Общая типология книжных жанров в религиях Писания

В истории формирования жанров конфессиональной литерату­ры между отдельными религиями Писания наблюдаются общие закономерности. Есть сходство, во-первых, в составе жанров и, во-вторых, в относительной хронологии сложения отдельных жанров в своей системе. Вместе с тем это именно сходство, а не совпадение.

Основные направления, по которым шло жанровое развитие кон­фессиональной литературы, таковы.

1. Запись учения первоначально распространявшегося устно. Это, в сущности, не жанровое изменение: это изменение в типе


общения, тот сдвиг, который со временем приобретает громад­ные последствия для всей коммуникативной организации рели­гии.

2. Сложение религиозного канона; в итоге складывается спи­сок канонических книг и произведений, по хронологии и темам примыкающих к канону, но не включенных в него.

3. Сложение второго по значимости (после Писания) опуса высокоавторитетных текстов, которые восполняют содержа­тельные лакуны Писания и дают к нему развернутый коммен­тарий. Этим произведениям, как и Писанию, приписывается свя­щенный характер. Этот второй по значимости корпус сакральных текстов можно назвать Священное Предание; в христианстве Св. Предание — это сочинения отцов церкви (патристика); в иуда­изме — «Талмуд»; в исламе — «Сунна» и хадисы.

4. Развитие теологии, или богословия (в качестве теоретическо­го учения о Боге, Откровении, взаимоотношениях Бога и людей и др.). Начало теологии может содержаться уже в Св. Писании; основополагающие принципы обычно формулируются в Пре­дании; однако, в отличие от Предания, которое мыслится сло­жившимся, завершенным, теология продолжает развиваться и в наше время.

5. На основе догматического богословия церковная иерархия вырабатывает краткое изложение вероучения – Символ веры и катехизис.

Это самые ответственные и репрезентативные жанры сложив­шейся конфессии. Вместе с 2—3 главными молитвами Символ веры и катехизис содержат тот вероучительный минимум, кото­рый известен самым широким кругам верующих.

6. Особую жанровую подсистему образуют тексты, используе­мые в богослужении (в храме, в культовых отправлениях вне храма, в молитве верующего). Это различные богослужебные книги и сборники молитв.

7. С мистическим началом, которое в той или иной мере живет в самых разных религиях, связан особый, самый прихотливый и поэтический пласт конфессиональной литературы — мисти-ко-эзотерические тексты.

8. Проповедь изначально присутствует в религиозной комму­никации людей, раньше любых письменных фиксаций религио­зного содержания. С проповеди начинается приобщение людей к Откровению Бога, посланному людям через пророка. Если


Откровение — это информационный «первотолчок» религии, то проповедь — это начало жизни учения среди людей (в их сознании и религиозной коммуникации). В разных конфес­сиях судьбы проповеди различны, что связано с особенностя­ми в истории содержательной и жанровой коммуникации в той или иной конфессии.

9. К необходимости определенного толкования, пояснению сакрального текста приходят все религии Писания — в силу присущего им повышенного внимания к авторитетному слову и стремления удержать его первоначальный смысл. Элементы комментирования священного текста, иногда возникающие уже в Писании, со временем становятся основным содержани­ем произведений специального жанра — толкований.

10. В иудаизме и исламе уже в Писании сформулирован свод фун­даментальных правовых норм. В дальнейшем, по мере роста юридических потребностей социумов, эта изначальная связь вероучения и права станет основой для формирования спе­циальной церковно-светской юрисдикции и соответствующих конфессиональных жанров и текстов.

11. В культурах, основанных на религии Писания, вокруг «ядра»
основополагающих текстов вероучения складывается разнооб­
разная и обширная литература переходного или смешанного,
конфессионально-светского характера. Церковные темы соеди­
нялись здесь с темами и задачами дидактики, полемики, исто­
риографии, филологии, естествознания и др.
Приведенный перечень жанрово-тематических областей кон­
фессиональной литературы не является хронологическим. Прото­
тип каждого жанра в том или ином виде держится в Писании или
Предании. Темы и жанры заданы священными книгами, как бы
вырастают из них и во многом определены этими основными тек­
стами культуры.