Предпосылки вопросов

Виды вопросов

Вопрос. Виды и предпосылки вопросов

Вопрос– это логическая форма, включающая исходную, или базисную, информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.

Обычно различают два вида (типа) вопросов:

Первый тип вопросов - уточняющие(определенные, прямые, или «ли» - вопросы). Например, «Верно ли, что Д. Огилви является одним из наиболее известных теоретиков рекламы?»; «Стоит ли считать современную рекламу двигателем торговли?»; «Любите ли вы свои руки так же как лицо?». Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «стоит ли» и т. д.

Уточняющие вопросы могут быть простыми или сложными. Простые вопросы в свою очередь делят на условные и безусловные.

Примеры простого безусловного вопроса: «Верно ли, что иерархия потребностей, сформулированная А. Маслоу, является одной из наиболее значимых теорий потребностей для рекламистов?»; «Вас волнует потеря волос?».

Пример простого условного вопроса: «Верно ли, что если студент Иванов А. А. сдаст все экзамены на «отлично», то получит повышенную стипендию?».

Сложные вопросы (как и сложные суждения) делятся на вопросы конъюктивные (соединительные) и дизъюнктивные (разделительные), включающие в себя строгую и нестрогую дизъюнкцию. Каждый сложный вопрос можно разбить на два простых. Например:

1) «Кто является автором романа «Война и мир» и романа «Анна Коренина»?»;

2) «Хотите чаю или кофе?»;

3) «Вы пойдете на презентацию или не пойдете?».

 

Второй тип вопросов – восполняющие (неопределенные, непрямые, «к» - вопросы, включающие вопросительные слова: «Кто?», «Что?», «Какие?», «Где?», «Когда?», «Почему?» и т. д.). Эти вопросы также делятся на простые и сложные. Например, вопрос: «Какие виды деятельности осуществляет специалист по рекламе?» является простым, направленным на восполнение (поиск) недостающей информации.

Сложными восполняющими вопросами являются те, которые можно разбить на два или более простых восполняющих вопроса. Например: «Кто, где, когда, из какого оружия совершил убийство президента США Джона Кеннеди?»

Предпосылкой вопроса является содержащееся в вопросе исходное знание, неполноту или неопределенность которого требуется устранить. На эту неполноту или неопределенность указывают операторы вопроса, т. е. вопросительные слова: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Почему?» и др.

Например, реклама стиральной машины фирмы «Miele». Заголовок начинается с вопроса: «Кто научил машины стирать бережнее, чем руками?» и в нем же дается ответ: «Miele». Подобный подход используется и в рекламе стирального порошка «Persil». Заголовок начинается с вопроса: «Как отстирать эти пятна?» и в нем же дается ответ: «Persil».

«Почему» - также очень хорошее слово для начала заголовка, оно позволяет перечислить все основные положительные свойства товара и делает рекламное сообщение более интересным.

Другим хорошим словом для заголовка считается «как»: «Как стать красивой?», «Как снизить подходный налог?», «Как избавиться от лишних килограммов?». Или: «Как избавиться от резкого чесночного запаха? Все подробности в пятницу на «Седьмом канале». Будет НЭП».

Важно отметить, что вопросы делятся на логически корректные (правильно поставленные, предпосылки которых являются истинными суждениями) и логически некорректные(неправильно поставленные, предпосылки которых – ложные или неопределенные по смыслу суждения).

Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности посылок, то вопрос некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности посылок вопроса и задает вопрос с целью провокации, запутывания своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием.

Примерами провокационных вопросов являются: «Как построить «вечный двигатель»?», «Перестал ли ты бить своего отца?». Предпосылки таких вопросов заведомо ложны, поэтому вопросы эти не просто неправильно поставлены, сама постановка их – софистический прием.