Основные формы помощи и взаимопомощи в древних славянских общинах

Быт древних славян

Архетипическое сознание славян

Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.

Тема 2.1 Архаический период благотворительности

Раздел II. Основные тенденции в развитии благотворительности в России и за рубежом с древних времен до начала XX в.

План:

Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х века.

В период перехода к общинно-родовому строю закрепляются стереотипы поведения, вырабатывается система защиты индивида в условиях рода и общины. На Руси социогенетический механизм языческой родовой общности постоянно воспроизводился через аграрные культы, семейно-родовые обряды. Впоследствии это вошло в противоречие с христианскими нормами и многие источники, отражающие языческую жизнь славянского общества, были уничтожены в период Христианизации. Для воспроизведения ранних форм помощи и взаимопомощи языческого периода развития славянского общества современные исследователи опираются на историю формирования архетипического сознания.

Архетипическое сознание славян

Образом, который дает представление о сущности языческого архетипического сознания, является круг, колесо. Для славян круг – это символ жизни, защиты, целостности, стабильности, основательности, оберег от злых духов. Славяне представляли жизнь замкнутым циклическим процессом, из которого они не стремились вырваться.

Все члены славянской общины подчинялись устоявшимся родовым традициям, т. к. неподчинение влекло за собой изгнание из рода, а в одиночку в тяжелых климатических условиях человек выжить не мог.

Таким образом, в родовой общине складывается круговая порука

Религией славян было язычество (архаичные религии, основанные на верованиях и мифах, включающие особые обряды и ритуалы).

Выделяют три типа архаичных религий, которые в различных комбинациях и формировали языческие верования славянских племен:

· Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлениями о родстве между определенным родом и тотемом (животным, растением или явлением природы).

· Фетишизм – религиозное поклонение неодушевленным предметам, которые, по представлениям верующих, наделены сверхъестественной магической силой.

· Анимизм – вера в существование духов и души.

Быт древних славян

Основу хозяйственной жизни славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Славяне возделывали рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Почва обрабатывалась с помощью мотыги и сохи. Славяне жили в полуземлянках с бревенчатыми крышами, селились преимущественно в лесных чащах у рек или на островах для удобства при необходимости обороны.

Тяжелые климатические условия и большие объемы необходимых для выживания работ обусловили формирование родовой общины. Постепенно на смену родовой приходит территориальная или соседская община.

Община (вервь) стала органом местного самоуправления, где решались вопросы организации коллективных работ, перераспределения земель и произведенных продуктов, вопросы помощи нуждающимся.

Основные формы помощи и взаимопомощи в древних славянских общинах

Историки сделали вывод, что у славян зарождение древних форм защиты и поддержки проходило так же, как и у всех народов праиндоевропейской группы.

Общинные принципы жизнедеятельности, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи славянского общества, среди которых основными были:

· культовые с различными сакральными атрибутами;

· общинно-родовые в рамках рода, семьи, поселения;

· хозяйственные.

Контрольные вопросы: