Операции над понятиями

Существует ряд логических операций над понятиями: обобщение, ограничение, деление, классификация, определение и т. д.

Обобщение – логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом посредством усечения содержания исходного. Последовательность обобщения выражается цепочкой: индивид – вид – род; индивидуальный признак – видовой признак – родовой признак. Данная операция позволяет определить род класса мыслимых предметов. Например, «Студент СибГАУ ГФ Иванов А. А.» - «Студент СибГАУ ГФ» - «Студент СибГАУ» - «Студент».

Ограничение – логическая операция перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом посредством добавления специфических признаков. Последовательность ограничения выражается той же цепочкой, что и обобщение, только имеет обратное направление: род – вид – индивид; родовой признак – видовой признак – индивидуальный признак. Например, «Студент» - «Студент СибГАУ» - «Студент СибГАУ ГФ» - «Студент СибГАУ ГФ Иванов А. А.».

Более сложными операциями над понятиями являются деление и классификация.

Деление – логическая операция расчленения объема понятий на непересекающиеся части по какому-либо признаку. Понятие, подвергаемое этой операции, называется делимым, понятия являющиеся результатом деления – членами деления, а признак, по которому происходит деление – основанием деления. Например: «В зависимости от преследуемых целей выделяют три вида рекламы: информативную, увещевательную и напоминающую».

Правила деления,нарушение которых приводит к логическим ошибкам:

1. Соразмерность: сумма объемов членов деления должна совпадать с объемом делимого, иначе возникают ошибки:

а) неполного деления, когда не названы все члены деления. Например, «Направления деятельности специалиста по рекламе: маркетингово – рекламная; рекламно – менеджерская; рекламно – производственная» (не названы художественно – творческая; аналитическая; экспертно – консультационная; рекламно – информационная);

б) деления с лишними членами, когда названы виды, не соответствующие основанию деления. Например, «Видами искусства являются музыкальное, искусство кино, подлинное искусство, искусство рекламы и т. д.» (лишнее – подлинное искусство, поскольку данное понятие не соответствует основанию деления).

2. Несовместимость: члены деления должны быть несовместимы друг с другом, в противном случае последует ошибка перекрестного деления. Например, «Студенты бывают успевающие, неуспевающие и отличники» (налицо ошибка перекрестного деления).

3. Последовательность: деление должно осуществляться только по одному основанию. Например: «Головы бывают умными и 58 размера» (деление произведено по разным основаниям). «Реклама бывает информирующей, напоминающей, социальной» (деление произведено по разным основаниям).

4. Непрерывность: деление должно осуществляться путем перехода от родового понятия к ближайшим его видам; нарушение этого правила ведет к ошибке «скачок в делении». Например, «Мебель – это шкафы, столы, венские стулья» (лишнее – «венские стулья», поскольку «венские стулья» являются членом деления родового понятия «стулья», а не «мебель»).

 

В делении понятий различают дихотомию и деление по видоизменению признака.

Дихотомия – это деление на два противоречащих понятия. Например: «Реклама: коммерческая, некоммерческая», «Обвиняемый: виновен, невиновен».

Дихотомическое деление – операция простая и очевидная, но ее существенным недостатком является недостаточная определенность второго (отрицательного члена деления).

Деление по видоизменению признака – это деление на виды по какому-то определенному признаку (основанию деления). Это характерно для классификации (например, классификация наук или учебных дисциплин по предметным областям), рассматриваемая как самостоятельная операция.

Классификация – это логическая операция деления объема понятий посредством расчленения на классы по какому-либо признаку, при котором каждый класс имеет свое определенное и устойчивое место. Так, важное место в науке занимают классификация растений и животных, классификация химических элементов в периодической системе Д. И. Менделеева и др. Классификация отличается от обычного деления относительно устойчивым характером и методологической значимостью для теории и практики. По мере накопления информации классификации дополняются и уточняются. Например, значительные уточнения претерпели классификации элементарных частиц, органических соединений, классификации рекламы по видам рекламных носителей и т. д.

Определение понятия – это логическая операция раскрытия содержания понятия посредством его отождествления с другим понятием, содержание и объем которого известны и эквивалентны исходному. В определении соотносятся два понятия: определяемое (дефиниендум) и определяющее (дифиниенс). Как правило, определяющее представляет собой многословное языковое выражение, смысл которого считается ясным.

Виды определений.Различают реальные и номинальные, явные и неявные определения.

Реальныминазывают определения, фиксирующие существенные признаки предмета, например «Человек – это мыслящее существо»; «Реклама – один из инструментов комплекса продвижения продукта, представляет собой любую оплачиваемую форму неперсональной презентации и продвижения идей, товаров и услуг, осуществляемую конкретным заказчиком» (Е. П. Голубков).

Номинальныминазывают определения, фиксирующие значение знакового выражения. Например: «Под термином «абсолютно черное тело» понимают объект, поглощающий все попадающие на него лучи видимого света». «Под термином «реклама» понимают неличные формы коммуникаций, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с указанием источника» (Ф. Котлер).

Познавательная функция реального определения состоит в определении существенных признаков предмета, а номинального – в определении значения термина.

Существуют также явные и неявные определения.

Явные определения фиксируют существенные признаки непосредственно. Например: «Реклама– информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» (Закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г.), неявные определения указывают такие признаки косвенно.

Неявные определения используют такие приемы как указание, описание, сравнение, перечисление типичных предметов, составляющих весь объем определяемого (дефиниендума) и др. и, как правило, дополняются определенностью контекста. Например: «Рекламная информация – это такая информация, которая распространяется товаропроизводителями, торговцами или посредниками для привлечения внимания к рекламируемому объекту (товару или услуге)».

Правила определения и типичные ошибки:

1. Взаимозаменяемость определяемого (дефиниендума) и определяющего (дефиниенса). Например: «Реклама – информация о потребительских свойствах товаров и разных видов услуг с целью их реализации, создании спроса на них («Большая советская энциклопедия»)».

Ошибки, связанные с нарушением этого правила:

а) слишком широкое определение, например: «Махеев» – кетчуп высшего качества»»;

б) слишком узкое определение, например: «Реклама - информация о потребительских свойствах товаров»;

в) перекрещивание объемов понятий в определении, например «Бизнесмен – это человек, организующий деятельность других людей»;

г) определение «как попало», например: «Упрямство – это порок слабого ума».

Эффективным способом обнаружения ошибок такого рода служит применение кванторов «Любой» и «Только». Например, определение «Любой человек, организующий деятельность других людей, является бизнесменом» явно относит к бизнесменам лиц, которые таковыми не являются (директор школы, организующий педагогическую деятельность своих сотрудников; преподаватель высшего учебного заведения, организующий учебную деятельность своих студентов). Или: «Только люди, организующие деятельность других людей, являются бизнесменами» (в этом определении не учитывается индивидуальная предпринимательская деятельность как бизнес).

2. Недопустимость «порочного круга» в определении, т. е. тавтологии, более известной в отечественной традиции как «масло масляное». Например, «Специалист по рекламе – это человек, занимающийся рекламной деятельностью».

3. Ясность и недвусмысленность определения. Например, недопустимы определения типа: «Жизнелюб – это человек, который любит пожить сам и не мешает жить другим».

4. Недопустимость негативного определения: по возможности определяющее (дефиниес) не должно быть отрицательным, поскольку отрицательные понятия по сути своей являются неопределенными. Например: «Машина – не роскошь», (а средство передвижения). Это правило можно рассматривать как частный случай предыдущего.