IV. Институциональные аспекты политики.

Список литературы

Процесс становления гражданского общества в России

В России гражданское общество стало зарождаться в XVII-XVIII вв. Предпосылками этого процесса явились появление университетов, развитие купечества и т.д. Очень большую роль оказало влияние Запада, экономические, политические и культурные взаимоотношения с ним.

Однако не следует забывать, что институты гражданского общества также подвержены коррупции, бюрократизму и нуждаются в критике.

В России государство всегда являлось ведущим и довлело над гражданским обществом. В этом заключается парадокс, т. к. гражданское общество формируется и вырастает снизу.

На вопрос, существует ли гражданское общество в России, даются разные ответы. Сопоставление существующей ситуации с обозначенными признаками гражданского общества свидетельствует о том, что некоторое число людей и институтов общества, совокупность которых можно было бы отнести к истинным гражданам, не являются еще той «критической массой», которая меняет ситуацию. Можно определить некоторые необходимые условия формирования гражданского общества:

1. Наличие правовых механизмов влияния общества на государство и всю политическую систему России, что может быть реализовано через судебную и правовую реформы, законы о налогах, частной собственности на землю, о политических партиях и др.

2. Экономические условия оптимального развития гражданского общества – освобождение экономической среды от административных и политических уз.

3. Формирование горизонтальных связей между людьми, поддержка и развитие договорных отношений как инструмента укрепления институтов, уравновешивающих государство и одновременно поддерживающих индивида.

4. Наличие условий для самопроявления личности – свободы слова, открытости информации, объективности учебников, содержания преподавания. Неконфронтационное воспитание может привести к гражданскому согласию, к снятию агрессивности.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое политическая система?

2. Назовите функции политической системы?

3. Какие типы политических систем вы знаете?

4. Что такое избирательная система?

5. Что такое гражданское общество?

6. Какие вы знаете принципы, на которых функционирует гражданское общество?

1. Андреев С. С. Политическая система и политическая организация общества//Социально-политические науки. – 1992. – № 2.

2. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие.-М. – 2000. – 345с.

3. Каменская А.Г., Родионов А.Н. Политические системы современности. Учебное пособие. – М. – 1994. – 244 с.

4. Краснов Б. И. Политические системы//Социально-политический журнал. – 1995. – № 3.

5. Мухаев Р.Т. Политология. – М. – 2000. – 400 с.

6. Политология: курс лекций/Под ред. проф. А.А. Радугина. – М. – 1999. – 221с.

7. Политология: Учебник для вузов/ Под ред. М.А.Василика. – М. – 1998. - С.140-143.

8. Политология: Учебное пособие для вузов/Научный редактор А.А.Радугин.-2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр. – 2000. – 182с.

9. Политология для юристов: Курс лекций/Под ред. проф. Н.И. Матузова и проф. А.В. Малько. – М.: Юристъ. – 1999. – 774 с.

10. Радугин А.А. Политология: учебное пособие для вузов. – М. – 2001. – 336 с.

11. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. – М.: Юрист. – 1994.

12. РЭС (Российский Энциклопедический словарь) в 2т./Ред. А.Прохоров. – М. – 2001. – 2015с.

13. Санистебан Л.С. Основы политической науки/Перевод с исп. В.Л. Заболотного. - М.: МП "Владан". – 1992.

14. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества//Полис. – 1996. – № 6

15. Чудинова И.М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ – 1995. – 256 с.

 

§1 Политические институты.
Государство как институт политической системы.

Категория «институт» в политических отношениях.
Структура и функции политических институтов

Политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических) средств и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии – это политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений. Именно политические институты преобразуют волю отдельных индивидов в политическую волю, политические решение и политические действия, влияющие на ход социальных изменений. Это влияние осуществляется через партии, группы давления, неполитические структуры (церковь, средства массовой информации и др.), наконец, через самый важный институт политического режима – государство. В конечном счёте, эффективность политического режима зависит от организации государственной власти, от тех принципов, на которых взаимодействуют институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Эти принципы определяют конкретную структуру государственной власти и полномочия её органов. Выбор той или иной организации государственной власти обуславливается системой культуры, т.е. совокупностью идеалов, ценностей, представлений, господствующих в обществе. Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации её институтов и их взаимоотношений с гражданами выражаются единым понятием «форма правления».

Институты высшей власти могут основываться на принципе престолонаследия (монархия), а также создаваться путём прямого или косвенного волеизъявления народа, т.е. в результате всеобщих выборов или выдвижения коллегии выборщиков (республика). Кроме того, отношения между институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти могут основываться на принципах слияния (абсолютная монархия), жёсткого разделения (президентская республика) или сотрудничества законодательной и исполнительной ветвей власти (парламентская республика).

К наиболее общим функциям политических институтов относятся:

1) консолидация общества, социальных групп в целях реализации их коренных интересов посредством политической власти;

2) выработка политических программ, выражающих устремление этих социальных общностей, и организация их осуществления;

3) упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими программами;

4) интеграция других социальных групп и слоёв в поле общественных отношений, выражающих интересы и соответствующие устремления общности, создавшей институт;

5) защита и развитие системы общественных отношений и ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей;

6) обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса на реализацию приоритетов и преференций соответствующих социальных сил.

Система политических институтов

Политическая система - это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения. Образование государства обусловлено необходимостью отражения общих потребностей и интересов, которые прежние институты удовлетворить не могли: к ним относятся потребности в безопасности, соблюдения прав и свобод индивидов, сохранения гражданского мира и правопорядка и т.д. Преимущества государства в реализации общих целей и интересов были связаны с тем, что оно отличается высокой специализацией и разделением труда между правящими. Так, законодатели вырабатывают правовые нормы, администраторы применяют их к членам общества, судьи контролируют выполнение правовых норм со стороны граждан и власти. Кроме того, государство обладает большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Например, только государство владеет современной армией и полицией, способными оказаться решающим аргументом и в случае открытого социального конфликта. Наконец, в распоряжении государства имеется полная и организованная система санкций, позволяющая ему добиваться повиновения от своих членов.

Президент - выборный глава государства или председатель исполнительного органа. Должность президента (от латинского - сидящий впереди) впервые в мире была прописана в американской конституции 1787 г. Спустя два года первым Президентом США был избран Дж. Вашингтон. Востребованность в дополнительной стержневой (не важно, будет ли это сильный президент, как в США, или сильный премьер-министр, как в Великобритании) политической структуре была обусловлена проявлением в государствах Запада разбалансированности в отношениях между тремя властными ветвями. Институт президентства предполагает, что Президент является главой исполнительной власти, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации Президент принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной законности, обеспечивает согласование, функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.80 Конституции РФ), формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, определяет военную доктрину страны, назначает послов и высший командный состав Вооруженных Сил РФ. Президент имеет право: распускать и назначать выборы в Госдуму, проводить референдумы, вносить законопроекты в Госдуму, подписывать и обнародовать федеральные законы (ст, 81,83,84,87). Одной из главных задач Президента РФ является издание указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории страны. Президент является главой государства (ст. 110). Правительство состоит из Председателя, его заместителя и федеральных министров. В сентябре 2000 г. было принято решение о создании в России Государственного Совета - исполнительного органа власти с консультативными функциями.

Как противовес исполнительной власти - правительству и президенту - существует парламент - общенациональный представительный институт, законодательный орган страны. В России таким органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В федеративных государствах наличие двух палат позволяет сочетать принцип представительства населения страны в целом и с представительством земель, штатов или иных административно-территориальных образований, входящих в состав федерации. Нижняя палата Российского парламента - Государственная Дума - формируется посредством всеобщих, прямых выборов на многопартийной основе.

Основные полномочия парламента таковы:

1) Контролирует деятельность президента через представителей парламентских фракций, входящих в правительство.

2) Имеет право выразить вотум недоверия главе правительства, назначенному президентом.

3) Решает вопрос об объявлении войны в случае нападения на страну и принятия президентом ответных мер.

4) Утверждает или не утверждает законопроекты, внесенные премьер-министром и поддержанные президентом.

5) Продолжают свою деятельность в период чрезвычайного положения, объявленного президентом, утверждает или не утверждает продление чрезвычайного или осадного положения.

6) Имеет право выдвинуть против президента обвинение в совершении действий, которые могут привести к его отставке.

Противостояние законодательной и исполнительной властей не так опасно, когда имеется полноценная третья власть — судебная. Она выступает гарантом соблюдения законности в деятельности других властей. Судебная власть осуществляется посредством Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный суд РФ следит за правильностью действий Президента и парламента. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, Высший арбитражный суд РФ рассматривает экономические споры.

Заметную роль в жизни современного общества и его политической системе играют политические партии. В середине 90-х гг. в более чем 100 странах мира действовало свыше 500 партий. Они являются выразителями интересов и целей различных социальных групп населения, принимают активное участие в функционировании политической власти. В состав политической системы входят политические отношения, являющиеся разновидностью общественных отношений и выражающие отношения по поводу политической власти. Политические отношения могут быть отношениями сотрудничества, учета баланса интересов, изоляции, нейтрализации, борьбы.

Избирательная система – это совокупность правил, приёмов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Существуют следующие типы избирательных систем:

1) мажоритарная (альтернативная) опирается на принцип большинства. При этой системе кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные системы делятся на систему абсолютного большинства, при котором победитель должен получить больше половины голосов (50% а 1 голос), и систему относительного большинства, где для победы достаточно опередить других кандидатов хотя бы на один голос;

2) пропорциональная система (представительная) предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Эта система имеет также две разновидности. На общегосударственном уровне избиратели голосуют за политические партии и объединения в масштабах всей страны. На многомандатных округах депутатские мандаты распределяются на основе пропорционального распределения голосов, поданных в том или ином избирательном округе за политические партии объединения ;

3) смешанная системасочетает элементы мажоритарной и пропорциональной избирательной систем, когда одна половина депутатов избирается по мажоритарной системе, другая – по пропорциональной системе.