ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ............................................. 6
1.1. Основные понятия в экономике. Предмет микроэкономики................... 6
1.2. Собственность и хозяйствование.............................................................. 6
1.3. Проблема выбора оптимального решения.............................................. 7
1.4. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ............................................. 8
1.5. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Кругообороты благ и доходов........................................................................................................................... 9
ТЕМА 2. МЕТОДЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.................. 10
2.1. Фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины......................................................................................................... 10
2.2. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом.......... 11
2.3. Экономические риски и неопределенность; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики............. 16
ТЕМА 3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ....................... 18
3.1. Спрос на товары и услуги и кривая спроса. Закон спроса................... 18
3. 2. Предложение товаров и услуг, кривая предложения.
Закон предложения........................................................................................ 27
3.3. Рыночное равновесие, рынок, равновесная цена. Модель Вальраса и модель Маршала. Излишки потребителя и излишки производителя...................... 33
3.4 Различные положения кривых спроса и предложения.......................... 40
ТЕМА 4: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ......................... 43
4.1. Ценовая эластичность спроса................................................................. 43
4.2. Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность............... 51
4.3. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долговременное рыночное равновесие..................................................................................... 53
ТЕМА 5: ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНЫЙ
МЕХАНИЗМ..................................................................................................... 56
5.1. Устойчивость рыночного равновесия.................................................... 56
5.2. Паутинообразная модель........................................................................ 57
5.3. Государство в рыночной экономике. Контроль государства над ценами. Повышение налогов, налоговое бремя.............................................................................. 60
ТЕМА 6: ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.......................... 70
6.1. Понятие полезности экономических благ. Закон убывающей
предельной полезности.................................................................................. 70
6.2. Бюджетное ограничение, кривые безразличия. Предельные нормы замещения. Условие равновесия потребителя.................................................................. 72
6.3. Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Эффект дохода и замещения 81
ТЕМА 7: ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА............................................................ 83
7.1. Производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал. Изокванты........................................................................................ 83
7.2. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей производительности факторов...................................................................... 85
7.3. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Замещение факторов производства.................................................................................................. 87
7.4. Изменение размеров производства. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная)............................................... 91
ТЕМА 8. ФИРМА И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ........................................................................................................................... 94
8.3. Валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая. Сущность и структура экономических издержек. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).......................................................................... 94
8.4. Виды издержек производства в краткосрочном периоде.Переменные и постоянные издержки; общие............................................................................................ 95
8.5. Средние и предельные величины выручки и издержек. Взаимосвязь между издержками и объёмом выпуска.................................................................... 96
8.6 Минимизация издержек производства.................................................... 98
ТЕМА 9: ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ....................................................................................................... 100
9.1. Поведение фирмы в долгосрочном периоде........................................ 100
9.2 Издержки производства в долгосрочном периоде............................... 104
9.3. Различные виды кривых долгосрочных издержек.............................. 106
ТЕМА 10. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ: ПРОИЗВОДСТВО, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ....................................................................................... 108
10.1. Общая характеристика рыночных структур..................................... 108
10.2. Основные правила поведения фирмы в различных рыночных
структурах.................................................................................................... 109
ТЕМА. 11. ФИРМА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 111
11.1. Спрос на продукцию отдельно взятой фирмы.................................. 111
11.2. Предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде................ 113
11.3. Равновесие в долгосрочном периоде................................................. 115
ТЕМА 12. ФИРМА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ.................... 120
12.1. Характерные черты монополии. Рыночная власть. Показатели монопольной власти, индекс Херфиндаля-Хиршмана...................................................... 120
12.2. Определение цены и объема для максимизации прибыли............... 120
12.3. Регулирование деятельности монополий. Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация............................................................................... 126
ТЕМА 13. ФИРМА В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 131
13.1. Монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли). Дифференциация продукта.......................................................................... 131
13.2. Равновесие при монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде................................................................................. 133
13.3. Неценовая конкуренция. Реклама....................................................... 136
ТЕМА 14. ФИРМА В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ.................................. 138
14.1. Характеристика олигополистического рынка.................................. 138
14.2. Модели ценообразования в условиях олигополии, теория игр и стратегическое поведение фирм, функции реакции фирм, равновесие
Курно............................................................................................................ 139
14.3. Специфика издержек производства олигополии.............................. 142
ТЕМА 15. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.................................. 143
15.1. Спрос и предложение на рынке факторов производства.................. 143
15.2. Особенности рынка труда, заработная плата.................................... 143
15.3. Рынок капитала. Сбережения и инвестиции....................................... 149
15.4. Рынок земли. Экономическая рента................................................... 151
ТЕМА 16. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ............................................ 154
16.1. Внешние эффекты (экстерналии) и теорема Коуза-Стиглера.
Природа и формы проявления внешних эффектов.................................... 154
16.2. Регулирование внешних эффектов: способы устранения последствий, поиск ренты; трансакционные и трансформационные издержки..................................... 158
ТЕМА 17. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА 161
17.1. Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса 161
17.2. Способы предоставления общественных благ.................................. 163
17.3. Общественные блага, общественный выбор и
проблема "безбилетника"............................................................................. 166
1.1. Основные понятия в экономике. Предмет микроэкономики.
1.2. Собственность и хозяйствование.
1.3. Проблема выбора оптимального решения.
1.4. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.
1.5. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Кругообороты благ и доходов.