Арабская религиозная философия

Арабская религиозная философия развивалась параллельно развитию ранней схоластики. Однако ее развитие происходило иначе. Вначале арабы перенимали у греков преимущественно идеи Платона и неоплатоников, но постепенно они начали уделять все больше внимания идеям Аристотеля, произведения которого (в част­ности, метафизические, логические и физические трактаты) вни­мательно изучались и комментировались. При этом особый упор делался на метафизику и формальную логику.

Аристотелизм здесь не культивировался в чистом виде, он пере­плетался с элементами неоплатонизма, поскольку платонизм боль­ше, чем идеи Аристотеля, отвечал интересам теологии.

Основным смыслом арабской философии было защитить ислам и его церковные догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает со схоластической философией.

У начал исламской философии стоят два великих мыслителя. Первым из них является арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди (800—ок. 870), современник Эриугены, переводчик и ком­ментатор Аристотеля. Впоследствии, однако, он отходит от чисто­го аристотелизма и переходит к неоплатонизму.

Стойким последователем Аристотеля в Х в. был аль-Фараби (870—950), который жил и творил в Багдаде, Алеппо и Дамаске в 900—950 гг. Однако он также начинает интерпретировать систе­му Аристотеля в духе неоплатоников, взяв от Аристотеля четкое и логическое разделение действительности на отдельные области научных интересов. Картину духовного мира этого периода раскры­вают так называемые «Трактаты чистых братьев» — около пятиде­сяти сочинений о религии, философии и естественных науках, написанных представителями секты «Братья чистоты и искренно­сти», которая возникла в Х столетии и помимо прочего стремилась к соединению ислама с эллинистической философией. Здесь также


главенствовала неоплатоновская идея: мир исходит из бога и воз­вращается к нему.

По отношению к христианской схоластике важное значение имеет творчество великих аристотеликов арабской философии: на Востоке это был Авиценна, на Западе — Аверроэс.

Авиценна (араб. Ибн Сина, 980—1037) происходил из туркестан­ской Бухары.

Имел энциклопедическое образование. Главным философским трудом Авиценны был трактат энциклопедического характера «Книга исцеления», содержащий основы логики, физики, мате­матики и метафизики; кроме этого он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, из которых большое признание приобрел трактат «Канон медицины».

Философия Авиценны была теоцентрической, однако в ином смысле, чем христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из ничего; материя же является веч­ной. Материальный мир имеет характер конкретной возможности и существует во времени. Как и у Аристотеля, у Авиценны бог явля­ется неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным твор­ческим условием. Мир в своей реальной множественности не соз­дан однажды и непосредственно богом, но возник постепенно. О параллельности развития арабской и христианской философий свидетельствует и понимание универсалий.

Если Авиценна был королем арабской философии на Востоке, то королем арабского Запада, существенно повлиявшим на евро­пейскую философию, был Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126—1196). Происходил он из испанской Кордовы.

Аверроэс известен как теолог, юрист, врач математик и прежде всего философ. Является автором известных комментариев к Ари­стотелю, которого он считал величайшим из людей, подлинным философом. Он занимал высокие должности, выполнял важные государственные функции, однако в эпоху правления халифа аль-Мансура был отправлен в изгнание. Его трактаты, которые были отвергнуты исламскими теологами, сохранились лишь благодаря испанским евреям. По Аверроэсу, материальный мир вечен, бес­конечен, но в пространстве ограничен. Бог так же вечен, как и при­рода, однако он не сотворил мир из ничего, как это провозглаша­ет религия.

Аристотелевское истолкование возникновения природы, соглас­но которому материя как таковая является не действительностью, а возможностью, что на нее должна воздействовать форма, чтобы


природа возникла, Аверроэс интерпретировал так, что формы не приходят к материи извне, но в вечной материи все формы потен­циально содержатся и постепенно в процессе развития выкристал­лизовываются. Концепцию всеобщей градации и иерархии суще­го между богом и человеком он перенял у Авиценны. Такая концепция, естественно была значительно более удалена от веры в божественное сотворение природы из ничего, которую пропове­довали христианство и иудаизм.

Скептическая мистика. Развитие арабской философии сравни­мо с развитием христианской схоластики и в том, что как реакция на интеллектуализирование религии под влиянием аристотелизма здесь тоже образуется мистическое направление. Его представите­лем был интеллектуальный скептик, последователь суфитского мистицизма и аскетизма аль-Газали (лат. Альгазель, 1059—1111), современник Ансельма, на поколение старше Бернара из Клерво, имевшего схожие с аль-Газали взгляды. Главный интерес аль-Газа-ли сосредоточивался на вере, которую он резко противопоставлял науке и философии. Свой скептический подход он демонстриро­вал в трактате «Опровержение философов», против которого энер­гично выступал Аверроэс. В этом трактате аль-Газали показывает вредное для веры влияние аристотелевских воззрений на науку и философию. Он отверг и принцип причинности, проявляющий­ся в мире естественным образом.

Огонь не может быть причиной пожара, ибо является мертвым телом, которое ничего не может сделать; пожар вызвал бог, а огонь был лишь временным средством, но не причиной. Философия дол­жна способствовать религии.

Ориентация на мистику проходит через все его произведения. В познании, согласно его представлениям, позитивным является мистическое слияние с богом и откровение. Самыми худшими заблуждениями философов он считал отрицание сотворения мира богом, его всемогущества и справедливости, божественного про­видения.