Молитвенный канон ислама

В сравнении с христианством и особенно православием, мусуль­манское богослужение может показаться почти аскетически про­стым и однообразным. Оно жестко регламентировано, в нем нет таинств, песнопений, музыки. Одна из пяти важнейших ритуаль­ных обязанностей каждого мусульманина состоит в канонической молитве-поклонении — салят (арабск.), или по-персидски — намаз.Салят совершается пять раз в сутки, в определенные часы (по солнцу). В урочное время специальный служитель мечети — муэ­дзин (буквально — «приглашающий, объявляющий») с башни минарета или просто пригорка призывает правоверных к обязатель­ной молитве.

Призыв состоит из нескольких формул, повторяемых без изме­нений. Мусульманин может молиться не только в мечети, но и в доме, в поле, вообще в любом ритуально чистом месте и на специальном коврике (или циновке). Молитве обязательно должно предше­ствовать ритуальное омовение, для чего возле мечети устраивают специальные небольшие бассейны. Молитвой руководит имам — предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусуль­манской общины. Читает молитвы, говорит проповедь мулла. Однако, строго говоря, ни муэдзин, ни мулла, ни имам не явля­ются священнослужителями: в исламской догматике нет аналогов христианской категории священства как особой благодати, Божье­го дара.

В ритуальной молитве мусульманина нет просьб, даже таких общих, как «Господи, помилуй!» или «Господи, спаси!» В саляте (намазе) выражается и подтверждается верность и покорность Алла­х у.

Когда говорят о саляте (намазе), то уместнее глаголы «совер­шать», «творить», нежели «произносить» или «шептать».

Мусульманин не может помолиться лежа в постели, на ходу или на скаку — в исламе невозможно молиться между прочим. Салят — это отдельный, самостоятельный акт души и воли, пол­ностью посвященный Богу.

В мечетях читается только Коран; пятница — день обязатель­ной совместной молитвы, в этот же день в мечетях звучит пропо-


ведь. Коран читают несколько нараспев и обычно по памяти (про­фессионалы должны знать Коран наизусть).

Правоверным мусульманам предписано молиться пять раз день, причем необязательно в мечети (можно и дома, в поле, дороге). Однако раз в неделю, по пятницам, мусульмане должны молиться в мечети, и тогда произносится главная недельная проповедь (пред­шествующая молитве) — хутба. Пятничную, а также праздничную проповедь произносит особое духовное лицо — хатыб; часто он же является и имамом мечети. Проповедь в значительной степени ритуализована: ее произносят в особой одежде, требуется состоя­ние ритуальной чистоты у хатыба, исполнение близко к рецитации.

В отличие от христианства, в исламской проповеди не толкует­ся и не обсуждается Писание. Комментарий к Корану — это область не столько этики и дидактики, сколько права и политики. Поэто­му комментирование Корана (тафсир) обращено в большей мере к профессиональным знатокам Корана — богословам и юристам, чем ко всем верующим. В наше время в ряде исламских государств содержание пятничной проповеди контролируется светскими вла­стями; иногда ее составляют непосредственно государственные чинов­ники.

8. «Арабский судебник» Коран и хадисы

В 13-й суре Корана (аят 37) Аллах говорит о Коране: «И так Мы ниспослали его как арабский судебник». Действительно, в сурах 2, 4 и 5 (это более 500 аятов, примерно десятая часть Корана) собра­ны предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам. Второй первоисточник мусульманского права — это хадисы, т. е. предваряемые иснадом рассказы о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников (о хадисах и иснаде).

Вместе с тем, подобно тому, как «Тора», чтобы стать «иудейским судебником», должна была быть дополнена Устным закономюридическим комментарием «Мишны», еще раз прокомменти­рованным в «Талмуде», так и Коран, и хадисы нуждались в юри­дическом толковании. Священные книги ислама не содержат непротиворечивого свода законов, и мусульмане никогда не вели судопроизводства по Корану Аллаха или Сунне его пророка. Те пра­вовые нормы, которые выражены в Коране и хадисах, «следует рассматривать скорее как символ мусульманской идентификации и силу, связующую всех мусульман, чем как практическое орудие


повседневной юридической практики: нетрудно усмотреть здесь аналогию одной из функций классического еврейского закона» (Грюнебаум).

Основные сложности юридического использования исламско­го Писания (Корана) и Предания (Сунны пророка, т. е. хадисов) состояли в следующем.

Во-первых, суры Корана, услышанные пророком в разное время (а Мухаммад, как известно, слышал Откровение Аллаха и «тран­слировал» его людям на протяжении более 20 лет), часто противо­речат друг другу, причем не только в метафизике, но и в конкрет­ных юридических или ритуальных вопросах. Противоречие снималось с учетом времени «ниспослания» сур, и этот принцип был освящен в Коране: «Стирает Аллах, что желает, и утверждает; у Него — мать книги» (13, 39). Учитывать хронологию «ниспосла­ния» стал уже сам Мухаммад, когда ссылками на изменившуюся волю Аллаха он оправдывал противоречия между разными сурами.

Во-вторых, обращение к хадисам как к источнику права (напри­мер, как к собранию правовых прецедентов и авторитетных реко­мендаций) было затруднено тем, что степень достоверности разных хадисов была различной и, главное, не общепризнанной. Возни­кала необходимость в текстологической экспертизе хадисов, в авто­ритетной оценке древности и надежности их иснадов.

В-третьих, непосредственному использованию Корана в ка­честве «арабского судебника» мешало то, что правовые нормы в нем нередко формулировались слишком абстрактно и сжато, как бы в свернутом виде, причем с течением времени трудности понима­ния таких текстов возрастали. Требовались их развернутые толко­вания, своего рода переводы на общепонятный язык.

Всестороннее комментирование и развитие законодательных установок Корана и хадисов стало основным содержанием исам-ского богословия. Существуют два главных рода правового толко­вания священных книг: тафсир и фикх.

Тафсир,широко распространившийся уже в VIII—IX вв., — это специальное ученое толкование, использующее, с одной стороны, — методы чисто религиозных рассуждений, а с другой — всевозмож­ные данные по хронологии и истории священных текстов. Тафсир стимулировал историко-текстологическое изучение источников мусульманского права. Именно здесь, при изучении хронологии Корана, сложился особый жанр ученых трактатов о «причинах нис­послания», посвященных обстоятельствам и времени появления раз-


ных частей Корана. Здесь были выработаны методы проверки достоверности хадисов, собраны биографические сведения об их передатчиках.

Фикх(арабск. факиха — понимать, знать) носит более практи­ческий характер. Это мусульманское каноническое право, включая теорию мусульманского права. Фикх занимается непосредственным юридическим толкованием Корана и хадисов, их интерпретацией применительно к практической жизни мусульманского общества. Поскольку Закон понимается как главное содержание Корана и сунны, то термин фикх иногда расширительно употребляют для обозначения всей совокупности религиозных дисциплин, иног­да — для обозначения мусульманской теологии вообще.

Фикх является также теоретическим обоснованием и осмысле­нием шариата — правильного пути жизни мусульманина; поэтому термины шариат и фикх часто заменяют друг друга.

Шариат(от арабск. шариа — правильный путь, дорога) — комп­лекс юридических норм, принципов и правил поведения, религи­озной жизни и поступков мусульманина; реально шариат вопло­щается в трудах по фикху и в практике мусульманских (шариатских) судов. Основной задачей шариата была оценка различных обстоя­тельств жизни с точки зрения религии. Фикх дополнял шариат в чисто юридических аспектах.

По данным М. Б. Пиотровского, сочинения по фикху составля­ют наиболее многочисленную группу средневековых арабских руко­писей. «Фикх всегда был обязательным предметом обучения в семье и школе, предметом ученых и полуученых бесед и споров, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварта­лов» (Ислам, 1983. 18). Фикх известен рядовым мусульманам гораз­до больше, чем Коран и догматика.

В современном мире ислама только сборники фикха имеют силу закона, а Коран и хадисы — это книги прежде всего для нази­дательного чтения, труднопонимаемые первоисточники закона и морали.

Итак, волею судеб главные книги двух религий Писания «Тора» и «Талмуд» в иудаизме и Коран и хадисы в исламе оказались теми книгами, в которых были записаны основополагающие правовые принципы соответственно иудейской и мусульманской цивилиза­ций. При этом и в иудаизме, и в исламе «законосуммирующий» характер священных книг осознавался как главное жизненное содержание. Вместе с тем сопряжение священных книг с жизнен-117


ной практикой стало возможным благодаря тому, что в обеих тео­кратических цивилизациях сложились и в течение веков упрочи­вались комментаторские традиции, при этом основным объектом комментирования было именно юридическое содержание священ­ных книг. Всестороннее толкование — богословское, нравственное, историко-текстологическое, логико-семантическое — позволило полностью раскрыть, дополнить развить те базовые юридические принципы, которые были заложены в священных книгах.