Религия в структуре общественного сознания

ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как форма общественного сознания

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Курс лекций

для студентов специальности 040101 - Социальная работа

очной и заочной форм обучения

 

 

Ответственный редактор: доцент В.В. Астапов

Редактор РИО С.К. Патюкова

Технический редактор Т.П. Попова

Компьютерная верстка О.А. Врублевская

 

 

Подписано в печать Сдано в производство

Формат 60*84 1/16. Печать офсетная. Уч.-изд.л. Тираж экз.

Изд. № Заказ № Лицензия ИД № 06543 от 16.01.2002

 

Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «СибГТУ»

660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82, типография ГОУ ВПО «СибГТУ»

Религия(от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нес­кольких богов и сверхъестественного мира.

Религия, с точки зрения философии (точнее, онтологии, чей предмет составляют «наиболее общие сущности и категории суще­го»), относится к категориям духовной культуры человечества. Это форма общественного сознания (наряду с обыденным, или массо­вым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией), т. е. отображения мира в сознании чело­вечества.

Если язык — это универсальная оболочка общественного соз­нания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание чело­вечества — это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного соз­нания развилось все содержание человеческой культуры, посте­пенно приобретавшее семиотически различные формы обществен­ного сознания (такие, как обыденное сознание, искусство, этика, право, философия, наука).

Язык и религия: две семиотики, два образа мира, две стихии в душе человека, уходящие корнями в подсознание, два самых глу­боких, несхожих и взаимосвязанных начала в человеческой куль­туре.

Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики. Термин семиотика (от греч. semeion — знак, признак) употребляется в двух основных зна­чениях:

1) знаковая (семиотическая) система;

2) наука о знаках и знаковых системах, включая как системы связи в мире животных, так и разнообразные естественные


и искусственные семиотики, используемые в человеческом обществе, например, этнические (естественные) языки, мими­ка, жесты; ритуал и этикет; музыка, танец, кино и другие виды искусства; специальная символика в математике, физике, химии, шахматах, на географических картах; язык («правила» построе­ния и чтения) чертежей и схем; алгоритмические языки програм­мирования; гербы, флаги, опознавательные знаки судов, знаки различия военных и других людей в униформе; знаки дорожно­го движения, морская сигнализация и др. Семиотика позволяет увидеть в религии способ общения, т. е. коммуникативную систему, обладающую своим содержанием и своими возможностями передавать, сообщать это содержание.

В разнообразных, внутренне сложных и пестрых объектах, с мно­жеством разноплановых черт, свойств, характеристик, семиотика позволяет выделить главное и существенное.

Познавательная ценность семиотического подхода состоит в следующем:

1) принимается во внимание существенный функциональный аспект соответствующих объектов — их коммуникативное наз­начение;

2) в каждом семиотическом объекте различаются план содер­жания и план выражения;

3) в каждой семиотической системе различаются два онтоло­гических уровня:

а) набор семантических возможностей;

б) реализации возможностей в конкретных коммуникатив­
ных актах.

В процессах общения те достаточно общие семантические воз­можности, которые составляют содержание соответствующей семи­отики, конкретизируются, т. е. обогащаются индивидуальными смыслами, связанными с конкретным коммуникативным актом (с психологией и взаимоотношениями участников, их актуальны­ми целями и другими условиями коммуникации).

Семиотический подход к феномену религии находит все большее признание не только при исторических объяснениях отдельных риту­алов, словесных формул или изображений, но и в самой теории рели­гии. Так, американский социолог Роберт Белла определяет религию в качестве особой системы коммуникации — «символической моде­ли, формирующей человеческий опыт — как познавательный, так и эмоциональный» в решении самых главных проблем бытия.