Отношения между понятиями

Виды понятий

Наиболее важными являются характеристики понятия по специфике содержания, по качеству и объему, а также по типу соотношения объема и содержания понятий при их сравнении.

Основание деления Виды понятий Видовые отличия групп понятий Примеры
Содержание Конкретные   Абстрактные В понятии мыслится какой-либо предмет или класс предметов   В понятии мыслятся отдельные свойства или отношения, отвлеченные от предметов Реклама, снег, книга, государство   Посредничество, белизна, смелость, ответственность
Качество Положительные     Отрицательные   Понятие выражает наличие у предмета определенных признаков     Понятие выражает отсутствие у предмета определенных признаков Грамотный, верующий, порядочный (человек) Достоверная, корректная (реклама) Неграмотный, неверующий, беспринципный (человек) Недостоверная, некорректная (реклама)
Относительные     Безотносительные   Пары понятий, содержание которых немыслимо одно без другого   В понятии мыслится предмет вне отношения к другим предметам Ученик–учитель, родители – дети     Государство, реклама
  Собирательные     Несобирательные     Группа однородных предметов мыслится как единое целое   Содержание можно отнести к каждому предмету данного класса Созвездие, коллектив, «Рекламист – это звучит гордо!»   Звезда, член коллектива, Рекламный носитель
Объем Единичные     Общие     Общие нерегистрируемые     Общие регистрируемые Понятие, в котором мыслится один предмет   Понятие, в котором мыслится множество предметов   РФ, Известный рекламист Д. Огилви   Государство, Рекламист
  Не поддаются учету (регистрации)     Поддаются учету (регистрации)   Специалист, потребитель     Рекламные агентства г. Красноярска
Пустые   С нулевым объемом Вечный двигатель. Пегас, кентавр и другие мифологические персонажи

 

Таким образом, любое понятие может быть охарактеризовано указанием перечисленных признаков. Дать логическую характеристику понятию – это значит отразить все его существенные признаки по содержанию, качеству и объему.

Например, логическая характеристика понятия «реклама»: Реклама – конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное, общее, нерегистрируемое.

Рассмотрим теперь классификацию отношений между понятиями, выделив прежде всего классы сравнимых и несравнимых понятий.

Сравнимыми называют понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти предметы сравнивать. Несравнимыми называют понятия, не имеющие общих признаков, поэтому их сравнивать нельзя. Сравнимые понятия делят на совместимые и несовместимые.