Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Эффект дохода и замещения

 

Понижение цены продукта приводит к двум различным следствиям, в свою очередь обусловливающим рост количества продукции, на которую предъявлен спрос.

1. Эффект дохода. Если цена продукта, например говядины, падает, то реальный доход, или покупательная способность, того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального дохода проявится в росте объема покупок разнообразных товаров, включая и говядину. Например, при постоянном денежном доходе в 20 дол. в неделю вы сможете приобрести 10 фунтов говядины по 2 дол. за фунт. Но если цена говядины упадет до 1 дол. за фунт и вы купите те же 10 фунтов, тогда 10 дол. в неделю у вас окажутся высвобожденными для приобретения дополнительного количества этого или других товаров. Снижение цены говядины увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему или ей покупать большее количество говядины. Это называется эффектом дохода.

2. Эффект замещения. Снижение цены продукта означает, что теперь он стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие продукты, которые стали теперь относительно дороже. В нашем примере падение цены говядины при неизменности цен на все другие продукты – будет делать ее все более привлекательной для покупателей. По цене 1 дол. за фунт она представляет собой более "удачное приобретение", чем по цене 2 дол. Следовательно, снижение цены будет стимулировать потребителя к замещению говядиной некоторых других, теперь уже менее привлекательных статей расходов. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу и целый ряд других продуктов питания. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность продукта и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве. Это явление известно под названием эффект замещения.

Эффекты дохода и замещения дополняют Друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой. Второе объяснение базируется на представлении, согласно которому – хотя, вообще говоря, потребности людей безграничны – потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах ограниченного промежутка времени, в течение которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько определенных товаров и услуг, сколько они пожелают. Чем большее количество продукта приобретают потребители, тем меньше их стремление к получению дополнительных единиц этого же продукта, Наиболее наглядно это видно на примере товаров летательного пользования. Потребность человека в автомобиле, если он или она его не имеют, может быть очень сильной; желание иметь вторую машину гораздо менее интенсивно; а что касается третьей или четвертой машины, то потребность в них очень слаба. Даже самые богатые семьи редко имеют более пяти машин, несмотря на то что их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк.

 


ТЕМА 7: ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА

 

7.1. Производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал. Изокванты

7.2. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей производительности факторов

7.3. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Замещение факторов производства.

7.4. Изменение размеров производства. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная)