Значение и язык логики
Многие люди мыслят логично, не зная правил логики, так же как многие правильно горят, не зная правил грамматики и риторики, но мнение, будто изучение логики не имеет практического значения не состоятельно.
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более грамотно, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.
Знание логики помогает подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов и т. д.
Значение логики и аргументации для деятельности специалиста по рекламе определяется областью профессиональной деятельности, и в соответствие с этим, умениями и навыками, предъявляемыми к специалисту по рекламе. Область профессиональной деятельности включает коммуникационные процессы в межличностной, социальной, политической, экономической, культурной, образовательной, научной и иных сферах.
Среди задач профессиональной деятельности следует выделить:
- анализ состояния, перспективных направлений и проблем развития мирового и отечественного рынка рекламы;
- осуществление связи с общественностью;
- проведение маркетинговых исследований для рекламных целей;
- разработку рекламной политики и стратегии;
- разработку рекламных кампаний с учетом новых условий развития рынка, науки и техники и маркетинговых предпочтений потребителей;
- планирование и организация рекламной деятельности;
- создание и моделирование рекламного продукта;
- организацию и управление технологическими процессами производства различных видов рекламной продукции;
- проведение рекламных кампаний и мероприятий;
- анализ и прогнозирование эффективности рекламной деятельности,
- экспертизу рекламной продукции.
Знание основ логической аргументации, основных законов логики (в том числе и особенностей их нарушения) помогает решить целый ряд вопросов и проблем, возникающих в деятельности специалиста по рекламе.
Что касается языка логики, то он включает достаточное число знаков-символов.
Например, «а», «b» - любая мысль или суждение, «р» - любое высказывание.
Существуют и логические связки:
^ - конъюнкция (союз «и»),
^- дизъюнкция (союз «или»),
→ - импликация (логическая связка «если…, то…»),
≡ - эквиваленция или двойная импликация («если и только если…, то…»),
¬ - отрицание («неверно, что…»).
Кроме того, в логике существуют кванторы – символы для количественной характеристики высказываний, например:
А - квантор общности («все», «каждый», «всякий», «всегда» и т. д.),
Е - квантор существования («только», «некоторый», «иногда», «бывает», «существует» и т. д.).
Данные знаки и символы позволяют кратко и логически верно отобразить любую мысль. Например, суждение «Неверно, что любая рекламная акция всегда эффективна» может быть записано так: «¬ (АаАb)».
Итак, мы вкратце рассмотрели, что изучает теория аргументации, каковы основные логические законы, особенности их нарушения и выявили их значение для деятельности специалиста по рекламе.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. В чем заключается основное отличие логики от других наук, изучающих мышление и познание? Обоснуйте (аргументируйте) свой ответ.
2. Какова роль органов чувств в познании? Аргументируйте свой ответ.
3. Какова роль мышления в познании? Аргументируйте свой ответ.
4. Каковы основные законы логического мышления и в чем заключается их суть? Приведите примеры из области практики специалиста по рекламе.
5. В чем основное отличие софизма от паралогизма?
6. Зная основные символы языка логики, составьте формулы основных логических законов. Приведите примеры из области практики специалиста по рекламе.
7. Какие формально-логические законы распространяются на следующие пары суждений?
- Все свидетели дают истинные показания.
Ни один свидетель не дает истинные показания.
- Все кенгуру – сумчатые млекопитающие.
Некоторые кенгуру не являются сумчатыми млекопитающими.
Приведите свои примеры.
8. Тождественны ли следующие понятия:
- Покупатель. Потребитель.
- Композитор. Человек, сочинивший музыку.
- Рекламная акция. Рекламная кампания.
- Рекламная кампания. Рекламная компания.
Приведите свои примеры.
9. Нарушен ли формально-логический закон в рекламе торговцем в следующей басне?
«Один торговец занимался продажей копий и щитов и, нахваливая свои щиты, кричал: «Вот самые крепкие щиты, ничто не сможет пробить их!» Тут же, расхваливая свои копья, он говорил: «Эти копья пробивают, что угодно!». Один из прохожих, услышав его слова, спросил: «А что будет, если попытаться пробить твой щит твоим копьем?»».
10. Льюис Кэрролл в своих сказках об Алисе («Алиса в Зазеркалье») неоднократно показывал действие законов формальной логики. Какие законы нашли отражение в приведенных ниже отрывках?
- «Алиса постаралась представить себе, как выглядит пламя свечи, после того, как свеча потухнет. Насколько ей помнилось, такого она никогда не видела».
- «Алиса сказала: «Какой сегодня день странный! А вчера все шло как обычно! Может, это я изменилась за ночь? Дайте-ка вспомнить, сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется уже совсем не я! Но если это так, то кто же я в таком случае? Это так сложно…»».
11. Нарушение какого (или каких) формально-логических законов отражено в анекдоте под названием «Реклама»:
« - Значит, это самая новая ткань?
- Только вчера с фабрики получил!
- А она не линючая?
- Да что вы! Больше месяца висела на витрине, и ничего ей не сделалось!».
12. В чем заключается значение логики для специалиста по рекламе?