Джайнизм

Условия возникновения новых религий в Индии

ЛЕКЦИЯ № 11. Джайнизм и буддизм

В середине I тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развива­ется аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляют­ся имущественные различия между членами отдельных варн и каст, меняется положение непосредственных производителей. Постепен­но усиливается власть монархии, приходит в упадок и теряет свое влияние институт племенной власти. Возникают первые большие государственные образования. В III в. до н. э. под властью Ашоки в рамках единого монархического государства объединяется прак­тически вся Индия.

Важным компонентом социальной и экономической системы остается община, в которой происходят, однако, некоторые изме­нения. Углубляется имущественная дифференциация между чле­нами общин, и все заметнее выделяется верхний слой, который сосредоточивает в своих руках экономическую и политическую силу; возрастает число зависимых граждан и наемных работников.

Это также и время поисков в религиозно-философской сфере.

Традиционный ведический ритуализм и старая, часто прими­тивная мифология не соответствуют новым условиям. Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых от идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное положение брахманов в культе и по-новому подходящих к вопро­су о месте человека в обществе. Вокруг глашатаев новых учений постепенно образуются отдельные направления и школы, есте­ственно с различным теоретическим подходом к насущным вопро­сам. Из множества новых школ всеиндийское значение приобре­тают прежде всего учения джайнизма и буддизма.

Основателем джайнистского учения считается Махавира Вард-хамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил из


богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В воз­расте 28 лет он покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и философских рассуждений прийти к принципам нового учения. Потом он занимался проповеднической деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей в Бихаре, одна­ко вскоре его учение распространилось по всей Индии. Вардхама-ну называют также Джина (победитель, имеется в виду победитель над круговоротом перерождений и кармой). Согласно джайнист-ской традиции, он был только последним из 24 учителей — тирт-хакаров (творцов пути), учение которых возникло в далеком про­шлом.

Джайнистское учение длительное время существовало лишь в виде устной традиции, и сравнительно поздно (в V в. н. э.) был составлен канон. Поэтому не всегда легко отличить изначальное ядро джайнистской доктрины от позднейших интерпретаций и допол­нений.

Джайнистское учение, в котором (как и в других индийских системах) религиозные спекуляции смешиваются с философски­ми рассуждениями, провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка — материальная (аджива) и духовная (джива). Свя­зующим звеном между ними является карма, понимаемая как тон­кая материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и разли­чают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два фун­даментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. И лишь когда чело­век постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог — это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешива­ется в человеческие дела.


Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возмож­но лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэто­му джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, тради­ционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о пра­вильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде всего веры и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов, — по сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням и формам аске­зы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души от самсары сложный и многофазный. Целью является личное спа­сение, ибо человек может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический характер джай-нистской этики. В этических принципах, разработанных прежде всего для членов джайнистских общин, подробно изложены раз­личные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолю­тизированы, в частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы, касающиеся полового воздержания, отстра­нения от мирского богатства; определяются нормы деятельности, поведения и т. д.

Составной частью джайнистского канона являются также раз­личные умозрительные построения, например, об упорядочении мира. Космос, согласно джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть уничтожен. Представления об упорядоче­нии мира исходят из науки о душе, которая постоянно ограничи­вается материей кармы. Души, которые ею в большей степени обре­менены, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут наивысшей границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит космос, о так назы­ваемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.

Содержатся в нем кроме всего прочего и мифологические пре­дания, которые касаются жизни и свершений отдельных тиртхан-каров, и легенды, связанные с личностью Вардхаманы, и описания преисподней и серединного мира (нашей Земли).

С течением времени в джайнизме сформировалось два напра­вления, которые отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды отстаивали дигамбары (буквально «оде-


тые воздухом», т. е. отвергающие одежду), более умеренный под­ход провозглашали шветамбары (буквально «одетые в белое»).

Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.