Борьба с нищенством. Создание системы работных домов. Благотворительные школы

XVI век - период глобальных изменений в сфере социальной политики

XVI век стал периодом глобальных изменений в сфере социальной политики

Haправление реформирования в большинстве европейских стран было общим, хотя отмечались некоторые вариации, связанные с проблемами соотношения и влияния светских и духовных властей, нейтральной и местной администрации.

Частная благотворительность, выраженная в раздаче милостыни, под влиянием обшей христианской традиции еще не утратила своей силы и среди католиков, и среди протестантов;

Публичные акты благотворительности оставались составным элементом похорон и религиозных празднеств;

Произошла смена критериев определения бедности: бродяги более не выделялись как особая категория бедняков; они теперь считались опасными, преступниками, подлежавшими преследованию.

На первый план теперь выходили трудящиеся семьи пауперизированные из-за низкой зарплаты или вследствие безработицы, они страдали от недостаточного спроса на рабочую силу, и сообщество, к которому они принадлежали, видело необходимость оказывать им временную поддержку.

Престарелые и неизлечимо больные, зарегистрированные по мёсту своего проживания и засвидетельствовавшие свою полную нетрудоспособность, могли рассчитывать на постоянную помощь.

Новая социальная политика по отношению к нуждающимся слоям населения включала в себя два элемента: а) стремление трудоустроить «здоровых» бедняков и бродяг, подкрепленное.депрессиями; б) организация централизованной системы помощи престарелым и нищим больным.

Борьба с нищенством. Создание системы работных домов. Благотворительные школы

Постепенно церковь перестает заниматься благотворительностью, уступив свое место городам (общинам) и государству, для целей благотворительности были установлены специальные налоги, собирались пожертвования, поощрялись дарения, появлялись призывы отказывать средства по завещанию.

Распространение также получила чеканка особых благотворительных денег, получивших обобщенное название «альмозенгельд», для подаяния бедным и неимущим.

В то же время появление налогов, направленных на призрение, и рост числа пожертвований ничего общего уже не имели с милосердием как таковым. Возникло убеждение, что убогий и нищий — результаты царящего в обществе беспорядка и одновременно помехи, не позволяющие восстановить порядок. Отсюда вывод — не может быть и речи о том, чтобы возвеличивать нищету, протягивая ей руку помощи, ее следует попросту уничтожить:

I. К физическому уничтожению нищих и бродяг в Англии на протяжении XIV-XVII вв. шло оформление уголовного законодательства: сложилось деление всех преступлений на три группы: измена, фелония и мисдиминор.

1) В число относимых к изменепреступлений входили: нарушение долга верности королю («великая измена») или долга верности подчиненного человека своему господину, сопряженная с убийством («малая измена»). Сюда же относились преступления против государственной безопасности (подстрекательство к мятежу, переход на сторону врага, создание незаконных сборищ с целью учинения беспорядков и др.).

2) К числу фелонийотносились такие преступления, как тяжкое и простое умышленное убийство, проникновение в чужой дом с целью совершения убийства, похищение имущества, поджог и насильственное проникновение в чужой дом. Бродяжничество относилось к числу фелонийи наказывалось смертной казнью.

3) Мисдиминор развился из правонарушений, влекших лишь взыскание причиненного ущерба в административном порядке (обман при сделке, мошенничество и др.).

На протяжении XVI-XVII вв. сохраняется попрошайничество, освященное, так сказать, традицией и официально законом разрешенное. Особое место занимает попрошайничество студентов и школяров, достигшее в XVI в. огромного размаха.

II. Практика высылки нищих из страны.

Наиболее эффективным данный проект оказался в Англии. Отправка нищих осуществлялась на Бермудские острова и Барбадос. Данная практика преследовала и еще одну немаловажную цель — постепенное заселение колоний Британской империи.

III. Проект создания системы работных домов для здоровых нищих, труд под страхом наказания явится наиболее эффективным путем искоренения нищенства, где введен строжайший трудовой режим.

Англия: В середине XVII в. начался подъем, требовавший возможно большего привлечения рабочей силы, желательно, дешевой, что стало мощным стимулом в организации работных (исправительных) домов. Судейские чиновники, делят каждое графство на части, объединяют соседние приходы и организуют дома для принудительных работ.

Новая социальная политика сочетает в себе элементы как наказания и принудительного труда, так и минимума свободы.

Голландия: Работа в голландских работных домах велась по группам, а труд оплачивался. Особое время отводилось для молитв и чтения религиозных книг, а пребывание было ограничено 8-12 годами. Нарушителей режима ожидали жестокие наказания: содержались в отдельных камерах, постоянно наполнявшихся водой. В камере имелась помпа и заключенный непрерывно был занят работой, откачивая воду.

Германия: Голландский образец стал показательным для устройства работных домов в Германии. Здесь были сделаны попытки ввести в функционирование домов некоторые рациональные начала: стоимость произведенной работы четко высчитывается, призреваемые получают лишь четвертую ее часть. В Германии у каждого из изоляторов возникла своя специализация: пряли в основном в Бремене, Брауншвейге, Мюнхене, Бреслау, Берлине; ткали — в Ганновере. В Бремене и Гамбурге мужчины зачищали доски; в Нюрнберге — шлифовали оптические линзы; в Майнце — мололи муку.

Франция: Первые попытки изолировать бедноту в Париже предпринимаются еще в начале XVII в., в правление Марии Медичи, когда для этой цели создается три госпиталя. Нищим предписывалось немедленно найти себе работу или явиться на работы в один из госпиталей. Улицы Парижа оказались под постоянным наблюдением полиции и, в конце концов, голод погнал нищих, в госпитали. Женщины, продолжавшие просить подаяние, подвергались публичной порке и бритью головы, мужчины заключались в тюрьму; подавать милостыню запрещалось под угрозой строгого наказания.

Наивысшим достижением стало создание Общего госпиталя в Париже 4 мая 1656 г. Общество Святого Причастия организовало раздачу милостыни и обязало местные католические братства и благотворительные организации оказывать постоянную помощь бедноте в своих приходах. Параллельно была создана специальная полиция, арестовывавшая нищих и бродяг. Нищенство запрещалось под угрозой порки и отправки на галеры.

К процессу организации государственной системы призрения активно подключилась и французская католическая церковь, поначалу отстраненная от дел, определить характер религиозных госпиталей очень сложно; содержание заключенных в них было, по всей видимости, более мягким по сравнению с государственными госпиталями. Обитатели их вели почти монастырскую жизнь, с чтением Писания, мессами, молитвами, размышлениями.

Огромные богадельни-тюрьмы и работные дома становятся во второй половине XVII в. символом новой эпохи и находят повсеместное распространение.

С функциональной точки зрения создание домов-изоляторов оказалось мерой неудачной:

Во-первых, работные дома, используя дешевую рабочую силу, лишь плодили бедняков в своем окружении

Во-вторых, труд заключенных в работных домах был непроизводителен.

В-третьих, в числе обитателей работных домов оказывались люди различных категорий призреваемых.

В числе обитателей Общего госпиталя находились и больные, страдавшие венерическими заболеваниями. Помещали в смирительные дома и сумасшедших, но в отношении их никакого лечения не предусматривалось.

Концентрация и изоляция бедноты в работных домах стали реальным проявлением трудовой этики и новой карательной доктрины: минимум свободы и максимум работы, совмещенные с политикой перевоспитаний через труд.

Труд стал формой социального обучения путем адаптации людей к новым структурам экономической жизни. Сочетание же тюрьмы и мануфактуры создало базу для функционирования современной фабрики, с дисциплиной, строгими правилами и организацией работы.

В течение всего XVII в. слышатся все более многочисленные призывы создавать «благотворительные школы» или «бесплатные школы для бедных».

Тем не менее бесплатные школы так и не стали учебными заведениями, предназначенными для самых низших слоев народа. Более того, гам, где создавались бесплатные школы, пустовали платные, что породило пословицу — «туда, где что-то делается бесплатно, бежит и бедный, и богатый».

1.В XVI-XVII вв. в Западной Европе складывается система государственной благотворительности в форме исправительных домов — изоляторов.

2.Светское начало становится господствующим; церковное и частное призрение либо сходит на нет, либо подчиняется контролю со стороны государственных институтов.

3.Наличие бедняков: признается основной причиной экономических бедствий, а избавление от них видится своеобразной панацеей для излечения всего общества.

4.Попытки создания благотворительных школ, предпринятые религиозными реформаторами в Англии и во Франции, дали незначительный эффект.

Контрольные вопросы:

1. Покажите кризис церковно-монастырской системы благотворительности.

2. Рассмотрите оформление системы государственных превентивных мер в деле локализации профессионального нищенства.

3. Проследите развитие территориальных моделей локализации социальных патологий, закрытых и открытых институтов помощи.

4. Расскажите о государственных мероприятиях в деле борьбы с профессиональным нищенством.

5. Покажите развитие частного и государственного страхования и обеспечения.

 

Тема 2.6 Развитие церковной и государственной социальной помощи в России (XIV – XVII вв.)

План:

1. Церковно-монастырская помощь в XIV – первой половине XVII в.

2. Формирование государственной системы помощи.