Понятие и характеристика ненадлежащей рекламы
Ненадлежащая реклама – это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и распространении которой допущены нарушения законодательства.
Недобросовестнойявляется реклама, содержащая ложные
и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина, в том числе в отношении:
– состава, способа и даты изготовления, назначения, потребительских свойств, условий применения, наличия документа об оценке соответствия и знаков соответствия, количества и места происхождения и иных характеристик товара;
– наличия товара на рынке, возможности его приобретения
в указанных объеме, периоде времени и месте;
– цены и условий оплаты товара на момент размещения (распространения) рекламы;
– доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
– гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности
и (или) сроков хранения товара;
– официального или общественного признания товара, присвоения ему медалей, призов, дипломов и иных наград;
– предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если он является частью серии;
– использования слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально;
– исключительности прав на реализацию какого-либо товара
и (или) его обслуживание.
Недостовернойявляется реклама, не соответствующая действительности в отношении:
– прав на использование государственных символов (флага, герба, гимна), а также символов международных организаций;
– результатов интеллектуальной деятельности, исследований или испытаний;
– статистических данных, представленных в искаженном виде;
– ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение организаций или граждан;
– наименования и места нахождения организации, имени и места жительства гражданина, иных сведений об этой организации или этом гражданине, за исключением сведений о виде деятельности рекламодателя;
– сравнения прав либо положения организаций или граждан
с правами либо положением других организаций или граждан;
– проведения конкурсов, лотерей, игровых, рекламных и иных мероприятий, пари.
Неэтичнойявляется реклама, которая:
– содержит текстовую, зрительную и (или) звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности,
в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, религиозных, политических
и иных убеждений граждан;
– порочит объекты, являющиеся историко-культурными ценностями;
– порочит государственные символы (флаг, герб, гимн), официальную денежную единицу Республики Беларусь или иного государства, международной организации, религиозные символы;
– порочит какую-либо организацию или гражданина, какую-либо деятельность, профессию, товар;
– дискредитирует организацию или гражданина, не пользующихся рекламируемым товаром;
– содержит негативную оценку качества товара организации или гражданина;
– содержит сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина;
– вводит потребителей рекламы в заблуждение, в том числе посредством имитации (копирования) общей композиции, текста, изображения, музыки и (или) звуковых эффектов, используемых в рекламе иного рекламодателя.
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и размещение (распространение) иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем рекламы воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускаются.
Ненадлежащая реклама не допускается.
В случае размещения (распространения) ненадлежащей рекламы Министерство торговли Республики Беларусь вправе принять решение о признании рекламы ненадлежащей, а местные исполнительные и распорядительные органы – решение о признании рекламы ненадлежащей, за исключением решения о признании рекламы недобросовестной. В соответствии с решением о признании рекламы ненадлежащей нарушитель обязан в трехдневный срок со дня получения такого решения прекратить ее размещение (распространение). В отсутствие нарушителя или при невыполнении им указанного требования размещение (распространение) ненадлежащей рекламы прекращается местным исполнительным и распорядительным органом. Решения Министерства торговли Республики Беларусь о признании рекламы ненадлежащей являются обязательными для всех организаций и граждан.
Решение о признании рекламы ненадлежащей может содержать требование об осуществлении контррекламы. Контрреклама осуществляется нарушителем за свой счет в срок, установленный этим решением. Контрреклама должна осуществляться тем же способом,
с использованием тех же характеристик продолжительности, места
и порядка размещения (распространения), что и ненадлежащая реклама, и содержать пометку «контрреклама».
Лица, права и интересы которых нарушены в результате производства и (или) размещения (распространения) ненадлежащей рекламы, вправе в установленном законодательством порядке обратиться
в суд с исками, в том числе с исками о материальном возмещении морального вреда.
Нарушения законодательства о рекламе могут выражаться в:
· распространении ненадлежащей, недостоверной, неэтичной, скрытой рекламы;
· превышении объема рекламы в одном номере (выпуске) средства массовой информации;
· не сообщении сведений о лицензии рекламодателя, об обязательной сертификации товара и др.
За перечисленные нарушения предусмотрена как гражданско-правовая ответственность (например, ответственность за распространенные в рекламе сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию ст. 152, 153 ГК РБ, так и административно-правовая
ст. 12.15, 12.26 КоАП РБ и уголовная ст. 249, 250 УК РБ).
Так, рекламодатель несет ответственностьза нарушение законодательства Беларуси о рекламе в отношении ее содержания, если не доказано, что это произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушения, относящиеся к оформлению, производству и подготовке рекламы. Рекламораспространитель отвечает за нарушения, касающиеся времени, места и способа ее размещения.