Проблема истины философии. Диалектика относительной и абсолютной истины
Чувственное познание и его формы. Общенациональное познание и его формы. Единство чувственного и рационального познания
Проблема познаваемости мира философии. Познание как процесс отражения внешнего мира в сознании человека
Одной из важнейших проблем философии является проблема познаваемости мира. Познание – процесс отражения внешнего мира в сознании человека. Это приобретение человеком новых знаний в действительности. Познания протекают при участие 2-х сторон: объекта познания и субъекта познания.
Объект познания – все то, на что направлена познавательная деятельность человека, то есть потенциально весь мир, все его явления.
Субъект познания – сам познающий человек.
Существует 2-е основных точки зрения по вопросу о познаваемости мира:
ü Диалектико-материалистическая. Заключается в том, что окружающий нас мир познаваем, что подтверждается практикой, но познать мир до конца нельзя, так как он постоянно меняется.
ü Агностицизм (незнание). Представители считают, что окружающий мир непознаваем. Например, Давид Юм считал, что все вещи это комплексы, сочетания ощущений. Мы можем познать только свои ощущения, которые вызваны предметами и явлениями окружающего мира, а что на самом деле стоит за ощущениями нам познать не дано.
С диалектико-материалистических ощущений познание окружающего мира происходит следующим образом: от живого созерцания к абстрактному мышлению и через практику к истине, таков путь познания объективной реальности. В этой формации познавательной деятельности человека указаны 4 этапа познания мира:
1. Живое созерцание или чувственное познание;
2. Абстрактное мышление или рациональное познание;
3. Практика;
4. Установление истины.
Познание окружающего мира начинается с чувственного познания. Органы чувств человека дополняют друг друга, контролируют друг друга, замещают друг друга. Выделяют 3-и основных формы чувственного познания:
ü Ощущение – результат воздействия внешнего мира на человека;
ü Восприятие – целостное отражение предмета в мозгу человека. Например, дерево, человек, дом и т.д.;
ü Представление – результат прошлых восприятий (пароход, поезд).
Все эти формы чувственного познания отличаются тем, что происходит непосредственная связь человека с внешним миром. Большую роль на этом этапе познания играют органы чувств человека.
Материалисты считают, что наше ощущение это объективный образ объективного мира. Они дают нам верные представления о действительности. Другая точка зрения Гейма Гольца заключается в том, что все предметы и явления это только символы, знаки, которые человек придает этим вещам. Они ничего с реальным лицом не имеют. Человек в познании мира не ограничивался только чувственным этапом в познании, он переходит к рациональному познанию или абстрактному мышлению, которые позволяют увидеть внутренние связи и отношения в предметах, выявить закономерности их развития. Абстрактное мышление тоже имеет 3-и основные формы:
ü Понятие или обобщенное представление. Они лишены чувствительности. Например, береза, ель, сосна, понятие – дерево.
ü Суждение – связь двух или нескольких понятий. Например, человек – это общественное существо.
ü Умозаключение – связь двух или нескольких суждений, дающих новое знание.
Все три формы абстрактного мышления имеют общее то, что связь этих форм с внешним миром косвенная, апосредственная. На этом этапе познание мира большую роль играет речь человека, мышления.
Существуют разные точки зрения по вопросу о том, какую роль в познании мира играет чувственное и рациональное познания. Выделяют 3-и точки зрения по этому вопросу:
1. Сенсуалистов (сенсуа – чувства). Представители считают, что главная роль в познании мира принадлежит чувствам человека, а абстрактное мышление не столь важно. Их позиция связана с тем, что в наше время возрастает роль эксперимента в познании, создаются сложные приборы, возрастает роль эксперимента.
2. Рационалисты, те философы, которые считают, что главная роль в познании мира принадлежит абстрактному мышлению – рациональному познанию, а чувственное познание не столь важно. Их позиция основана на том, что повышается роль математики, абстрактного мышления.
3. Диалектико-материалисты – и чувственное и рациональное познание важны.
На пути к восстановлению истины о предметах и явлениях окружающего мира лежит вопрос о том, что является критерием, мерилом истинности полученных знаний. Одни философы говорят, что истинно то, что полезно, выгодно (прагматики), другие считают, что истинно то, что согласуется с мнением большинства (конвенционализм), истинно то, что подтверждается на практике.
Следует указать основные функции практики. Практикой называется предметная деятельность людей и имеет 3-и функции:
ü Познавательная, то есть в процессе деятельности человек приобретает новые знания о мире.
ü Воспитательная, то есть в процессе практической деятельности человек изменяет себя.
ü Преобразующая, то есть в процессе практики человек изменяет окружающую действительность.
Значение практики: практика является основой познания мира, все идеи ученые берут из практической жизни; является критерием истинности знаний; является целью познания, потому что все открытия, которые совершаются в науке имеют, в конечном счете, цель внедрения в практику.
Истина – адекватное, верное отражение действительности. Это отражение предмета таким, каким он существует сам по себе независимо от человека. Следует отличать истину от заблуждения и лжи.
Заблуждение – непреднамеренное искажение фактов действительности.
Ложь – сознательный обман.
Проблема истины рассматривается с 2-х сторон:
1. Заключается в ответе на вопрос, существуют ли объективные истины.
2. Заключается в ответе на вопрос, в каких формах существует истина, то есть иначе можно ли познать истину полностью, целиком.
Ответы:
1. Объективная истина – это истина, содержание которой не зависит не от человека не от человечества. Есть ли такие истины? Да есть. Например, смена времени года, движение планет.
2. Истина существует в 2-х формах: относительная – истина не законченная, незавершенная. Таких истин большинство; пример, строение мозга, атома. Абсолютная – законченная, завершенная. Например, знание о дате рождения, смерти, о расположении предметов, определение материи.
Между относительной и абсолютной истинами существует диалектическая связь. Она состоит: любая относительная истина содержит в себе зерно, часть истины абсолютной. В свою очередь абсолютная истина складывается из истин относительных.
Философы по-разному оценивают роль абсолютных и относительных истин в познании:
ü Релятивисты (от слова относительный), те философы, которые признают существование только относительных истин.
ü Догматики: философы, которые считают, что существуют только абсолютные истины, законченные, не признают относительности знаний.
ü Деалектико-материалистическая позиция: познание существует как относительное, так и абсолютное.
№12. ?????????
12.1. ????????????????