Римское право
Благотворительность и призрение в Древнем Риме
Благотворительность и призрение в Древней Греции
Тема 2.2 Филантропический период в истории социальной работы
Опишите образ жизни и быт древних славян.
Расскажите о религии древних славян.
Назовите основные формы и виды помощи и поддержки в древнейших славянских общинах.
Расскажите об особенностях архетипического сознания славян.
План:
1. Благотворительность и призрение в древнейших государствах: Месопотамия, Индия, Китай
Благотворительность и призрение в древнейших государствах: Месопотамия, Индия, Китай
Древнейшие государства Месопотамии.
1). Историческая справка:
- период IV тысячелетия до н.э.
- расположена в южной части Двуречья, между рекой Тигром и Евфратом.
С развитием земледелия «проведением ирригационных работ, создаются города-государства: Урук, Киш, Лагаш, Ур и другие.
Наступает новый этап – возведение Вавилонского царства (XXII век до н.э.). Особый рассвет Вавилонского царства – период правления Хаммурапи (1792 – 1750 гг.).
2). Первые правовые документы:
- законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тысячелетия);
- законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.)
- законы Среднеассирийского царства (XII в. до н.э.)
Благотворительность в Древней Индии.
1). Историческая справка:
- Ведический период (вторая половина II тысячелетия до н.э. – середина I тыс. до н.э.);
- Магадхо-Маурийский период (вторая половина I тысячелетия до н.э. – II век н.э.).
2). Правовые документы:
- Первого периода: литературные памятники религиозного характера («веды»).
- Ко второму периоду относится ряд документов правового характера: дхармасутры и дхармашастры.
История Древнего Китая.
1). Историческая справка:
- Период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.)
- Период Чжоу (XI – III вв. до н.э.)
- Период Цинь (III в. до н.э.)
- Период Хань (II в. до н.э. – II в. н.э.)
2). Сословное деление:
- «Благородные» (привилегированная аристократия);
- «Простонародье» (свободные крестьяне-общинники);
- «Подлые люди» (рабы, крепостные, оброчные невольники, слуги).
3). В истории древнего Китая отмечается борьба двух философско-правовых школ: конфуцианства и легизма.
В VI в. до н.э. возникает учение Конфуция.
4). В V – III вв. до н.э. Шан Яном создается легистское учение об управлении народом и государством
Благотворительность в Древней Греции
1). Историческая справка.
- Героический период (III – II тыс. до н.э. – XIII в. до н.э.): на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря возникает крито-микенская цивилизация. Возникают мифы и легенды Древней Греции, а также поэмы Гомера: «Одиссея» и «Илиада».
- «Темные века» (XII в. – п.п. VIII в. до н.э.): в результате вторжения дорийцев, затормаживается естественный процесс государственности.
- Возникновение античных городов – полисов VIII в. до н.э. Небольшие по размеру и достаточно изолированные друг от друга. Закрытое государство; живущие люди – граждане, гражданами не являются рабы, чужестранцы. Развивались различные формы республиканского устройства полиса, ставшие традиционными для того или иного полиса (демократия, аристократия, олигархия).
- Афины и Спарта (VI – V вв. до н.э.). Среди сотен государств Древней Греции выделяются два сильнейших Афины и Спарта. Под знаком их противоборства происходит дальнейшее развитие государственности в Древней Греции.
- Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э.).
Благотворительность и презрение.
1) Были заложены основы государственного. регулирования благотворительности и призрения. В героический период «Илиады» и «Одиссеи» в силу религиозных верований было развито гостеприимство, а чужестранцы и нищие считались находящимися под особым покровительством Зевса. Кроме того, предполагалось, что сами боги зачастую странствуют по земле под видом людей. К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах.
2) В Афинах возникают первые общественные гостиницы для приезжих, существовавшие на государственный счет, в местах общественных празднеств или вблизи знаменитых храмов (в Олимпии, при храме Афродиты в Книде, при храме Геры в Платеях). Размещение в гостинице не требовало денег, но о собственном пропитании приезжий должен был заботиться сам. В число обязанностей зажиточных граждан входило отправление литургий — своеобразных личных повинностей, состоявших в покрытии издержек на государственные предприятия и религиозные празднества. Размер литургии не был заранее определен и зависел от того, в какой степени отдельные лица пытались приобрести расположение народа и старались превзойти друг друга в роскоши и богатстве.
В древних Афинах сложилась своеобразная система социальной помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство:
- Расходы на организацию народных празднеств, которые включали в себя устройство «зрелищ», выдачу народу денег на их посещение и угощение зрителей.
- Выдача социальных пособий.
- Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались на государственный счёт до своего совершеннолетия, а затем получали от государства полное вооружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи или дешевой продажи хлеба, закупленного казной. Имеются также сведения о том, что в IV в. до н. э. Афинское государство выделяло бедным девушкам-гражданкам средства для приданого.
- Отправка граждан в путешествия за казенный счет, чтобы путешественники хоть чему-нибудь научились в заморских краях и чтобы освободить город от ничего не делающей беспокойной толпы и в то же время помочь беднякам. Таким образом, в Афинском полисе оформляется своеобразная система государственных и общественных обязанностей по призрению и благотворительности, призванная поддерживать неимущих и обедневших сограждан и обеспечивать социальный мир и равновесие. Благотворительность государства была своеобразной мерой, призванной предупредить возможные народные волнения. Объектам же социальной помощи могли быть только граждане полиса; метеки же, а тем более рабы, на какую-либо поддержку рассчитывать не могли. Благотворительная деятельность государства не всеми воспринималась как положительная. Аристотель указывал, что она только развращает народ.
3) Спарта – в руках государства сосредоточилось все дело воспитания детей (так называемое «спартанское» воспитание), а целью являлось полное подчинение индивида государству. Немедленно при рождении ребенка старейшины общины решали вопрос о жизни ребенка, который при благоприятном для него решении оставался в семье до семилетнего возраста. Если дитя рождалось некрасивым или слабым, то его бросали в горную пропасть Тайтега. С седьмого года мальчик уже принадлежал государству, и начиналось его общественное воспитание.
4) Серьезной социальной проблемой греческих полисов стала проституция, существовавшая на вполне «законных» основаниях.
Куртизанки не обладали никакими социальными правами.
Существовали вольные проститутки, которые делились на три категории:
- диктериады (зарегистрированные проститутки);
- аулетриды (танцовщицы и флейтистки);
- гетеры («дамы полусвета», обычно приезжавшие в Афины из Коринфа и имевшие официальную связь с самыми известными в Греции людьми).
Легальная проституция, исходившая из законов гостеприимства и подкреплённая религиозными традициями, вела к распространению венерических заболеваний.
Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме.
1). Историческая справка.
- 753 г. до н. э. – основан Рим.
- С 27 г до н. э. – Рим – империя. Октавиан Август получает звание императора и неограниченные полномочия на управление государством — Римской империей. Сам период Империи традиционно делится на два основных этапа:
1. Дринципат (I в. до н. э. – III в. н. э). В этот период император считался «первым сенатором» с правом выступать в сенате в начале обсуждения каждого вопроса (тем самым предопределяя решения).
2. Доминат (III – V вв.). В этот период происходит окончательное укрепление императорской единоличной власти.
- В 395 г. Империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византию).
- В 470 г. – падение Западной Римской империи: германский военачальник Одоакр сверг с престола последнего императора Западной Римской империи, которая прекратила свое существование. Падение империи стало символом окончания периода античности в человеческой истории и наступления периода раннего средневековья.
- 1453 г. – падение Византийской империи, которая пережила своего собрата почти на тысячелетие и пала пол ударами турок-османов.
2). Виды государственной помощи и взаимопомощи в Древнем Риме.
В Древнем Риме, как и в Греции, в полной мере воплощается правило устройства за государственный счет празднеств и угощений для плебса, получившее свое отражение в требовании «хлеба и зрелищ», ставшего, так сказать, первым лозунгом древнейших «социальных работников».
Эдилы – особые должностные лица, ведавшие общественными играми, раздачей хлеба гражданам и городским хозяйствам.
Император был обязан присутствовать на играх.
К обычным состязаниям стали прибавлять различные развлечения и услуги. Так, в 32 г. после игр публику провожали домой пять тысяч рабов, освещавших путь факелами. Во время полуденного перерыва зрителям раздавали съестные припасы.
В 90 г. в праздник Сатурналий слуги в богатых одеждах ходили по амфитеатру с корзинами, заполненными изысканными кушаньями и старыми винами. Случалось, публике бросали фрукты, пирожные, сыр и даже дичь. Иногда на зрителей сыпался целый дождь жетонов, представлявших собою квитанции на получение разных более или менее ценных вещей.
В правление императора Нерона (54-68 гг.) в праздники разбрасывали квитанции на хлеб, одежду, драгоценные камни, картины, животных, виллы и даже доходные дома
Зрелища, устраиваемые для плебса, отнимали довольно значительную часть года, занимая:
- во времена Республики 66 дней;
- Во времена Империи число праздников непрерывно увеличивалось, достигнув 175 дней в году.
3). Виды зрелищ.
a) Игры в цирке.
Среди цирковых увеселений преобладал бег колесниц, а также бега лошадей с вольтижировкой, выступления кулачных бойцов, скороходов и борцов.
b) Игры в амфитеатре.
Здесь центральное место занимали бои гладиаторов, которые постепенно стали непременной частью зрелищ.
c) Театральные представления:
- трагедии;
- пантомимы;
- народная комедия;
- балет.
d) Игры на стадии.
Борьба атлетов появилась в Риме в 186 г. до н. э., но становится популярной со времен правления Октавиана Августа.
Состязания в гимнастических упражнениях, пении, музыке, поэзии и красноречии.
Таким образом, устройство «зрелищ» и раздача «хлеба» это попытки римских императоров обеспечить порядок в государстве филантропическим путем.
Архаические, стихийные формы общественной взаимопомощи возникали и без участия государства:
a)«похоронных товариществ», главной целью которых было предоставление своим членам приличного погребения. Каждый, вступая в товарищество, вносил первоначальный взнос и, кроме того, бутылку доброго вина, затем делал ежемесячные взносы.
b)Имеются также сведения о наличии в Риме и некоего прообраза древнейшего «воспитательного дома», возникшего на овощном рынке в 11-м квартале города. На рынок подкидывали искалеченных и безобразных детей, где их и кормили сострадательные торговцы.
c)Традиция денежных и продуктовых даровых раздач занимала приоритетное положение.
4). Политика в отношении беженцев.
5). Социальные проблемы и патологии.
a)Антисанитарные условия в Риме.
b)Разбойники.
c)Скопление нищих.
d)Проблема проституции.
e)Брак в древнем Риме, в зависимости от условий брачного договора, давал вступавшим в него те или иные права и преимущества, дети, рожденные от приличного брака, признавались законнорожденными, наследовавшими имущество. Другая форма, usucapio, пользовалась меньшим почетом, являясь своеобразным «полубраком» (при условии, что сожительство продолжалось не менее одного года). В этом случае муж и жена считались законными супругами, но дети, рожденные в таком «полубраке», признавались незаконнорожденными. Наконец, третья форма брака — наложничество;— получила название сожительства, не пользовавшегося защитой права, injustac nuptiae. Наложница не считалась супругой, лишь «заменяя» последнюю, отличаясь от нее одеждой. Дети, рожденные от такого брака, не являлись членами семьи ее мужа и не обладали правами на получение наследства.
Вывод: таким образом, политика «хлеба и зрелищ» не принесла Риму тех выгод, какие имелись в Древней Греции — внутреннего умиротворения и социального мира. В этой связи, на фоне общего духовного кризиса, поразившего античный мир на рубеже двух эр, популярность приобретает проповедь христианства и деятельность первых христианских подвижников во II-IV вв.
Римское право
II в. до н. э. – II в. н. э. оформилась основа для современных правовых положений — так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения:
1) Усыновление.
2) Опека и попечительство:
В зависимости от объекта опеки выделялись и ее различные формы:
1. Попечение о несовершеннолетних.
2. Опека над женщинами.
3. Попечительство над безумными.
4. Попечительство над расточителями.
Кроме названных выше форм опеки и попечительства в Римском праве были и менее распространенные формы: попечительство над несостоятельным должником; попечительство над наследством, пока оно не будет принято наследниками; попечительство для охранения интересов еще не рожденного ребенка.
В рамках римского права разрабатывались проблемы, связанные с призрением, но они в основном касались так называемого частного права, то есть установления опеки и попечительства, института усыновления, все происходило в рамках семьи, хотя и под контролем государства. Государственная политика в сфере общественного призрения была крайне ограниченной и ограничивалась в основном устройством народных Зрелищ и угощений.
Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Риме особое развитие получила филантропическая деятельность, осуществлявшаяся как государством, так и частными лицами и означавшая зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, и устройство празднеств и зрелищ, и просто добрая пирушка.
Контрольные вопросы:
1. Проследите традиции и обычаи как основу регламентации социальных отношений в древнейших государствах: Месопотамия, Индия, Китай.
2. Перечислите основные виды поддержки свободных граждан, их права и обязанности в Древней Греции.
3. Покажите генезис системы социальной помощи в древних Афинах.
4. Проанализируйте стихийные формы взаимопомощи и систему государственной филантропии в Древнем Риме.
5. Проследите регламентацию сферы общественного призрения в рамках римского права.
Тема 2. 3 Общественная благотворительность в период раннего, классического и позднего средневековья
План: