Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса

ТЕМА 17. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

17.1. Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса

17.2. Способы предоставления общественных благ.

17.3. Общественные блага, общественный выбор и проблема "безбилетника"

 

Общественные блага этоблага, к которым не применим принцип исключения, ими могут пользоваться все члены общества, их производство, как правило, финансирует государство, поскольку они приносят существенные выгоды обществу. Примерами могут быть охрана общественного порядка, уличное освещение.

Квазиобщественные блага (quasi-public goods)это блага, на которые может распространяться принцип исключения, но которые обеспечивают такие большие выгоды всему обществу, что государство для предотвращения возникновения дефицита поощряет их производство. В высокоразвитых странах к квазиобщественным благам относятся медицинские и образовательные услуги.

Сопоставление частных благ общественным благам:

Частные блага обладают следующими двумя свойствами:

- Исключительность: Благо является исключительным, если при его покупке вы можете исключить другие товары из потребления.

- Конкурентность: Благо считается конкурентным в потреблении в том случае, когда потребитель, покупая булку хлеба, не будет покупать такую же булку.

Конкурентные товары истощаемы. Технические последствия истощаем ости, это то что, потребление дополнительного количества конкурентных товаров вовлекает некоторые предельные издержки производства

Общественное благо может обладать следующими двумя свойствами:

- Неисключаемость: Товар является неисключаемым, если никто не может быть исключен от пользы или потребления произведенного товара. Значение неисключаемости таково, что благо может быть использовано без прямой платы за него.

- Неконкурентность: Потребление товара одним потребителем не может повлиять на количество или качество товара доступное для других.

§ Неконкурентные товары не истощаемы. Технические последствия неистощаемости таковы что, предельные издержки на предоставление неконкурентных товаров дополнительному потребителю равны нулю.

§ Все общественные блага обладают свойством неисключаемости, но они не обязательно обладают свойством неконкурентности.

Сравнительные характеристики экономических благ представлены в таблице 17.1.

Таблица 17.1

Сравнительные характеристики экономических благ

  Неконкурентные Конкурентные
Исключаемые • Загрязнение воды, загрязнение воздушного пространства Частные блага
Неисключаемые Чистые общественные блага • Покупатели не взаимодействуют, друг с другом не увеличивают полезность блага друг для друга (проблема безбилетника) • биоразнообразие, выхлопные газы • Шум, национальная оборона, радио Смешанные общественные блага • Покупатели учитывают полезность блага для других – взаимное вмешательство потребителей создает негативные последствия (проблема свободного доступа) • рыболовство в океане, парки •мосты, дороги

 

Многие блага имеют характер смешанный, промежуточный между благами коллективного и частного потребления. В качестве примера можно указать транспортную инфраструктуру (дороги, мосты), потребительские свойства которой ухудшаются по мере нарастания перегруженности. Также в качестве смешанных благ можно указать рыболовство, парки, услуги в области медицины и образования, интеллектуальные услуги и т.д.

Что касается спроса на общественные и частные блага, мы выяснили что:

Частные блага. Для построения кривой спроса на частные товары мы должны найти общее количество товара требуемого всем потребителям, по различным уровням цен. Для этого мы должны суммировать количество требуемого товара каждым потребителем по данной цене. Таким образом, кривая спроса на частные товары образуется путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса.

Общественные блага. Для построения кривой спроса на частные товары мы должны найти готовность всех индивидов платить за всевозможное количество товара. Чтобы сделать это, мы суммируем готовности каждого индивида платить за каждое предоставляемое количество. Таким образом кривая спроса на общественные товары может быть получена путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, выражающих индивидуальную готовность каждого из потребителей оплатить данное количество общественного блага в соответствии со своей индивидуальной выгодой от потребления этого блага.

Вертикальное сложение объясняется неисключительностью – т.е. в одно и то же время все потребители потребляют одинаковое колличество общественного блага.