Развитие философии в советский период, марксистская философия и предпосылки ее возникновения

Важнейшие течения в философии XIX в. (период классики), русская религиозная философия XIX-XX в.

Зарождения русской философии, ее особенности, философская мысль русского просвещения

Русская философия представляет собой значительное по своему идейному содержанию явление духовной культуры человечества. Русская философия имеет почти тысячелетнюю историю, и вобрала в себя большое многообразие течений, школ, учений. В истории русской философии принято выделять ряд периодов:

¨ Ранний период русской философии XI-XVII вв.

¨ Период русского Просвещения XVIII в.

¨ Период классики XVX в.

¨ Советский периодXX в.

Особенности:

· В русской философии отложился сложный характер отечественной истории, национального самосознания и отмечается запоздалый исторический старт.

· В содержании русской философии традиционно взаимодействует 3-и идейных потока: религиозный, нравственный, историософский (любовь к истории).

· Россия представляет собой огромный Восток-Запад, находящийся на перекрестке культурно-исторических процессов, происходящих на Востоке и Западе. Это определило появление течений западничество и славянофильство. Отличается активное влияние на русскую философию православия как религии, которая ориентирована на высокие общечеловеческие ценности: добро, милосердие, справедливость.

· В русской философии отличается синтез слияния философской мысли и художественного слова: Достоевский, Пушкин. Главные темы русской философии: тема выбора Диалектического пути России и социального идеала; тема духовного как важнейшей характеристики бытия человека в мире.

I период: русско-философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси, на волне христианизации страны (конец X в.). Первый период в истории русской философии пришелся на XI-XVII вв. (древняя и средневековая Русь). В XX-X вв. появилась своя письменность, а в XI-XII вв. в рукописных книгах начал употребляться термин «философия» или «любомудрие». Первым древнерусским философом принято считать митрополита Иллариона. В XI в. вышла его книга «Слово о законе и благодати», в которой он пишет о том, что христианская Русь это завершившийся этап распространения православия и что крещение Руси открывает путь к жизни вечной, к истине. «Молитва»- Илларион рассуждает о человеке- он греховен и не стойкий. Эти качества устремляют человека к земному и порабощают его житейскими проблемами, поэтому для спасения человека всегда требуется обращение к Богу.

В. Мономах в работе «Поучение» излагает систему этических правил «мирянина» человека и пишет, что «мирянину» следует обходится 3-мя делами добрыми: покаянием, слезами и милостыней, не убивать, не гордиться, не лгать, не лениться, чтить гостей своих. Основой всего поведения человека должен быть страх, ужас перед возможным Божьим наказанием. А Главная задача бытия человека- спасение души.

Появляется движение «психазм» (покой). Это учение появляется в период укрепления Московского государства. Это практика созерцательного отношения к миру, которое породило монашество как форму аскетизма. Широкую известность имел святой Сергий Радонежский (1319-1392 гг.). В XIV-XVII веках появляется политфилософия. В XVI веке псковский монах Филофей (1465-1542 гг.), который создал религиозное учение о Москве, как о «третьем Риме».

Суть: старый Рим, который был центром христианства, был завоеван варварами; новый Рим погиб от турецких завоевателей; третьему Риму самой судьбой предназначено быть истинным продолжателем христианского вероучения. Москве суждено «стоять вечно», а четвертому Риму уже не бывать.

II период: XVIII век стал заметной вехой в истории русско-философской мысли. Философия менялась под влиянием перемен в обществе), Русь стала империей, зарождение капиталистических отношений, реформаторская деятельность Петра I).

· Большой вклад в идеологическое обоснование петровских реформ внесла «ученая дружина Петра I» (Татищев, Кантимир).

· Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М.В. Ломоносов- русский ученый энциклопедист 1795 год основал университет, сформировал закон сохранения вещества и движения, заложил основы материалистической традиции и науки.

· Важнейшую роль в русской философии сыграл Радищев. В своей работе «Путешествие из Петербурга в Москву» он критикует крепостное право, пишет, что порабощение человека является преступлением пред ним. Угнетение человека человеком безнравственно, противоречит его естественным правам. В другой работе «О человеке, о его смертности и бессмертности» Радищев пишет, что человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти в других телах, тем самым человеческий род совершенствуется.

· Во второй половине XVIII в. большое значение имело творчество Аклчесова, Новикова, Фонвизина.

XIX в. занимает особое место в истории русской философии. Это «золотой век» по богатству ярких имен, учений. Период классики в развитии русской философии начинается с 20-х гг. XIX в. до начала XX в. Этот период начинается с творчества Чаадаева. В своих философских письмах Чаадаев пишет об особенностях исторического диалектизма России и Западной Европы. В первых письмах он дает высокую оценку Западной цивилизации за развитие науки, культуры, техники и пишет, что «Россия заблудилась на земле, осталась в стороне от общего движения, в тупике истории». Однако в следующих философских письмах он стал критиковать Западную цивилизацию за жизнь по расчету, эгоцентризм и отмечает достоинство русского человека, совестливость, солидарность, открытость и щедрость души. В последних письмах пишет об особой мессианской роли России, дать миру какой-нибудь важный урок и решение наиболее острых проблем человечества (призвание философа Чаадаева дала толчок расколу русской философии). В 30-40-е гг. сложилось 2-а течения в русской философии:

1. Славянофильство: примыкает к конусу философии «тотальности». Эта философия ориентирована на идеи и ценности коллективизма, государственности.

2. Западничество: примыкает к конусу философии «индивидуальности», где подчеркивается первенство свободы и интересуется человеком под интересами коллектива, государства.

Славянофилы (братья Аксаковы, Хомяков, Самарин, Киреевский и д.р.) выработали чувственно-эмоциональные начала в русском национальном самосознании. Они критиковали западную цивилизацию за низменность и бездуховность, за дух……, прагматизма, за то, что все продается и покупается. Православие- духовная основа русской нации, что монархия лучшая форма государственного устройства, она не допускает революционного насилия. Лучше всего общинное землепользование, только при нем можно воспитать нравственного человека. Отстаивали идею соборности как выражение коллективистского духа русских идей, хорового начала в образе жизни.

Идеи славянофилов основываются на 3-х принципах:

ü Православие;

ü Самодержавие;

ü Народность.

Западники (Герцен, Белинский, Огарев) выразители рационального начала в русском национальном сознании. Выступают за европеизацию страны, Реформы Петра I высказывают атеистические взгляды и подчеркивают, что основная ценность в государстве- индивид. Надо защищать его права и свободы, человек вправе обладать личной независимостью (не петь в общем хоре). Преклонялись перед европейским идеалом человека, его пунктуальностью, трудолюбием, терпимостью и инакомыслием.

В XIX в. заметным явлением русской общественной мысли было народничество. Как политическое движение основывается на идее крестьянского социализма (60-70 гг. XIX в.) имеет 3-и ветви:

¨ Анархистская (Бакулин) считает, что история человечества движется из царства животности в царство свободы. Основным угнетателем человеческого рода является государство. Надо идти в народ и звать его к бунту.

¨ Пропагандистская (Лавров). Главная движущаяся сила- интеллигенция или критически мыслящие личности. И призывают пропагандировать социалистические идеи среди народа, идти в народ.

¨ Заговорческая (Ткачев) сам народ не способен изменить ситуацию в обществе. Он находится во власти рабской психологии, излишне терпелив, революцию совершит революционное меньшинство.

Русская мысль русского космизма (Циалковский, Федоров, Вернадский).

К Циалковский высказывает мысль о заселении космоса живыми разумными существами. Он считает, что в космосе существует различные формы жизни от примитивнейших до лучезарных существ, бессмертных, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Отмечает, что с освоением космоса изменится природа человека, его внешний вид, призывается активное освоение космического пространства и расселение человека в космосе. «Ведь нельзя вечно жить в колыбели».

Н. Федоров высказал идею о том, что главный враг человека- смерть. Людей надо делить не на богатых и бедных, а на живущих и умерших. Задача живущих, которым умершие дали все (материальную и духовную культуру) объединить достижения всех наук и добиться многолетнего воскрешения всех каких-либо живущих людей. Пишет: «Борьба за онтологическую свободу в отличие от политической борьбы не разъединяет людей, а объединяет на уровне самом фундаментальном».

Особое место в истории русской духовности занимает религиозная философия второй половины XIX в. и начала XX в. В этот период философия развивается в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом разума и техники (В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский). Главной темой является:

¨ Тема Бога и человека, их взаимоотношения. Центральной фигурой в русской религиозной философии является В.Соловьев (1850-1900 гг.) «Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни». Он развивал философию всеединства, верил, что в будущем произойдет слияние западной католической церкви и восточной православной церкви, и будет использоваться все лучшее из этих вероучений и возникнет вселенская церковь. Цель и смысл человеческой истории в соединении человека с Богом и столкновение богочеловечества, одухотворение людей. В своих работах уделяет внимание проблеме человека. Пишет о том, что человек имеет высокое космическое призвание. Главные качества духовного человека, которое образует центр личности- вера, добро, любовь. Отмечает, что духовная смерть человека всегда означает распад личности, ее деградацию.

¨ Н.А.Бердяев (1874-1947 гг.). «Смысл творчества», «Философия неравенства», «О научении человека». Основная тема: тема человека. Человек- это носитель высоких духовных качеств: религиозных, нравственных, этических. Он соучастник божественного миротворения. Одно из важных понятий- понятие творчества. Способность человека в активной деятельности в окружающем мире, способность к созданию нового. Дает характеристику особенностей XX-го столетия. Пишет, что это время выступает как античеловеческое. В XX столетии томечает эрозию гуманизма, истребление человека. Создается огромный технический мир, но техника разрушает человека, опустошает его духовный и эмоциональный мир, уничтожает индивидуальность, вещь становится выше человека. Пишет о том, что русская душа противоречива и русский коммунизм имеет тоталитарный характер. Он проповедует грубый коллективизм и ложные утопические цели. Критикует нацизм за то, что это лжерелигия, в нем свои святые- пролетариат, свое грехопадение частной собственности, свой путь жить во ………..счастье.

 

Существует мнение, что основа нравственности русского народа связана с христианством. Но в конце XVII в. начале XVIII в. произошло испытание русской нравственности. Реформы Петра I, европеизация России вели к отходу истинно русских, вызвали борьбу старообрядцев с нововведениями, особенно большое испытание русской нравственности связанное с советским периодом. Считается, что в этот период произошло нарушение божественных основных заповедей (не убий, не укради, не прямолюбодействуй). Большой урон для русской философии был нанесен высылкой в 1922 году за рубеж большой группы философов (Бердяева, Ильина, Лаосского, Франка), которые не встали на коммунистические позиции. В советское время философия развивается под влиянием политических институтов общества, коммунистической партии и государства. При отсутствие необходимых элементов демократии, свободы слова, многопартийности философская мысль не имела возможностей для денежного развития и превратилась фактически в служанку политики. Важнейшей функцией философии стала идеологическое обоснование необходимости и закономерности существующего советского строя. Однако следует заметить, что в советское время развитие получило историко-философское знание. Ойзерман, Парский, Асмира, Чанышев.

Проводили исследования в области логики (Лосев, Розенталь). Философские проблемы естествознания- Кедров. Теорию человека исследовал Леонтьев, Фролов, …..

В 50-60 гг. появились яркие и оригинальные философы Ильвенков, Манардаливили, Лившиц и др.

В 70-80 гг. наступил завершающий период в развитии советской философии, за исключением она носила официальный и идеологизированный характер.

Марксизм как общесоциологическая теория анализировалась с различных сторон. Заслугой марксизма считается 4-е момента:

¨ К.Маркс и Ф.Энгельс использовали учение Гегеля (диалектика) и Фейербаха (материализм) создали новое учение диалектический материализм.

¨ Классики марксизма распространяли диалектико-материалистический подход на анализ жизни общества и создали исторический материализм.

¨ Впервые показали неразрывную связь философии с частными науками.

¨ Это учение призывает философов не только объяснять явление окружающего мира, но и помогать преобразовывать его. Отмечают то, что:

· В марксизме общественное развитие выше личного;

· Считается частная собственность злом, недопустимой формой экономической жизни общества;

· Критикуют его за то, что они считают, что классовая борьба- двигатель прогресса общества, революции– локомотивы истории;

· Религия рассматривается как опиум для народа, марксисты-атеисты.

В 40-е гг. XIX в. марксизм возникает на базе определенных предпосылок:

ü Социально-экономические;

ü Теоретические;

ü Естественно-научные.

Социально-экономические. К этому времени на арену борьбы вышли 2-а класса: буржуазия и пролеториат. Выступления пролеториата становятся более организованы. Крупные выступления леонских ткачей во Франции 1831-34 гг., селестское восстание в Германии 1844 г., чартистское движение в Англии 1840 г. Эти выступления показывают, что в обществе есть сила способная изменить существенный политический строй. Но этому движению нужна научная программа, теория для успешной борьбы.

Теоритические. –немецкое классическое философское учение Гегеля и Фейербаха;

-английская политэкономия, классики марксизма-ленинизма изучала теорию трудовой стоимости А.Смита и Д.Рикордо и на ее базе создается учение о прибавочной стоимости. Это краеугольный камень марксизма;

-учение французских социалистов утопистов (Фурье, Оуэн) их критику буржуазного строя, его противоречия;

Естественно-научные. В середине XIX в. сделаны 3-и крупных открытия в области естественных наук, которые способствовали разработке марксистского учения:

§ Закон сохранения и превращения энергии;

§ Клеточная теория строения и растительного и животного мира;

§ Эволюционная теория Ч.Дарвина.

 

 

№8. Зарубежная философия новейшего времени Xxвека