике создания рекламных сообщений для усиления эффекта используют оба вида – и универсальную, и контекстуальную аргументацию.
Например, реклама автомобиля Toyota Hiace: «Этот микроавтобус с мощным двигателем объемом 2,7 литра одинаково удобен для перевозки грузов и людей: в нем с комфортом размещаются 11 пассажиров и водитель. Благодаря дополнительной климатической установке и современной магнитоле с CD-проигрывателем и 6 динамиками комфорт приобретает новое звучание. Тщательно продуманная конструкция сидений обеспечивает правильную посадку, а ремни безопасности с преднатяжителями обеспечивают защиту каждого в автомобиле (универсальная аргументация – С.П.). В Toyota Hiace надежно все. В том числе и то, что нельзя увидеть глазами: его репутация (контекстуальная аргументация – С.П.)».
Все упомянутые способы универсальной (эмпирической и теоретической) и контекстуальной аргументации более подробно будут рассмотрены в следующих лекциях, пока же для наилучшего их запоминания составим следующую таблицу.
Универсальная аргументация | Контекстуальная аргументация | |
Эмпирическая | Теоретическая | |
Эмпирическое подтверждение Прямое Косвенное Эмпирическое опровержение Примеры Иллюстрации | Дедуктивная аргументация Системная аргументация Принципиальная проверяемость Принципиальная опровержимость Условие совместимости Соответствие общим принципам Методологическая аргументация | Традиции Авторитет Интуиция Вера Здравый смысл Вкус |
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Что такое убеждение? Приведите примеры убеждений.
2. Что такое аргументация? Приведите примеры аргументации из практики рекламных сообщений.
3. В чем отличие теории аргументации от других наук, занимающихся исследованием влияния убеждения?
4. Какое значение для теории аргументации имеет формально-логический закон достаточного основания? Приведите примеры.
5. Что такое основание обоснования? Какие виды оснований обоснования Вы знаете? Приведите примеры.
6. Приведите примеры рекламных сообщений, демонстрирующие абсолютное и сравнительное основание обоснования.
7. Приведите примеры рекламных сообщений, демонстрирующие универсальную и контекстуальную аргументацию.
5.1. Эмпирическая аргументация
5.2. Способы эмпирического обоснования
5.2. Теоретическая аргументация
5.3. Способы теоретического обоснования