Внешние эффекты (экстерналии) и теорема Коуза-Стиглера. Природа и формы проявления внешних эффектов

ТЕМА 16. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

 

16.1. Внешние эффекты (экстерналии) и теорема Коуза-Стиглера. Природа и формы проявления внешних эффектов

16.2. Регулирование внешних эффектов: способы устранения последствий, поиск ренты; трансакционные и трансформационные издержки

 

 

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие, отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Так как экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, то, следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

 

MSC = МРС + МЕС или MSB = МРВ + МЕВ, (1)

 

где MSC – предельные социальные издержки (marginal social cost);

МРС– предельные частные издержки (marginal private cost);

МЕС– предельные внешние издержки (marginal external cost);

MSB – предельные социальные выгоды (marginal social benefit);

МРВ – предельные частные выгоды (marginal private benefit);

МЕВ – предельные внешние выгоды (marginal external benefit).

Отрицательный внешний эффект (negative externality) является негативным воздействием участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает невыявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов – право на незагрязненную окружающую среду). Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства данной продукции (МЕС) (на рисунке 16.1-а предполагается наличие внешних издержек и отсутствие внешних выгод).

Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их издержки не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недооценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного товара: Qp > Qs, а Рр < Ps.

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и использованию излишних ресурсов в их производстве.

а) б)

Рисунок 16.1. Отрицательный и положительный внешние эффекты

Положительный внешний эффект (positive externality) является позитивным воздействием участвующих в сделке экономических агентов на третьих лиц. Фактически они означают невыявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара (МЕВ) (на рисунке 16.1-б предполагается наличие внешней выгоды и отсутствие внешних издержек).

Результатом позитивной экстерналии является недопроизводство (недостаточный выпуск) и недооценка (занижение цены) данной продукции:

Qp < Qs и Рр < Ps.

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами и использование ресурсов в их производстве в недостаточном количестве.

Таким образом, как перепроизводство благ с негативными внешними эффектами, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обнаруживает сбои в работе рыночного механизма и приводит к снижению эффективности экономики и потерям «мертвого груза». Эти потери (DWL) показаны заштрихованными площадями на рисунке 16.1. В этом смысле между положительными и отрицательными внешними эффектами нет различий – и то, и другое отрицательно влияет на экономику.

Следовательно, сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек, либо частной и общественной выгоды.

Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде: MSC = MSB.

Поскольку MSC = МРС + МЕС, a MSB = МРВ + МЕВ, то

МРС + МЕС = МРВ + МЕВ. (2)

При отрицательных внешних эффектах МЕВ » 0 и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так:

MPC + МEC = МSВ. (3)

При положительных внешних эффектах МЕС » 0 и MPC = MSC, поэтому решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково:

MSC = МРВ + МЕВ. (4)

Важно подчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий такие внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. Это в то же время означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.

В частном секторе экономики проблема экстерналий в определенных случаях может быть решена в ходе функционирования рыночного механизма без постороннего вмешательства. Этому способствовуют соответствующие действия экономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации.

Анализ проблемы социальных издержек привел Р. Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал «теоремой Коуза». Суть ее заключается в том, что при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. То есть эффективное размещение ресурсов, максимизирующее ценность производства, будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки (трансакционные) на установление прав собственности, ведение переговоров по перераспределению этих прав были бы незначительны. В результате таких переговоров все неучтенные ранее ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно, т.е. возникает поведение в поисках ренты (rent-seeking behawior).

Действительно, если права собственности принадлежат источнику негативной экстерналии, то возможная плата получателя внешнего эффекта за снижение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем разница между предельной выгодой и частными предельными издержками производителя такого продукта, поскольку на всем интервале от Qp до Qs МЕС > MSB – MFC, например, для Q' (рисунок 16.2а).

Если же права собственности принадлежат получателю негативной экстерналии, то возможная плата источника внешнего эффекта за доведение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем предельные внешние издержки, поскольку разница между предельной выгодой и частными предельными издержками производителя такого продукта MSB – MFC на всем интервале от 0 до Qp больше МЕС, например, для Q' (рисунок 16.2б).

 

а) б)

Рисунок 16.2. Иллюстрация теоремы Коуза-Стиглера

 

Итогом же переговоров в любом случае окажется социально оптимальное количество данного блага Qs, что и следует из теоремы Коуза-Стиглера.

Однако при учете трансакционных издержек желаемый результат может быть и не достигнут. Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.

Таким образом, в рамках возможностей адекватного функционирования частного сектора рыночной экономики экстерналии существуют только временно, лишь на тот период, который необходим рыночному механизму, чтобы выявить и «переварить» указанными выше способами возникающие расхождения между частными и социальными издержками и выгодами.

 

16.2. Регулирование внешних эффектов: способы устранения последствий, поиск ренты; трансакционные и трансформационные издержки

 

Тем не менее многие экстерналии существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналии не будут устранены. К такому же результату ведет слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналии субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналии устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия.

Наиболее распространенным методом является административное регулирование, которое заключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения. Оно осуществляется, например, в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окружающую среду.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

1) установление стандартов по вредным выбросам;

2) введение платы за выбросы;

3) продажа временных разрешений на выбросы.

Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) – это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Такие меры позволяют сократить размеры экстерналий, но не приводят, как правило, к оптимальному размещению ресурсов, так как не учитывают индивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом. И, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

Конечно, регулирующие деятельность продуцирующих внешние эффекты экономических субъектов административные органы теоретически могли бы установить каждому такому субъекту индивидуальные параметры деятельности, но это было бы связано со слишком высокими административными издержками на получение необходимой информации. К тому же число регулируемых таким образом экономических субъектов слишком велико, поэтому в реальных условиях это неосуществимо.

Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.

В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона.

Устанавливая определенный допустимый объем загрязнений, государство тем самым определяет фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать такую лицензию, а осуществить необходимые более дешевые меры.

Другой формой государственного воздействия являются корректирующие налоги и субсидии. Для того чтобы сократить перепроизводство товаров с отрицательными эффектами и восполнить недопроизводство товаров с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к пределъным социальным издержкам (выгодам). А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог (corrective tax) – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. Он устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:

Т = МЕС, (5)

где Т – размер корректирующего налога.

Тогда MPC + Т = MSC, и кривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек. Это ведет к сокращению производства продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня Qт = Qs.

Корректирующая субсидия (corrective subsidy) – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. Она устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями:

G = МЕВ, (6)

где G – размер корректирующей субсидии.

Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной частной выгоды с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производства продукции с положительными внешними эффектами до эффективного по размещению ресурсов уровня QG = Qs.

Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних эффектов, так как в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Это также связано с высокими административными и трансакционными издержками сбора необходимой информации, в том числе установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий и т. д. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Они связаны прежде всего с работами Р. Коуза.