Оптовая и розничная торговля.
Особенности торгового капитала
Тенденция и нормы прибыли к понижению
Новое оборудование, как правило, более дорогостоящее, чем предыдущее, поэтому увеличиваются амортизационные отчисления, которые входят в себестоимость продукции:
З(себ.)↑= АП +АО↑+ С+ Э+ ЗП.
Поэтому затраты должны расти, а если растут затраты, значит, норма прибыли должна снижаться
НП↓ = П / З↑ *100%.
Но новое оборудование более производительное, поэтому затраты на сырье, энергию и зарплату (на единице продукции) должны снижаться. Поэтому, несмотря на рост амортизационных отчислений затраты всё-таки должны снижаться.
З(себ.)↓= АП +АО↑+С↓+Э↓+ЗП↓. Т.е выгодно модернизировать оборудование, т.к оно приводит к снижению себестоимости.
Мы рассмотрели пример, когда продукция однородна, формируется средняя цена и нельзя повышать цену (в сельс. хозяйстве). Если же продукция дифференцирована (в промышленности), то на новом оборудовании производится более качественная продукция и можно повысить цену, поэтому и в этом случае прибыль и норма прибыли будут повышаться.
В результате все больше увеличивается разница в ценах на с/х продукцию и промышленную продукцию (это серьёзная проблема). Как решить???
ЛЕКЦИЯ № 9. ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ И ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ
Самым слабым звеном процесса воспроизводства капитала является реализация созданной товарной продукции. Сложность этого звена определяется основным противоречием рыночной экономики: стремлением капитала к постоянному расширению масштабов производства с одной стороны и ограниченной покупательной способностью населения с другой. Это противоречие разрешается путем отделения торгового капитала от промышленного капитала в особый самостоятельный вид капитала.
Торговый капитал – капитал сферы обращения, специализирующийся на реализации созданной товарной продукции.
Производитель доверяет функцию продажи своего товара торговцу, при этом он теряет часть прибыли, но экономит на дополнительных затратах.
Функции торгового капитала:
1. превращение товарного капитала в денежный
2. ТК ускоряет скорость оборота совокупного капитала.
3. ТК стимулирует спрос при помощи рекламы.
4. ТК расширяет рынки сбыта.
Формула кругооборота торгового капитала: ДЕНЬГИ – ТОВАР – ДЕНЬГИ' (Д – Т – Д')
Где Д' = Д(первоначальные деньги)+ΔД (прирост капитала) Д – Т – (Д +ΔД )
ΔД (дельта Д) – разница между оптовой и розничной ценой товара. Она составляет основу торговой прибыли.
Главными пунктами движения торгового капитала является оптовая и розничная торговля:
1) оптовая торговля осуществляется в 3х видах:
б) в виде покупки товаров на товарной бирже (однородная продукция).
б) в виде покупки товаров на оптовой базе (дифференцированная продукция)
в) в виде прямых поставок из фирмы-изготовителя в торговую фирму.
Товарная биржа – разновидность рынка, на котором сырьевые и продовольственные товары продаются оптом, т.е большими партиями по оптовым ценам.
2) розничная торговля - торговец доводит продукцию производителя до потребителя по розничным ценам, используя элементы маркетинга.
Особенности современного торгового капитала.
Если в 19 веке и 1й половине 20 в. - в розничной торговле преобладали мелкие торговцы, то во второй половине 20 века в сфере торговли стали наблюдаться новые тенденции, связанные с укрупнением и централизацией торговых предприятий (с одной стороны) и более тесной их интеграцией с промышленными предприятиями (с другой). Это проявляется в том, что стали образовываться крупные торговые фирмы: а) обслуживающие сбыт продукции многих промышленных фирм
б) диктующие правила поведения не только потребителям, но и производителям.
Вывод: процессы монополизации происходят не только в производстве, но и в торговле. (напр., Эльдорадо, Сильпо, Фокстрот, Фуршет, Таир…).