Оптовая и розничная торговля.

Особенности торгового капитала

Тенденция и нормы прибыли к понижению

Новое оборудование, как правило, более дорогостоящее, чем предыдущее, поэтому увеличиваются амортизационные отчисления, которые входят в себестоимость продукции:

З(себ.)↑= АП +АО↑+ С+ Э+ ЗП.

Поэтому затраты должны расти, а если растут затраты, значит, норма прибыли должна снижаться

НП↓ = П / З↑ *100%.

Но новое оборудование более производительное, поэтому затраты на сырье, энергию и зарплату (на единице продукции) должны снижаться. Поэтому, несмотря на рост амортизационных отчислений затраты всё-таки должны снижаться.

З(себ.)↓= АП +АО↑+С↓+Э↓+ЗП↓. Т.е выгодно модернизировать оборудование, т.к оно приводит к снижению себестоимости.

Мы рассмотрели пример, когда продукция однородна, формируется средняя цена и нельзя повышать цену (в сельс. хозяйстве). Если же продукция дифференцирована (в промышленности), то на новом оборудовании производится более качественная продукция и можно повысить цену, поэтому и в этом случае прибыль и норма прибыли будут повышаться.

В результате все больше увеличивается разница в ценах на с/х продукцию и промышленную продукцию (это серьёзная проблема). Как решить???

ЛЕКЦИЯ № 9. ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ И ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ

Самым слабым звеном процесса воспроизводства капитала является реализация созданной товарной продукции. Сложность этого звена определяется основным противоречием рыночной экономики: стремлением капитала к постоянному расширению масштабов производства с одной стороны и ограниченной покупательной способностью населения с другой. Это противоречие разрешается путем отделения торгового капитала от промышленного капитала в особый самостоятельный вид капитала.

Торговый капитал – капитал сферы обращения, специализирующийся на реализации созданной товарной продукции.

Производитель доверяет функцию продажи своего товара торговцу, при этом он теряет часть прибыли, но экономит на дополнительных затратах.

Функции торгового капитала:

1. превращение товарного капитала в денежный

2. ТК ускоряет скорость оборота совокупного капитала.

3. ТК стимулирует спрос при помощи рекламы.

4. ТК расширяет рынки сбыта.

Формула кругооборота торгового капитала: ДЕНЬГИ – ТОВАР – ДЕНЬГИ' (Д – Т – Д')

Где Д' = Д(первоначальные деньги)+ΔД (прирост капитала) Д – Т – (Д +ΔД )

ΔД (дельта Д) – разница между оптовой и розничной ценой товара. Она составляет основу торговой прибыли.

Главными пунктами движения торгового капитала является оптовая и розничная торговля:

1) оптовая торговля осуществляется в 3х видах:

б) в виде покупки товаров на товарной бирже (однородная продукция).

б) в виде покупки товаров на оптовой базе (дифференцированная продукция)

в) в виде прямых поставок из фирмы-изготовителя в торговую фирму.

Товарная биржа – разновидность рынка, на котором сырьевые и продовольственные товары продаются оптом, т.е большими партиями по оптовым ценам.

2) розничная торговля - торговец доводит продукцию производителя до потребителя по розничным ценам, используя элементы маркетинга.

Особенности современного торгового капитала.

Если в 19 веке и 1й половине 20 в. - в розничной торговле преобладали мелкие торговцы, то во второй половине 20 века в сфере торговли стали наблюдаться новые тенденции, связанные с укрупнением и централизацией торговых предприятий (с одной стороны) и более тесной их интеграцией с промышленными предприятиями (с другой). Это проявляется в том, что стали образовываться крупные торговые фирмы: а) обслуживающие сбыт продукции многих промышленных фирм

б) диктующие правила поведения не только потребителям, но и производителям.

Вывод: процессы монополизации происходят не только в производстве, но и в торговле. (напр., Эльдорадо, Сильпо, Фокстрот, Фуршет, Таир…).