Значение риторики для юриспруденции

Риторика развивает в человеке целую систему ценных личностных ка­честв: культуру мышления, речи, поведения, эрудицию. Риторика необходима человеку любой профессии, независимо от того, связана ли его деятельность с умением общаться и хорошо говорить: лич­ностные качества, развиваемые риторикой, дают возможность человеку го­раздо полнее реализовать себя, развивают способности в выбранной спе­циальности. Эффективная мыслеречевая деятельность - основа профессионализма.

Каждый юрист занимается лекционной пропагандой, проводит беседы, читает лекции, доклады по самым различным вопросам, и ему следует вла­деть навыками общения с аудиторией. Юрист должен произносить речи до­ходчиво, грамотно, со знанием дела, выразительно, т.е. уметь убеждать. Это является одним из его главных профессиональных качеств. Не каждый юрист может достичь вершин ораторского искусства, но каждый должен и может научиться полемизировать в суде, произносить убедительные и со­держательные речи.

Из истории судебного красноречия

Разработка основных вопросов судебной риторики в античном обществе

История судебного красноречия уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Вершины развития оно достигло в Афинах в V веке до н.э. – в период общественного подъема и роста культуры. Первыми теоретиками судебного красноречия Древней Греции были Горгий, Лисий, Исократ.

Искусные речи Горгия (485-380гг. до н.э.) изобиловали метафорами, сравнениями, антитезами, предложениями с одинаковыми окончаниями. В риторике известны горгиевы фигуры – разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, симметрично построенные фразы с рифмой в конце.

Выдающийся судебный оратор Лисий (ок. 459/445-378гг. до н.э.) главное внимание уделял убедительному изложению обстоятельств дела, образному рассказу. Он умел создавать портреты, отражать характеры, психологию и стиль клиентов. Лисий же заложил основу композиции судебной речи: для всех его речей характерно естественное вступление, образное повествование, краткость, строгий вывод.

Исократ (436-338гг. до н.э.) явился создателем «периодической речи»; в ораторской школе, им открытой, была разработана композиция ораторского, в том числе и судебного, произведения: 1) введение, цель которого – привлечь внимание и вызвать расположение слушателей; 2) убедительное изложение предмета выступления; 3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

Сократ (470-399гг. до н.э.) на первое место ставил логическое доказательство. С именем Сократа связано также развитие диалога в разных его формах - от спокойной беседы до напряженной полемики. Выяснение истины в споре называлось «эристикой». Составными час­тями сократовской эристики были ирония и майевтика (в переводе с гре­ческого «искусство повивальной бабки»). Ирония выражалась в умении фи­лософа остроумной системой вопросов и ответов завести противника в ло­гический тупик. Майевтика способствовала формированию правильной мыс­ли: Сократ считал, что он своим вопросно-ответным методом и логикой способствовал рождению в беседе правильной мысли подобно тому, как по­вивальная бабка помогает родиться человеку.

Достижения греческого ораторского искусства были обобщены, теоре­тически обоснованы и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384-322гг. до н.э.). Это он сделал в "Риторике", состоя­щей из 3-х книг. Автор выделяет и характеризует три вида речей (совещательные, судебные, эпидейктические). Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздейство­вать на слушателей, используя в речи гнев, пренебрежение, стыд, сост­радание и другие чувства. Строить речь следует ясно и просто. Классический стиль должен быть в меру пространным и в меру сжатым, отличаться наличием чувства, соответствием действитель­ности, разнообразием характеров - с этим связано разнообразие речи. В качестве обязательных структурных частей речи автор называет: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ - изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на дальней­шее развитие теории красноречия.

Развитию судебного красноречия в Древнем Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, и теория судебной речи разрабатывалось на базегреческого наследия. Все лучшее, чего достигло судебное римское ораторское искусство, нашло свое выражение в мастерстве Марка Туллия Цицерона (106-44гг. до н.э.). Основываясь на опыте своих предшественников, Цицерон кратко и талантливо сформулировал каноны классической риторики, которые в последующие эпохи были приняты многими авторами трудов по красноречию. Он определил конкретные задачи обучения красноречию: оратор должен изобрести, расположить, украсить (выразить, изложить известным слогом). К трем крупным разделам риторики, таким, как 1. Изобретение, 2. Расположение и 3. Украшение, следует добавить и два других: 4. Произнесение и 5. Память. Именно эти разделы определили содержание классической риторики. Без этих канонов невозможно и современное обучение красноречию. Наиболее полезными для оратора Цицерон считал этику и логику, так как знание логики помогает логически правильно построить речь, а знание этики – выбрать тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей. Главная сила речей Цицерона – в их содержательности, умении подбирать материалы, веские доказательства, в логичном расположении материала и в яркой, доходчивой форме. Для доказательства оратор привлекал факты двоякого рода: одни из них должны действовать на мысль слушателя, другие должны воздействовать на чувства, что особенно важно в конце речи. Каждая судебная речь, произнесенная им, сильная по аргументации, удивительная по форме, побеждала слушателей.