Управляемость и наблюдаемость

Цель управления, закон и алгоритм управления

 

Понятие «цель» и связанные с ним понятия «целе­сообразность», «целенаправленность» лежат в основе развития систем управления.

Цель — определенный результат, к достижению которого стремится система (область состояний среды и системы, которую необходимо достичь при функци­онировании систем).

Анализ определения цели показывает, что в зави­симости от стадии познания объекта, этапа исследо­вания систем в понятие «цель» вкладывают различ­ные оттенки, от идеальных устремлений до конкрет­ного результата, достижимого в пределах некоторого интервала.

В понятии цели заключается противоречие, учет которого необходим при ее формулировке. Суть это­го противоречия состоит в следующем: с одной сто­роны, цель должна быть опережающей идеей, по­буждением к действию, а с другой — быть дости­жимой в пределах жестко заданного периода времени.

На формулировку цели, помимо указанного проти­воречия, накладываются следующие ограничения [1 ]:

— цель должна быть экономичной;

— цель должна подразумевать активность, то есть формулироваться в терминах деятельности, а не состояния;

— формулировка цели должна содержать в себе способ ее достижения. При формулировке цели можно использовать модель следующей конст­рукции:

глагол целевой параметр предмет деятельности вид деятельности место деятельности период деятельности ограничения деятельности

 

Обязательными при формулировке цели являются составляющие 1 - 4; составляющие 5-7 включаются в определение по усмотрению в зависимости от вида и сложности исследования.

1. Глагол — раскрывает целевую активность. В про­цессе формулировки цели необходимо использо­вать такие слова, как увеличение, минимизация, оп­тимизация, сокращение и т. д.

2. Целевой параметр — показывает, на что направле­на целевая активность. В качестве целевого пара­метра могут использоваться такие экономические категории, как доля рынка, стоимость компании, денежный поток и т. д.

3. Предмет деятельности — показывает, что явля­ется предметом целевой активности (товары, акти­вы и т. п.).

4. Вид деятельности — определяет, за счет какой де­ятельности будет достигаться целевой параметр (продажи, управления, анализа и т. д.).

5. Место деятельности — это не что иное, как простран­ственные ограничения. В качестве таких ограничений могут выступать регион, область, площадь и т. д.

6. Период деятельности—характеризует продолжитель­ность периода, за который должна достигаться цель.

7. Ограничения деятельности — могут учитывать цели вне бизнеса (исследования) или иные обсто­ятельства, ограничивающие способы достижения. Примером цели, сформулированной в соответствии

с представленной конструкцией, может являться «По­вышение конкурентоспособности машиностроительной продукции за счет совершенствования методов управ­ления предприятием в краткосрочной перспективе».

В предлагаемом примере глаголом является сло­во «повышение», целевым параметром — конкурен­тоспособность, предметом деятельности — машино­строительная продукция, видом деятельности — со­вершенствование методов управления предприятием. Из конкретизирующих составляющих используется временное ограничение, а именно период деятельно­сти — краткосрочная перспектива.

Цели могут иметь различное измерение, например цели коммуникационной политики, представленные в табл. 2, измерение которых зависит от психологического аспекта восприятия человеком коммуникативных обращений [5].

В организационных системах цели могут возникать на основе противоречий как между внешними и внутренними факторами, так и между внутренними факторами, имевшимися ранее и вновь возникающими в находящей­ся в постоянном движении организационной системе.

Существенно, что в открытых, развивающихся системах цель формируется внутри системы, и внут­ренние факторы, влияющие на формирование целей, являются такими же объективными, как и внешние.

Таблица 2 Психологические аспекты PR-мероприятий

 

Когнитивные цели(ориентированные на сознательное восприятие) Аффективные цели(ориентированные на эмоциональное состояние) Конативные цели (ориентированные на поведенческий аспект)
Повышение информированности представителей прессы о качестве новых товаров Повышение интереса организаций по защите окружающей среды к программе природоохранных мероприятий Поведение журналистов при проведении открытых дискуссий
Предоставление сведений природоохранных мероприятиях местным организациям по защите окружающей среды Улучшение имиджа предприятия среди представителей прессы Поведение членов общественных организаций
Повышение осведомленности о социальных мероприятиях предприятия Изменение представлений у гражданского населения Число запросов граждан к социальным мероприятиям предприятия
Привлечение внимания к запланированным мероприятиям по охране окружающей среды, проводимым по инициативе граждан Повышение доверия к социальной компетенции предприятия Число публикаций в прессе о программе природоохранных мероприятий предприятия

 

Следует отметить, что цель управления фирмой носит многоплановый характер:

G = f (Y1… Yn, t) (1.2)

Экономическая сторона: G: — вектор {уi} — желаемых значений выходов объекта управления.

Финансовая сторона: G2 — вектор отношений {yi-1 / уi} финансовых показателей.

Персонал: G3 - вектор качественных характеристик персонала, производительность.

Оперативное управление: G4 - динамический вектор уi (t) с минимальными отклонениями от цели.

Закон управления — математическая форма преобразования цели, возмущений, воздействия обратных связей, определяющих управляющие воздействия/

Ū (t) = F [ G, y(t), W, M, ξ, L, t]

Закон управления можно записать в виде процедур:

Если <С1>, то делать А1,

иначе, если <С2>, то делать А2 ... (1*4)

Алгоритм управления - правило, определяющее выбор управляющих воздействий в реальном времени.

 

Наблюдаемость объекта управления характеризует свойство системы управления, которое заключается в возможности оценки значений координат, определяющих состояние этого объекта по измерению их значений в условиях заданных ограничений.

Наблюдаемость п это соотношение наблюдаемых Y'(t) и реальных Y(t) значений.

Управляемость — свойство, которое заключается в том, что существуют управляющие воздействия, позволяющие достичь цель в условиях заданных ограничений.

Цель G не всегда можно точно достичь => получается область разброса G, характеризующая частичную управляемость (рис. 3).

Рис. 3. Область достижения цели

Для этого случая => существует закон распределения целевых показателей.

Рис. 4. Распределение значений целевого показателя

Достижение цели характеризуется математическим ожиданием M(G) и дисперсией. Чем больше дисперсия, тем меньше управляемость, тем ниже качество управления.