Буддизм

Буддизм, древнейшая из мировых религий, «был создан наро­дом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым твор­чеством в области религии» (Бартольд).

В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм— учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583483 гг. до н. э.),сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в «бездомность». После многих лет бесполезной аске­зы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Это открытие глав­ного знания (дхармы) было как внезапное озарение, просветле­ние, отсюда и новое имя принца — Будда; означает «просветлен­ный», буквально — «пробужденный». Санскритское слово «дхарма» необычайно многозначно: закон, порядок, долг, справедливость; качество, характер, природа, первоэлементы природы; религия, истина, добродетель. В раннем буддизме дхарма — это само учение Будды о мире и о путях спасения человека.

Будда постиг, провозгласил и стал проповедовать мировидение и поведение, способные избавить человека от страдания.

Спасение, учил Будда, состоит в достижении нирваны (на сан­скрите буквально означает «угасание, затухание») — полного уми­ротворения и спокойствия, которые наступают после того, как удастся преодолеть все человеческие желания, страсти и страхи.

В течение жизни у него было много последователей. Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его уче­ние приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые стали придерживаться отдельных принципов док­трины Будды.

Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной тради­ции, а канонические тексты были записаны через несколько столе­тий после возникновения учения. Со временем буддийская тради­ция окружила жизнь Будды множеством легенд, ему приписывалось


творение чудес, а его фигура постепенно приобретала божественный характер.

Проповеди Будды первоначально были не столько новой рели­гиозной системой, сколько этическим и психотерапевтическим учением. Однако рано сложились общины монахов-проповедни­ков учения Будды, а конкуренция с традиционными индуистски­ми культами обусловила представления о святости Будды и его уче­ния, а затем и достаточно раннее стремление канонизировать священные книги (уже на первых после смерти Будды соборах буд­дистов в 483 г., затем в 383 и 250 гг. до н. э.).

Нелегко реконструировать самую древнюю форму буддийско­го учения, тем не менее сейчас исследователи в основном пришли к согласию относительно основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.

Центром учения являются четыре благородные истины, кото­рые Будда провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встре­ча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого — это все ведет к страданию.

1) Причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через
радости и страсти к перерождению, рождению вновь.

2) Устранение причин страдания заключается в устранении этой

жажды.

Путь, ведущий к устранению страданий, — благой восьмерич­ный путь — заключается в следующем: правильное суждение, пра­вильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания.

Согласно буддийской традиции, эти идеи составляли содержа­ние первой проповеди Будды в Варанаси. Эта проповедь не отли­чается ясностью концепции, скорее напоминает торжественное провозглашение основ учения, а использованные термины весьма неопределенны.

Буддийский канон четырех благородных истин подробно ком­ментируется, развивается и излагается в разных аспектах. Для этих целей создается сложный понятийный аппарат. В частности, гово­рится о факторах, которые образуют личность индивида. Всего выделяется пять групп этих факторов. Кроме физических тел (рупа) существуют психические, такие, как чувства, сознание и т. д. Рас­сматриваются и влияния, действующие на эти факторы в течение


жизни индивида. Особое внимание уделяется дальнейшему уточ­нению понятия «жажда» (тршна). Анализируется его возникнове­ние и влияние, выделяются три главных типа: жажда чувственных наслаждений (кама), жажда воплощения (бхава) и жажда самоунич­тожения (вибхава). Постепенно понятием «жажда» замещается понятие рага (желание, стремление), а вся эта сторона учения прио­бретает несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще одна концепция, которая указывает в качестве причины страданий нез­нание (авидья) — здесь незнание истинного пути, ведущего к осво­бождению от страданий, — и, исходя из этого, конструируется сложная, двенадцатичленная верига причин возникновения стра­дания.

На этой основе разрабатывается содержание отдельных разде­лов восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение понимается как решимость проявлять сочувст­вие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.

Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности — знаменитых пяти буддийских заповедей (пан-чашила), которых должны придерживаться как монахи, так и свет­ские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым суще­ствам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками. Подвергаются анализу и остальные сту­пени восьмеричного пути, в частности последняя ступень — вер­шина этого пути, к которой ведут все остальные ступени, рассма­триваемые лишь как подготовка к ней. Правильное сосредоточение, характеризуемое четырьмя степенями погружения (джхана), отно­сится к медитации и медитационной практике. В текстах ей уде­ляется весьма много места, рассматриваются отдельные аспекты всех психических состоянии, которые сопровождают медитацию и меди-тационную практику.

Путь к освобождению от самсары открыт только монахам, одна­ко, согласно учению Будды, соблюдение этических принципов и поддержка общины (сангха) могут подготовить предпосылки к вступлению на стезю спасения в каком-то из будущих существо­ваний и многочисленным группам светских буддистов.

Монах, прошедший все стадии восьмеричного пути и с по­мощью медитации пришедший к освобождающему познанию, стано­вится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели — нирваны (буквально «угасание»). Здесь подразумевается не гибель,


но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не пере­родится вновь, но войдет в состояние нирваны и, как говорится в тек­стах, исчезнет, «как пламя лампы, в которую не подливается масло».

Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления и школы буддизма, которые развивают исходное уче­ние и стремятся ответить на вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время некоторые направления ассимилируют многочисленные элементы других религий, в частности индуизма, провозглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских.

Наиболее последовательно исходного учения Будды придер­живалось направление хинаяна («малая колесница»), в котором путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мир­скую жизнь. Другие школы буддизма указывают на это направле­ние лишь как на индивидуальную доктрину, не подходящую для рас­пространения учения Будды.

В учении махаяны («большая колесница») важную роль играет культ бодхисатв — индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно при­нимает страдания и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от стра­дания все. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсо­лютное существо. Сущность Будды выступает в трех телах, из них только одно проявление Будды — в образе человека — наполняет все живое.

Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда и бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения (например, некоторые ступени восьме­ричного пути) наполняется новым содержанием.

Кроме хинаяны и махаяны, главных направлений, существовал и целый ряд других школ.

Вскоре после возникновения буддизм распространился на Цей­лоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.

В Китае буддизм принял форму чань-буддизма, в Японии — форму дзен-буддизма.