Формирование системы частной благотворительности.
Церковно-монастырская помощь в XIV – первой половине XVII в.
В данный период происходит становление, объединение русского государства.
Для этого периода характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся:
1. Монастырская система помощи.
2. Государственная система помощи.
3. Первые формы светской благотворительности.
Монастырская система помощи.
Два основных этапа развития монастырей:
1. Объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV-XVI вв.).
2. Колонизация земель Севера (XVI-XVII вв.).
На первом этапе начинается переориентация жизнедеятельности монастырей на решение хозяйственных задач, монастыри превращаются в самостоятельные феодальные вотчины. Во главе монастырского реформирования стояли Сергий Радонежский и митрополит Алексий.
На смену ктиторским монастырям (расположены в средневековом городе), основанным князьями и епископами, приходят монастыри-вотчины (находятся за пределами городов), которые скупают земли, становясь крупными земельными собственниками.
Авторитет княжеской власти был подорван монголо-татарским игом, и поэтому она стремилась найти себе союзника в лице церкви: осуществлялись всевозможные вклады, дары, церковь освобождалась от налогов и пошлин.
Богатство монастырей преумножалось и за счет частных вкладов на помин вкладчика после смерти, на кормление от его имени нищих. Были особые земельные вклады, позволявшие вкладчику («бельцу») льготное проживание на территории монастыря (без принятия монашеского сана и ведения аскетического образа жизни).
Монастырская защита была привлекательна для крестьян: находясь в составе монастырской вотчины, они имели более выгодные условия жизни (освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных властей).
Уже в XIV веке многие церковные идеологи начинают замечать, что монастыри перестают вести аскетический образ жизни, а становятся местами накопления капитала. Начинают формироваться новые эстетические и социальные ценности, осуждающие конъюнктурные интересы монастырей-вотчин, их стремление к обогащению, признающие важность человеческой личности, идеи равенства, справедливости, веротерпимости, нестяжания. К XV веку появляется движение еретиков, отвергающих церковные каноны.
Ересь – отклонение от учения официальной церкви.
Причины появления ересей:
· имущественное неравенство людей;
· усиление централизации государственной власти;
· укрепление крепостничества.
Еретическое движение в последствии становится причиной церковного раскола XVII века.
На втором этапе происходит колонизация Севера монастырями-вотчинами, связанная с укрупнением разрозненных монастырей на погостах. Погост на Севере представлял собой пространство земли, где находился храм с прилегающим к нему кладбищем. На погосте стояли кельи, в которых жили монахи и монахини. Каждый из них имел свое хозяйство.
После постановления собора 1503 г. об отделении мужских и женских монастырей, монахам запрещается иметь личную собственность, монастыри переходят к общинному укладу жизни, отказываются от ктиторских принципов жизнедеятельности. Территории монастырей растут (покупка земель, вклады князей и частных лиц, присоединение крестьянских хозяйств на льготных условиях), внедряются прогрессивные методы управления хозяйством.
Таким образом, монастырская помощь на данном этапе в основном заключалась в:
· «страховании» частных лиц на случай болезней и старости без принятия ими монашеского сана (человек делал имущественный вклад в монастырское хозяйство и ему гарантировалось получение помощи от монастыря в определенных случаях);
· предоставлении бельцам возможности жить при монастыре, пользуясь льготами, за определенную плату;
· защите крестьян, входивших в монастырскую вотчину от произвола местных властей и податей в их пользу, но взамен монастырь облагал своих крестьян оброком;
· при монастырях создавались богадельни, приюты, школы и т.п., велась раздача милостыни.
Формирование государственной системы помощи
В XIV-XV вв. частная княжеская раздача милостыни переходит в государственную систему «гуманитарной помощи» (например подача милостыни на гору Афон, как помощь нуждающимся братьям по вере на Востоке).
В XIV веке еще часто совершаются разрушительные набеги на русские города, во время которых погибало большое количество людей. В этот период появляется одна из первых форм общественных работ – массовые погребения, организация которых становится обязанностью князя.
К концу XV века в основном завершается объединение русских княжеств вокруг Москвы. С развитием структуры управления Московского государства возникают ведомства, которые берут на себя функции социальной защиты, появляется законодательство регулирующее общественную помощь, теперь социальная помощь объясняется не нищелюбием и нравственностью князя, а государственной обязанностью, нормативностью.
Социальное законодательство еще не было упорядочено, формировалось отдельными указами по регулированию той или иной сферы жизни общества:
· В Судебнике 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерности призрения монастырями лиц, не являющихся «клиентами церкви». Церковью должны были призреваться женщины, дети, больные, престарелые, рабы, а «торговым людям городским в монастырях не жить». Практически это постановление направлено против бельцов, которые покупали себе право жить при монастырях на льготных условиях.
· К началу XVII века власть официально легализовала институт нищенства, в России развивается явление профессионального нищенства.
· Система приказов, сформированная при Иване Грозном, становится ведущей формой помощи и защиты (Приказ Большого Дворца – раздача милостыни, оказание помощи церквям и монастырям, Полоняничный приказ – выкуп пленных за счет казны).
· При царе Михаиле Федоровиче в 1634 г. казна берет на себя призрение вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе (в форме раздачи «земель на прожиток»).
Законодательно стало регулироваться оказание помощи населению в экстренных ситуациях (неурожаи, голод, пожары, эпидемии):
· В 1560 г. появляется указ об отсрочке долгов с погорельцев на пять лет.
· Осуществляется регулирование цен на хлеб в период массового голода.
· Указ 1603 г. разрешал «отпускать на волю» во время голода работные семьи на прокорм без оформления «отпуска на волю».
· Указ 1662 г. предписывал митрополитам и власти обеспечивать продажу хлеба из своих запасов, а тем, кто не имеет возможности купить, раздавать хлеб в долг.
· Указом 1663 г. бояре обязывались кормить своих холопов в период голода, в случае нарушения указа холопы получали свободу.
· Развивается система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия. Для контроля за тем, чтобы мясо больных животных не попадало на рынок, а было уничтожено, формируется специальная организация, в которую входят подъячии, решеточные приказчики, бирючи.
Формирование системы частной благотворительности.
В рассматриваемый период начинают осуществляться светские подходы к помощи нуждающимся. Частная благотворительность проявлялась в раздаче милостыни, помощи голодающим, устройстве больниц для неимущих и их лечении:
· А. Ордын-Нащокин, завершив государственную службу, постригся, завел больницу, приставил к ней монахов и сам служил больным.
· Патриарх Никон организовывал раздачу хлеба и денег, лечил больных.
· Федор Ртищев дал кров, кормил, содержал, снабжал лекарствами неимущих больных.
· Ульяния Осорьина, помещица, в голодные годы разделяла участь своих крестьян, ухаживала за больными и немощными.
Частными благотворителями осуществлялся выкуп пленных.
Появляются тенденции организации частных благотворительных обществ и заведений (большинство из которых предназначалось для престарелых, убогих, неизлечимо больных, детских было только 3).
Контрольные вопросы:
1. Расскажите о формах поддержки и защиты нуждающихся характерных для периода XIV-XVII вв.
2. Расскажите о причинах появления и сути ересей.
3. Как оказывалась помощь нуждающимся монастырями?
4. Охарактеризуйте развитие социальной помощи в России в
XIV-XVII вв.
Тема 2.7 Генезис государственного призрения в России (вторая половина XVII –XVIII вв.)
План: