Антропологический материализм Л.Фейербаха

Диалектический метод Гегеля

Критическая философия Эммануила Канта

Немецкая классическая философия является вершиной рационального мышления. Она существовала период с конца 17 века до 70-х годов 19 века. Характер общества того времени определял черты немецкой классической философии:

· Немецкая философия явно ориентирована не на исследование земли (природы), а к познанию неба, то есть сферы духа во всех его проявлениях;

· Обоснована идея развития применительно к исследованию духа, общества, процесса познания. Принцип историзма стал ведущим у немецких мыслителей;

· С помощью немецкой классической философии, философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понятийный аппарат;

· В немецкой классической философии подчеркивались особые значения знаний о человеке, человек рассматривался как высший предмет философии особенного рода ценность и цель общества.

Немецкая классическая философия наиболее систематично и последовательно изложено диалектика, как теория развития и метод философского мышления. Немецкая классическая философия сумела достаточно глубоко и полно для своего времени объяснить мир. Представители: Кант, Гегель, Фейербах, Фихте.

Кант (1724-1804 гг.) крупный философ и ученый в области естествознания, физической географии, антропологии. Философия Канта делится на два периода:

I до начала 70-х годов- «до критический»

II с 70-х годов- «критический»

I. Кант пытался решить вопрос о бытии, о религии, о природе. В этот период вышла работа «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год).

Главные вопросы: вопросы естествознания и развития в природе. В этот период делает крупное открытие и высказывание.

ü Кант объясняет строение солнечной системы и высказывает гениальную гипотезу о том, что солнце возникло из огромного облака разряженных в пространстве частиц материй (диффузного вещества).

ü Высказывание о роли приливов и отливов в истории земли. Доказывает, что от этого зависит изменение скорости суточного вращения Земли.

ü В биологии. Сделал классификацию животного мира, классы животных и растений.

ü Исследовал тему Бога, причина мира не материя, а Бог и подчеркивал, что вера должна иметь место, так как именно вера в бессмертие души, свободу и Бога позволяет стать человеку нравственным существом.

II. Выходит работа «Критика чистого разума» (1781 год). Кант совершает такой же переворот в философии как Коперник в астрономии. Заключения: исследуя процесс познания человечеством мира, он впервые призывает исследовать не объект познания, предмет, а специфику познающего субъекта, законы человеческого разума и его границы.

Метод познания Канта назывался критическим, он был догматическим, так как он подвергает критическому анализу познавательные способности человека, выясняет их природу и возможности. Анализируя процесс познавания деятельности человека, он в отличие от Декарта, Лейбница, которые считали, что чувственное познание это низшая форма, а познание с помощью рассудка высшая. Кант подчеркивал, что чувственная и рассудочное познание это два ствола человеческого знания, они имеют оба важное значение. Ощущение без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты.

Кант разрабатывает учение о вещах в «себе» и явлениях. Спомощью этого учения он доказывает, что окружающий нас мир непозноваем. Суть: весь мир, окружающий Кант делит на две части:

¨ Мир явлений, вещей- внешняя форма вещей (размеры, цвет и т.д.) этот мир познаваем.

Ø Мир вещей в «себе»- суть вещей и открытый смысл, не доступный человеку.

Кант считал, что вещь сама по себе действует на нас, вызывает ощущение, именно они являются предметами нашего восприятия.

Кант пишет: «Мы можем познать только то, что сами создали».

Анализируя познаваемые способности человека, он выделяет три основных:

¨ Чувственность (способность к ощущениям);

¨ Рассудок (способность к пониманию и суждению);

¨ Разум (способность человека к умозаключениям, доходящим до идеи);

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). Основная философская работа: «Феноменология духа» (1806 г.). Заслуги:

q Большое внимание уделял разработке философских понятий и на их базе сформулировал 3-и всеобщих закона диалектики:

· Единства и борьбы противоположений, которое объясняет причину развития всего в мире.

· Закон количественных изменений в качественные и обратно. Объясняет механизм процесса диалектики.

· Закон отрицания отрицания. Объясняет направление процесса развития.

q Гегель разработал учение о развитии мира. Он считает, что процесс становления мира- реализация возможностей некой абсолютной идеи. Он считал, что процесс возникновения современного мира происходит в 3-и этапа:

· Абсолютная идея обрастала все более сложными и сложными понятиями, категориями, накапливала их.

· Наконец достигнув определенного уровня накопления этих понятий абсолютности, идея на этом этапе решает выразить себя в чем-то конкретном и, создает окружающий нас мир с флорой и фауной. Однако абсолютная идея неудовлетворенна тем, что в созданном ею мире нет существа, наделенного сознанием и способностью определить величие и могущество абсолютной идеи.

· Поэтому на 3-м этапе абсолютная идея создает человека, наделенного разумом.

Гегеля критикуют за то, что он свою систему объяснения возникновения и развития мира считал непревзойденной, совершенной. Однако сам он выступает как революционер. Философская революция предшествует политическим. Гегелю принадлежат слова: «Достойно гибели все то, что существует, нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем лежит печать неизбежного падения и ничего не может устоять пред ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения. Все действительное разумно, все разумное действительно».

q Гегель анализирует процесс развития в мире. Он считает, что всякое развитие протекает по определенной схеме:

· Утверждение или полагание (тезис);

· Отрицание этого утверждения (антитезис);

· Отрицание отрицания, снятие противоречий (синтез).

Последний великий представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Фейербах опубликовал работу: «Мысли о смерти и бессмертии», в которой отвергал бессмертие человека и доказывал, что бессмертны лишь деяния человеческого разума. Главный труд Фейербаха: «Сущность христианства» (1841 г.). Он в этой работе:

q Укрепил позиции материализма. Ему первому пришло в голову, казалось бы очевидная мысль о том, что сознание человека это продукт деятельности мозга. Если повредить мозг, то сознание исчезает полностью или частично. Однако, несмотря на это утверждение Фейербах не считал себя материалистом, потому что в это время возникло такое течение6 в материализме, как вульгарный материализм. Представители: врачи естествоиспытатели Бюхмер, Фогт, Молешот. Они считали, что сознание вещественно. Фогт «мысль так же выдается мозгом, как желчь печенью»-Фейербах не согласен.

q Фейербах больше внимания уделял природе. Разработал материальное учение о природе. Считал: природа единственная реальность, а человек ее высший продукт. Благодаря человеку природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. В природе взаимосвязано, взаимодействует. Все живое возникло из неживого.

q Рассуждения о религии. Считает, что религиозное чувство порождается страхом, трудностями, страданиями. В религии отражаются надежды и идеалы человека. Отмечает: Бог есть то, чем человек хочет быть. Это придает смысл религии. Человек верит в Бога, так как стремится быть счастливым, сам хочет быть совершенным и верит в бессмертное существо, так как сам не желает умереть. Религия отражает нечто вечно присущее человеку и религиозное чувство непреодолимо. Религия- главная форма духовной жизни людей.

Рассматривая движущие силы развития общества, Фейербах считал, что ими являются человеческие чувства и страсти. «Человеческие чувства- главное и определяется сила поведения каждого человека и общества в целом. Человек действует по велению чувствительности, ее формы разнообразны- любовь к жизни, стремление к счастью, эгоизм, интерес, удовольствия».

q О свободе человека отмечает: «Птица свободна в воздухе, рыба- в воде, человек свободен там и тогда, где и когда условия его жизни позволяют ему удовлетворять его естественное стремление к счастью, к реализации своих способностей.

Фейербах анализирует отношения людей в обществе и пишет: «Важно сделать условия жизни человека человечными, то есть создать такие условия в обществе, при которых человек может осуществить свое стремление к счастью». Он считал, что любовь- средство осуществления гармоничного сообщества, так как любящий человек не может быть счастливым в одиночку, его счастье неразрывно связано со счастьем того, кого он любит. Делает вывод: «Любовь- сущность и цель человеческой жизни, решающая сила общественного и нравственного прогресса».

Материализм Фейербаха называется антропологическим, потому что он не сводит всякую реальность к механизму движения и рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре внимания его стоит человек как единство души и тела, а не как отвлеченное понятие философии. Он встал на защиту природно-биологического начала в человеке.

Вывод: классики немецкой философии внесли большой вклад в раз0работку диалектического метода, диалектического подхода к анализу понятий и учли достижения наук того времени.

 

№7. История русской философии