Субъективно-идеалистическая концепция

Субъективно-идеалистическая концепция объяснения сущно­сти религии берет свое начало в трудах немецкого протестантско­го священника и богослова Фридриха Шлейермахера. От Шлейер-махера идет развитая многими его последователями тенденция рассматривать религию как индивидуально-психологический фено­мен, как определенное состояние человеческого сознания, чело­веческих переживаний. Он писал в этой связи: «Не всякий имеет религию, кто верит в какое-либо священное писание, а лишь тот, кто понимает его живо и непосредственно… Ценность человеческой религии определяется тем, как человек сознает божество в чувстве,


а не тем, как он всегда несовершенно отображает религию в поня­тии». Идеи Шлейермахера впоследствии были развиты не только либеральной протестантской теологией (А. Ричль, Э. Трельч, А. Гар-нак), но и рядом буржуазных философов, принадлежащих к различ­ным школам и направлениям субъективного идеализма. Так, дат­ский философ и психолог Г. Геффдинг в своей книге «Философия религии» писал: «Чувство составляет самую существенную осо­бенность всех религий и всех религиозных точек зрения. По срав­нению с ним все представления являются подчиненными и обусло­вленными».

Наиболее последовательно субъективно-идеалистическая кон­цепция проводилась представителем прагматизма У. Джемсом. Исходя из своей общей субъективистской концепции истины, Джемс считал истинным все, что полезно для индивида. Поскольку же религия полезна для индивида, значит, она является истинной фор­мой мировоззрения. Пользу религии Джемс видел в том, что она сни­мает психологические конфликты, по-своему утешает индивида.

Мировоззрение каждого индивида, согласно Джемсу, опреде­ляется его темпераментом, его эмоциональным миром. Поэтому осно­вой религии являются чувства. Он писал в этой связи: «Я действи­тельно думаю, что чувство есть глубочайший источник религии, а философские и богословские построения являются только вторич­ной надстройкой, подобной переводу подлинника на чужой язык».

Таким образом, с точки зрения Джемса религию следует рассмат­ривать как порождение индивидуального сознания, как спонтан­но возникающие субъективные переживания человека. Джемс был не только философом, но и психологом. Его книга «Многообразие религиозного опыта» оказала значительное влияние на развитие психологии религии. Многие ее представители продолжают и углу­бляют субъективистскую и иррационалистическую трактовку, наме­ченную Джемсом.

Современная философия религии пытается избежать крайно­стей субъективизма и иррационализма, сочетая субъективный идеа­лизм с теологией. Так американский философ Р. Крейч критикует Джемса за то, что тот «не учел значения для самого верующего объективного содержания веры, включая веру в существование Бога», и в то же время пытается сконструировать философию рели­гии, которая не была бы «целиком спекулятивной», а опиралась на «религиозный опыт». Аналогична и позиция английского филосо­фа Х. Льюиса.