Религиозные организации призваны социально упорядочить религиозную деятельность и жизнь верующих. Складываются два вида религиозных групп: культовые и внекультовые.

Культовые группы объединяют служителей культа, осуществляющих соот­ветствующую деятельность. Например, в Православной церкви это причт (служи­тели храма), клир (священники), епископат.

Внекультовые группы - это организации управления внекультовой деятельностью: церковный совет, департамент прессы, учебные заведения и т.п.

Культовые и внекультовые группы своей деятельностью обеспечивают целост­ность религиозной общности. Само строение определяется обычаями и традиция­ми, вытекающими из вероучения.

Религиозная общность со всеми своими религиозными организационными элементами образует религиозные объединения. Первичными ячейками религи­озного объединения являются общины, которые имеют единый центр. Например, центром всего католического мира является Святой Престол Римского Папы в Ватикане. Главой православных христиан России и ближнего зарубежья является Патриарх Московский и всея Руси (Московский Патриархат) и т.д. Некоторые религии имеют объединения в рамках всего мира (например, «вселенская» като­лическая церковь), другие представляют собой автономные объединения в мас­штабе региона («поместные» православные церкви, духовные управления мусуль­ман).

Сам набор организационных элементов и их взаимосвязь, механизм их функционирования весьма отличаются в разных религиях и конфессиях. Мы выделим три типа религиозных объединений, наиболее характерных для нашей страны.

Церковь - широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией. В церкви отсутствует фиксируемое членство, поэтому число членов церкви можно определить весьма приблизительно. Члены церкви делятся на духо­венство (служителей культа) и мирян (рядовых последователей). В сфере общины церкви имеют структуру централизованного управления.

Секта- это религиозное объединение, основанное на вероучениях, оппозици­онных по отношению к историческим традиционным религиям. Такое вероучение не отвергает саму религию, а по-своему интерпретирует ее, абсолютизируя какую-либо часть («сектор») древнего вероучения. Например, в христианстве сектами являются протестантские объединения (баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, каль­винисты и др.). Для сект характерна претензия на исключительность своего уче­ния, убежденность в своем богоизбранничестве, тенденция к изоляционизму. В сектах отсутствует институт священства, лидер считается «одаренным свыше» (харизматиком), подчеркивается равенство всех ее членов. Многие секты могут представлять опасность, во-первых, в плане обеспечения национально-государственной безопасности, так как они оппозиционны традиционной культуре и религии страны, во-вторых, в плане соблюдения прав и свобод человека и граж­данина, поскольку стремятся тотально контролировать личную жизнь своих чле­нов, насаждая дисциплину в своей организации.

Секты могут иметь разную судьбу: одни распадаются через некоторое время, другие постепенно превращаются в церковь (например, лютеране).

 

Элементы структуры религии схематично можно представить следующим образом:

 

вероучение   культ   Религиозные организации

 

Мифология догматика обряды посты Религиозные общины

Молитвы ритуалы Церковь

конфессии

секты

 


Религиозное мировоззрение

 

Религиозное Религиозное

сознание мироощущение

 
 

 

 


Религиозная деятельность

 

Культовая Внекультовая

 

 

Религиозные отношения