Постпозитивизм.

Идеи, отдельные принципы неопозитивизма сохранились в постпозитивизме, хотя общее у них лишь интерес к науке и научному познанию, стремление научными методами решать философские проблемы и ряд других. Постпозитивизм занимается широким кругом проблем: вопросами о возможностях логико-методологических средств в анализе развития научного знания, о месте социопсихологических и социальных факторов в теоретической модели этого процесса и т.д.

Можно сказать, что постпозитивизм получил начало с выходом методологической работы К.Поппера «Логика научного открытия» (1959) и книги Т.Куна «Структура научных революций» (1963), где излагались поблемы развития науки в свете нового видения. Характерная черта этого этапа в развитии философии науки – значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Вместе с тем можно говорить и об общих чертах постпозитивизма:

1. Отход от ориентации на символическую логику и обращение к истории науки. В отличие от логического позитивизма представители этого периода уже не заботятся столь о формальной строгости своих построений. Для них главное – соответствие их конструкций реальному научному знанию и его истории.

2. В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики методологических иследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного языка, то постпозитивизм главной проблемой делает понимание развития научного знания. Его представителей интересуют прежде всего вопросы такого рода: как возникает научная теория? Как она добивается признания? Каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий? Возможна ли коммуникация между сторонниками альтернативных теорий? Соответственно выдвигаются различные решения. Например, структура парадигмы у Куна, научно – исследовательская программа у Лакатоса.

3. Отказ от жестских разграничительных линий, установлению которых позитивизм уделял большое внимание. Смягчается дихотомия эмпирического – теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий. Вместо этого постпозитивизм говорит о взаимопроникновении эмпирического и теоретического.

4. В отличие от логического позитивизма постпозитивизм отказывается от жестских границ между наукой и философией. Он признает осмысленность философских положений и их неустранимость из научного знания. Так, Фейерабенд вообще отказывается видеть какое – либо различие между наукой, мифом и философией.

5. Стремление опереться на историю науки привело постпозитивизм к усилению внимания к развитию знания, к истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. Как правило, они выступают против кумулятивизма в понимании развития знания (простого накопления знания), считают, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части теорий.

В вопросе о соотношении внутреннего и внешнего в развитии науки в постпозитивистской философии науки выделилось два основных подхода в решении этих вопросов.

Когнитивисты: И.Лакатос, Дж.Агосси и другие. Они полагают, что научное знание детерминировано лишь когнитивными (знаниевыми) факторами, хотя и активно взаимодействует с социокультурным окружением. В этом смысле наука обладает своей внутренней историей, другие факторы не определяют развитие научных идей.

Сторонники другого подхода («социологисты») – Т.Кун, М.Малкей, С.Тулмин и др. – считают, что без обращения к социальным факторам не возможно теоретическое объяснение не только внешней, но и внутренней истории науки. Нельзя провести жёсткого различия между внутренней и внешней историей науки.

Когнитивисты в своих рассуждениях опираются на специальный фильтр логико-методологических критериев, стандартов реальности. Этот фильтр позволяет контролировать действие социальных факторов, лишает их самостоятельности в детерминации научного знания. Так, К.Поппер говорил о фальсифицируемости теорий как о сверхкритерии, который контролирует изменение методологических норм.

Социологисты не признают подобного критерия – фильтра. Т.Кун, например, не отрицал существование критериев сравнения теорий (точность, непротиворечивость, относительная простота, плодотворность), но содержание этих критериев целиком определяется существующей парадигмой – определённо заданной системой мышления, образцом мышления. Истолкование этих принципов и их применение оказывается зависимым от системы ценностных представлений отдельного учёного или сообщества учёных.

В рамках гуманитаристики можно рассмотреть такие направления как Герменевтика и Психоанализ.