Надэтнические религии

По мере развития социально-имущественного неравенства, раз­рушения племенного коллективизма, становления государствен­ных образований и распространения письменностей, в отдельных регионах формируются новые сложные религиозные учения и куль­ты, постепенно приобретающие надэтнический характер: ведизм (древнейшая религия Индии), буддизм (и ламаизм как его тибето-монгольская ветвь), зороастризм, христианство, ислам. Новые религии, отвечавшие духовным исканиям людей на сломах исто­рии, проникнутые жаждой религиозного идеала, с растущим вни­манием к личностному и индивидуальному, обладали огромной притягательной силой. Они становились духовным началом, спо­собным объединить многие народы.

Новые религии обладали книгами, в которых содержалось Откровение Бога, переданное людям через пророков, а также уче­ние о Боге, о мире, вере, спасении. Книги, вмещавшие Открове­ние, почитались священными (сакральными). Сакральный (от лат. sacer, sacri священный, святой; магический; таинственный) священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу (обря­ду).

Нередко сакрализировался и язык, на котором было написано Откровение. Сама закрепленность новых религий на письме, в свя­тых книгах, на языке необычном, непохожем на обиходную речь, была мощным фактором убеждения и в глазах древних людей при­давала учениям надежность, истинность, а может быть, и вечность.

Вокруг новых религий, их священных вероучительных книг, апостолов, которые обращались не к одному «своему» племени, а к людям разных племен, постепенно складываются надэтниче-ские культурно-религиозные миры, выходящие за пределы этни­ческих и государственных объединений: индуистско-буддийский мир Южной Азии, конфуцианско-буддийский мир Дальнего Вос­тока, зороастризм на Ближнем и Среднем Востоке, христиан­ство, ислам. Три самые крупные надэтнические религии — буд­дизм, христианство и ислам принято называть мировыми религиями.


В Средние века именно культурно-религиозные миры (а не государства и не этнические общности) определяют политическую карту мира. Каждый такой мир включает множество этносов, объе­диненных одной религией, общим надэтническим языком своего вероучения и общей книжно-письменной культурой. В те време­на конфессиональные различия между группами населения обла­дали большей значимостью, чем различия этнические, языковые или государственные. Не случайно большинству войн (в том числе гражданских и династических) приписывали религиозный харак­тер — достаточно вспомнить о крестовых походах, войнах католи­ков и протестантов, газавате.