Княжеская поддержка нуждающихся в X-XIII вв.

Тема 2.4 Основные тенденции развития благотворительности в Древней Руси (X-XIII вв.)

План:

1. Христианизация Руси и ее значение. Церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII веках

Христианизация Руси

К началу IX века у славян завершилось разложение первобытно - общинного строя, на смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные. В этот период возникают племенные политические союзы, формируются органы власти.

Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования языческих представлений славян, принятия общей религии. В 988 г. в период правления князя Владимира христианство в православном варианте становится официальной государственной религией Руси.

Жители не всех русских земель добровольно приняли крещение, многие были обращены в новую религию насильно. Было уничтожено большинство памятников языческой славянской культуры.

Христианизация Руси оказала огромное влияние на все сферы жизни славян:

· Русь получила единую религию, которая стала выполнять функции государственной идеологии;

· Церковь стала опорой для княжеской власти;

· идеи христианства смягчили языческие нравы славян (постепенно стали уходить в прошлое кровная месть, человеческие жертвоприношения, общество перенимает христианскую традицию милосердия);

· ускорилось развитие внешнеполитических отношений с христианскими странами Запада.

Церковно-монастырская система благотворительности.

В рассматриваемый период (X-XIII вв.) только идет складывание институтов церкви, формируется система их финансирования. Финансовая поддержка церкви осуществляется за счет государственных отчислений (десятая часть княжеских доходов), поэтому вся система церковного призрения подконтрольна государственной власти.

При церквях и монастырях, которые первое время были закрытыми благотворительными учреждениями, создаются школы, больницы, богадельни, странноприимницы, центры раздачи милостыни старикам, вдовам, убогим.

· При Киево-Печерском монастыре был построен первый особый дом для нищих, убогих, сирот.

· Церковный деятель Ефрем Переяславский в 1090 г. построил народную каменную баню, а в 1091 – больницу.

· Устав купеческой организации князя Всеволода Мстиславича регламентировал деятельность монастырей: мир выбирал и финансировал церковный клир, чтобы тот оказывал помощь членам мира в старости или в случае болезней.

Постепенно оформляется закрытая ктиторская монастырская система. Ее особенность заключалась в том, что постригающийся в монашеский сан был обязан принести дар монастырю (дар приносился, как правило, в виде земельных угодий). Так складывается «пансионная» система поддержки, которая позволяла обеспечивать членов монашеской общины за счет пожертвований новообращенных.

В период монголо-татарского нашествия формируется открытая приходская система помощи и защиты, которая основана на закреплении за храмом или монастырем близлежащих поселений. Приход составлял административную единицу, податную и территориальную. Позже благотворительные функции прихода и общины сливаются воедино.

Помимо благотворительных функций приход становится органом общественного контроля:

· епископатские суды вели гражданское судопроизводство;

· приход оказывал общине помощь в организации общественных работ;

· приход контролировал сбор податей и др.

Церковная система благотворительности оказала огромное влияние на формирование христианского милосердия русского народа, сплотила общину.

Княжеская поддержка нуждающихся в X-XIII вв.

В своем становлении и развитии княжеское попечительство проходит два этапа:

1. с 988 года (крещение Руси) по вторую половину XII века (образование удельных княжеств и распространение христианства на окраинах русских земель);

2. со второй половины XII века до XIII века включительно. В течение второго периода благотворительные функции князя постепенно сливаются с церковно-монастырским призрением.

Первый этап княжеской социальной помощи характеризуется противоборством языческих и христианских тенденций, двоеверием.

По началу княжеская и церковно-монастырская защита незначительна и охватывает только города (к началу XI в. их насчитывалось 20-25, в XI-первой половине XII вв. – около 70, к середине XIII – 150).

На данном этапе «нищелюбие» князей не было связано с государственными обязанностями, а носило благотворительный, добровольный характер, имело функции поддержания авторитета власти и являлось механизмом ослабления социальной напряженности.

Со второй половины XII века начинается второй этап, в течение которого княжеская защита претерпевает существенные изменения:

· идет формирование феодальных отношений;

· намечается тенденция роста монастырского и церковного призрения, идет накопление капитала внутри монастырских феодов;

· князь становится хозяином вотчинником своего удела;

· административное правление князя осложняют монголо-татарские набеги и данничество.

Теперь помощь и поддержка осуществляется князем только в пределах своей вотчины.

Формы княжеской благотворительности.

Объектами княжеской помощи были больные, нищие, убогие, старики, а так же люди по каким-либо причинам выпавшие и из семейно-родовых отношений: вдовы, сироты, изгои («гоить» – принадлежать общине, семье; «изгой» – субъект в силу определенных обстоятельств не связанный с родовой общностью), прощенники (лица соборованные, но не умершие, получив исцеление от святых мощей или иконы, становились монахами).

Самыми распространенными формами княжеского попечительства были

· раздача милостыни (пищи, денег, одежды) на праздниках и пирах (после крещения Руси князь Владимир «сотвори праздник великий», на котором всем убогим раздавали еду и деньги; в 1148 г. князь Изяслав Мстиславич дает пир по случаю прибытия в Новгород);

· странноприимничество (Иван Калита организовал при своем дворе странноприимницу);

· организация общественных трапез;

· строительство церквей (в 1070 г. у князя Всеволода родился сын, в честь этого события заложена церковь Святого Михаила).

Князь защищал изгоев и прощенников, они становились «христианской собственностью» князя и могли быть подарены церкви.

Князья оказывали обществу помощь в экстренных случаях:

· раздавали хлеб и контролировали цены во время голода;

· помогали восстановлению городов, разрушенных при пожарах или в результате набегов;

контролировали массовые захоронения трупов для избежания распространения болезней и др.

Контрольные вопросы:

1. Проследите особенности принятия христианства на Руси?

2. Каково значение принятия христианства славянами. Как особенности крещения Руси повлияли на развитие благотворительности?

3. Расскажите о формировании церковно-монастырской системы благотворительности после принятия христианства Русью.

4. Назовите этапы становления и развития княжеского попечительства и основные формы княжеской благотворительности..

 

Тема 2.5 Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе (XVI – XVII вв.)

План: