ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ............................................. 6

1.1. Основные понятия в экономике. Предмет микроэкономики................... 6

1.2. Собственность и хозяйствование.............................................................. 6

1.3. Проблема выбора оптимального решения.............................................. 7

1.4. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ............................................. 8

1.5. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Кругообороты благ и доходов........................................................................................................................... 9

ТЕМА 2. МЕТОДЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.................. 10

2.1. Фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины......................................................................................................... 10

2.2. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом.......... 11

2.3. Экономические риски и неопределенность; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики............. 16

ТЕМА 3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ....................... 18

3.1. Спрос на товары и услуги и кривая спроса. Закон спроса................... 18

3. 2. Предложение товаров и услуг, кривая предложения.

Закон предложения........................................................................................ 27

3.3. Рыночное равновесие, рынок, равновесная цена. Модель Вальраса и модель Маршала. Излишки потребителя и излишки производителя...................... 33

3.4 Различные положения кривых спроса и предложения.......................... 40

ТЕМА 4: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ......................... 43

4.1. Ценовая эластичность спроса................................................................. 43

4.2. Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность............... 51

4.3. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долговременное рыночное равновесие..................................................................................... 53

ТЕМА 5: ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНЫЙ

МЕХАНИЗМ..................................................................................................... 56

5.1. Устойчивость рыночного равновесия.................................................... 56

5.2. Паутинообразная модель........................................................................ 57

5.3. Государство в рыночной экономике. Контроль государства над ценами. Повышение налогов, налоговое бремя.............................................................................. 60

ТЕМА 6: ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.......................... 70

6.1. Понятие полезности экономических благ. Закон убывающей

предельной полезности.................................................................................. 70

6.2. Бюджетное ограничение, кривые безразличия. Предельные нормы замещения. Условие равновесия потребителя.................................................................. 72

6.3. Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Эффект дохода и замещения 81

ТЕМА 7: ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА............................................................ 83

7.1. Производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал. Изокванты........................................................................................ 83

7.2. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей производительности факторов...................................................................... 85

7.3. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Замещение факторов производства.................................................................................................. 87

7.4. Изменение размеров производства. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная)............................................... 91

ТЕМА 8. ФИРМА И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ........................................................................................................................... 94

8.3. Валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая. Сущность и структура экономических издержек. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).......................................................................... 94

8.4. Виды издержек производства в краткосрочном периоде.Переменные и постоянные издержки; общие............................................................................................ 95

8.5. Средние и предельные величины выручки и издержек. Взаимосвязь между издержками и объёмом выпуска.................................................................... 96

8.6 Минимизация издержек производства.................................................... 98

ТЕМА 9: ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ....................................................................................................... 100

9.1. Поведение фирмы в долгосрочном периоде........................................ 100

9.2 Издержки производства в долгосрочном периоде............................... 104

9.3. Различные виды кривых долгосрочных издержек.............................. 106

ТЕМА 10. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ: ПРОИЗВОДСТВО, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ....................................................................................... 108

10.1. Общая характеристика рыночных структур..................................... 108

10.2. Основные правила поведения фирмы в различных рыночных

структурах.................................................................................................... 109

ТЕМА. 11. ФИРМА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 111

11.1. Спрос на продукцию отдельно взятой фирмы.................................. 111

11.2. Предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде................ 113

11.3. Равновесие в долгосрочном периоде................................................. 115

ТЕМА 12. ФИРМА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ.................... 120

12.1. Характерные черты монополии. Рыночная власть. Показатели монопольной власти, индекс Херфиндаля-Хиршмана...................................................... 120

12.2. Определение цены и объема для максимизации прибыли............... 120

12.3. Регулирование деятельности монополий. Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация............................................................................... 126

ТЕМА 13. ФИРМА В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 131

13.1. Монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли). Дифференциация продукта.......................................................................... 131

13.2. Равновесие при монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде................................................................................. 133

13.3. Неценовая конкуренция. Реклама....................................................... 136

ТЕМА 14. ФИРМА В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ.................................. 138

14.1. Характеристика олигополистического рынка.................................. 138

14.2. Модели ценообразования в условиях олигополии, теория игр и стратегическое поведение фирм, функции реакции фирм, равновесие

Курно............................................................................................................ 139

14.3. Специфика издержек производства олигополии.............................. 142

ТЕМА 15. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.................................. 143

15.1. Спрос и предложение на рынке факторов производства.................. 143

15.2. Особенности рынка труда, заработная плата.................................... 143

15.3. Рынок капитала. Сбережения и инвестиции....................................... 149

15.4. Рынок земли. Экономическая рента................................................... 151

ТЕМА 16. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ............................................ 154

16.1. Внешние эффекты (экстерналии) и теорема Коуза-Стиглера.

Природа и формы проявления внешних эффектов.................................... 154

16.2. Регулирование внешних эффектов: способы устранения последствий, поиск ренты; трансакционные и трансформационные издержки..................................... 158

ТЕМА 17. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА 161

17.1. Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса 161

17.2. Способы предоставления общественных благ.................................. 163

17.3. Общественные блага, общественный выбор и

проблема "безбилетника"............................................................................. 166

 

 


 

1.1. Основные понятия в экономике. Предмет микроэкономики.

1.2. Собственность и хозяйствование.

1.3. Проблема выбора оптимального решения.

1.4. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

1.5. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Кругообороты благ и доходов.