Внутренняя и внешняя духовная свобода

Господство официозного атеизма в советской России

ЛЕКЦИЯ № 19. Современный духовный кризис и его преодоление

Еще в недавние времена религиозная, мистическая, эзотери­ческая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стра­не практически недоступна. Читателей обильно потчевали толь­ко одной «истиной»: «научно-атеистической» — идеологическим суррогатом, не выдерживающим никакой критики, даже с точки зрения рационалистической науки. Тем не менее, каждый «граж­данин страны Советов» обязан был это мировоззрение усвоить и руководствоваться им в понимании мира и своего места в нем. Однако под видом «научного» в массовое сознание внедрялся фак­тически религиозный подход: советское общество оставалось глу­боко религиозным — по стилю и способу мышления, по характе­ру ценностей, лежащих в основе поведения граждан. Тексты «классиков марксизма-ленинизма» являлись сводом истин в последней инстанции, источником мудрости на любой случай. Как и в Средние века, когда ответ на любой вопрос искали в Библии, в работах «Отцов и Учителей Церкви», в текстах Аристотеля, став­шего непререкаемым авторитетом в мировоззренческих вопро­сах, так и в нашей стране, поставить под сомнение марксистские догмы означало «впасть в ересь». Марксистско-ленинское «науч­но-атеистическое мировоззрение» фактически являлось одной из разновидностей «религий левой руки» — «религией человекобо-жия» — со своими сакральными текстами, штатом жрецов-бого­борцев, кровавым судом инквизиции, сатанинским по своей сути культом, неразрывно связанным с системой невиданных в исто­рии массовых кровавых человеческих жертвоприношений, кото­рые носили в основном ритуальный характер, т. е. были обусло­влены прежде всего религиозно-мистическими соображениями, и лишь поверхностно, на политическом уровне, были связаны с пресловутой «классовой борьбой». (Об этом см., например, книгу


крупнейшего эзотерика и визионера нашего времени Даниила Андреева «Роза Мира»).

Теперь внешней свободы стало больше. А вот прибавилось ли свободы внутренней, свободы в духовном мире каждого из нас?! Ведь разрыв между внешней и внутренней свободой даже опаснее, чем относительно высокая, но более или менее совпадающая внутрен­няя и внешняя несвобода: если вторая ситуация тормозит разви­тие общества, но при этом остается надежда на то, что все может измениться к лучшему, как только внешние ограничения будут сняты, то первая ситуация вообще способна взорвать обществен­ные связи и уничтожить само общество. Подлинная же внутрен­няя свобода обретается только постоянной напряженной духовной работой.

В настоящее время много пишут, что православие возрождает­ся, поскольку в него хлынул поток новообращенных — людей, которые теперь якобы прониклись религиозными идеями, духов­но прозрели и пришли к осознанию Бога. На основе этого, внешне­го, чисто количественного показателя утверждается, что налицо явные признаки возрождения православия, а значит — духовного возрождения России вообще. На самом же деле о подлинном воз­рождении православия вряд ли можно пока говорить. Более того, в настоящее время по сути дела развивается еще более глубокий его кризис, чем в советские времена, когда православие пребывало как бы в «законсервированном» виде. Вновь обращенные, в дей­ствительности, в массе своей не исповедуют по-настоящему пра­вославие. И дело даже не в том, что многие из них не знают основ православного вероучения. Чтобы стать по-настоящему религиоз­ным человеком, мало заявить о своей вере в Бога, мало даже исправ­но ходить в церковь и по религиозным праздникам стоять со све­чой перед иконами, как это, отдавая дань «духовной моде», делают многие из нынешних «власть имущих». Ведь религиозная вера — это сложнейший и богатейший культурный феномен, она форми­руется всем укладом, всем образом жизни, передачей традиций на уровне образцов поведения, их воспроизведением непосредствен­но в жизни, во всех ее сферах, но вместе с тем и огромной внутрен­ней работой — работой чувств, ума, души человека, которую не может заменить простое посещение церкви и даже старательное


и добросовестное исполнение всех церковных обрядов. Чтобы обрести веру, человек, выросший в атеистической среде, должен пол­ностью переосмыслить себя и окружающий мир, и очень немно­гие на это способны, даже если многие к этому стремятся.

Можно по-разному относиться к религии вообще и к правосла­вию в частности, но не следует при этом забывать, что во всех современных цивилизациях именно религии образуют концепту­альную основу духовной жизни, оформляют и опосредствуют базо­вую систему ценностей. Не является исключением и наша циви­лизация, базовые ценности которой сформулированы на языке православия.