Понятие и роль конкуренции. Недобросовестная конкуренция и ответственность за неё

Правовые средства антимонопольного регулирования

Традиционно различают американскую и европейскуюмодели антимонопольного законодательства.

Американская модельисходит из принципа противоправности всех монополий и недобросовестной конкуренции. Начало антитрестовскому регулированию было положено принятием Конгрессом США 2 июля 1890 г. Закона, направленного на защиту торговли
и промышленности от незаконных ограничений и монополий.

Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля за монополиями, сами же монополии не признаются неправомерными.

Развитие антимонопольного законодательства идет по пути сближения и унификации как в отдельных странах, принявших ту или иную модель, так и путем стирания различий между самими двумя моделями. Это связано с международно-правовым регулированием вопросов недобросовестной конкуренции, со сближением правового регулирования в процессе применения предписаний антимонопольного законодательства судебными и административными органами.

Антимонопольное регулирование это деятельность государства, направленная на ограничение доминирующего положения субъектов хозяйствования на рынке с целью обеспечения интересов государства и общества. Оно осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10декабря 1992 г. с изменениями от 2 декабря 2002 г.,
который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.

Хозяйствующие субъекты – физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять. Конкуренты – хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке.

Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция– любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительнымивступление в объединения или их создание, заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):

– раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

– исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

– необоснованное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

– необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;

– осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;

– отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

– иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию.

Департамент или управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают вопросы определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках на основании заявлений хозяйствующих субъектов, органов управления и по собственной инициативе.

Доминирующее положение на товарном рынке – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При установлении факта доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) определяются следующие количественные и качественные параметры товарного рынка: товарные границы рынка; состав покупателей и продавцов; географические границы рынка; емкость товарного рынка; доля хозяйствующего субъекта на рынке; рыночная сила хозяйствующего субъекта. Выявляются все фактически действующие, а также потенциально возможные продавцы и покупатели товара в рамках установленных товарных границ рынка.

При определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) на товарном рынке используются:

1) государственная статистическая отчетность;

2) сведения, полученные от Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, других органов государственного управления, хозяйствующих субъектов, иных юридических и физических лиц;

3) информация, полученная экспертным путем с использованием методов экспертных оценок;

4) данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

При определении признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта и принятии решения по установлению факта доминирования хозяйствующего субъекта учитываются следующие признаки:

– отсутствие у хозяйствующего субъекта конкурента на рынке соответствующего товара;

– способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) соответствующего товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора о поставках;

– способность хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и прочее);

– способность хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставках товаров.

При исследовании на предмет объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов оценивается степень их возможного взаимодействия. К формам взаимодействия можно отнести взаимодействие, основанное на обладании акциями, паями, долями в уставных фондах друг друга; формирование организационно-правовых структур, в состав которых входят несколько юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих единую экономическую политику.

Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) является основанием для включения его (их) в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

За непредставление департаменту или управлениям ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома в установленный срок информации, необходимой для определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, либо представление заведомо недостоверных (ложных) сведений хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.