Управляемость и наблюдаемость
Цель управления, закон и алгоритм управления
Понятие «цель» и связанные с ним понятия «целесообразность», «целенаправленность» лежат в основе развития систем управления.
Цель — определенный результат, к достижению которого стремится система (область состояний среды и системы, которую необходимо достичь при функционировании систем).
Анализ определения цели показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа исследования систем в понятие «цель» вкладывают различные оттенки, от идеальных устремлений до конкретного результата, достижимого в пределах некоторого интервала.
В понятии цели заключается противоречие, учет которого необходим при ее формулировке. Суть этого противоречия состоит в следующем: с одной стороны, цель должна быть опережающей идеей, побуждением к действию, а с другой — быть достижимой в пределах жестко заданного периода времени.
На формулировку цели, помимо указанного противоречия, накладываются следующие ограничения [1 ]:
— цель должна быть экономичной;
— цель должна подразумевать активность, то есть формулироваться в терминах деятельности, а не состояния;
— формулировка цели должна содержать в себе способ ее достижения. При формулировке цели можно использовать модель следующей конструкции:
глагол | целевой параметр | предмет деятельности | вид деятельности | место деятельности | период деятельности | ограничения деятельности |
Обязательными при формулировке цели являются составляющие 1 - 4; составляющие 5-7 включаются в определение по усмотрению в зависимости от вида и сложности исследования.
1. Глагол — раскрывает целевую активность. В процессе формулировки цели необходимо использовать такие слова, как увеличение, минимизация, оптимизация, сокращение и т. д.
2. Целевой параметр — показывает, на что направлена целевая активность. В качестве целевого параметра могут использоваться такие экономические категории, как доля рынка, стоимость компании, денежный поток и т. д.
3. Предмет деятельности — показывает, что является предметом целевой активности (товары, активы и т. п.).
4. Вид деятельности — определяет, за счет какой деятельности будет достигаться целевой параметр (продажи, управления, анализа и т. д.).
5. Место деятельности — это не что иное, как пространственные ограничения. В качестве таких ограничений могут выступать регион, область, площадь и т. д.
6. Период деятельности—характеризует продолжительность периода, за который должна достигаться цель.
7. Ограничения деятельности — могут учитывать цели вне бизнеса (исследования) или иные обстоятельства, ограничивающие способы достижения. Примером цели, сформулированной в соответствии
с представленной конструкцией, может являться «Повышение конкурентоспособности машиностроительной продукции за счет совершенствования методов управления предприятием в краткосрочной перспективе».
В предлагаемом примере глаголом является слово «повышение», целевым параметром — конкурентоспособность, предметом деятельности — машиностроительная продукция, видом деятельности — совершенствование методов управления предприятием. Из конкретизирующих составляющих используется временное ограничение, а именно период деятельности — краткосрочная перспектива.
Цели могут иметь различное измерение, например цели коммуникационной политики, представленные в табл. 2, измерение которых зависит от психологического аспекта восприятия человеком коммуникативных обращений [5].
В организационных системах цели могут возникать на основе противоречий как между внешними и внутренними факторами, так и между внутренними факторами, имевшимися ранее и вновь возникающими в находящейся в постоянном движении организационной системе.
Существенно, что в открытых, развивающихся системах цель формируется внутри системы, и внутренние факторы, влияющие на формирование целей, являются такими же объективными, как и внешние.
Таблица 2 Психологические аспекты PR-мероприятий
Когнитивные цели(ориентированные на сознательное восприятие) | Аффективные цели(ориентированные на эмоциональное состояние) | Конативные цели (ориентированные на поведенческий аспект) |
Повышение информированности представителей прессы о качестве новых товаров | Повышение интереса организаций по защите окружающей среды к программе природоохранных мероприятий | Поведение журналистов при проведении открытых дискуссий |
Предоставление сведений природоохранных мероприятиях местным организациям по защите окружающей среды | Улучшение имиджа предприятия среди представителей прессы | Поведение членов общественных организаций |
Повышение осведомленности о социальных мероприятиях предприятия | Изменение представлений у гражданского населения | Число запросов граждан к социальным мероприятиям предприятия |
Привлечение внимания к запланированным мероприятиям по охране окружающей среды, проводимым по инициативе граждан | Повышение доверия к социальной компетенции предприятия | Число публикаций в прессе о программе природоохранных мероприятий предприятия |
Следует отметить, что цель управления фирмой носит многоплановый характер:
G = f (Y1… Yn, t) (1.2)
Экономическая сторона: G: — вектор {уi} — желаемых значений выходов объекта управления.
Финансовая сторона: G2 — вектор отношений {yi-1 / уi} финансовых показателей.
Персонал: G3 - вектор качественных характеристик персонала, производительность.
Оперативное управление: G4 - динамический вектор уi (t) с минимальными отклонениями от цели.
Закон управления — математическая форма преобразования цели, возмущений, воздействия обратных связей, определяющих управляющие воздействия/
Ū (t) = F [ G, y(t), W, M, ξ, L, t]
Закон управления можно записать в виде процедур:
Если <С1>, то делать А1,
иначе, если <С2>, то делать А2 ... (1*4)
Алгоритм управления - правило, определяющее выбор управляющих воздействий в реальном времени.
Наблюдаемость объекта управления характеризует свойство системы управления, которое заключается в возможности оценки значений координат, определяющих состояние этого объекта по измерению их значений в условиях заданных ограничений.
Наблюдаемость п — это соотношение наблюдаемых Y'(t) и реальных Y(t) значений.
Управляемость — свойство, которое заключается в том, что существуют управляющие воздействия, позволяющие достичь цель в условиях заданных ограничений.
Цель G не всегда можно точно достичь => получается область разброса G, характеризующая частичную управляемость (рис. 3).
Рис. 3. Область достижения цели
Для этого случая => существует закон распределения целевых показателей.
Рис. 4. Распределение значений целевого показателя
Достижение цели характеризуется математическим ожиданием M(G) и дисперсией. Чем больше дисперсия, тем меньше управляемость, тем ниже качество управления.